Проезд через: Ставропольский край – Кабардино-Балкария – Северная Осетия
– Ингушетия – Чечня – Дагестан.
Карта маршрута
Отчёт по поездке:
Фотоальбом поездки: смотреть
Часть I: Россия (эту часть Вы читаете сейчас)
Часть IV. Возвращение
29 декабря. Выезд в Пятигорск.
С утра дописываю маршрут –
цепочку населённых пунктов, через которые пойдёт наш путь. Сейчас нам неизвестно
ничего о транспорте – узнавать будем на месте. Днём пакуемся и собираемся.
Вечером выходим на вокзал и садимся в поезд. Его обслуживает бригада уроженцев
Кавказа, которые даже не надевают формы – ходят в спортивной одежде. Бельё
выдают с чёрными пятнами и в порванных пакетах.
Прямо напротив моих глаз, на
третьей полке, написано «Ура я еду домой в Ухту». Вскоре мы проезжаем
Спасо-Андроников монастырь, и поезд начинает ехать через многочисленные
промзоны.
30 декабря. Дорога в Пятигорск.
Утро начинается в Воронеже (да,
извиняюсь перед знакомыми из этого славного города, что не предложил пересечься).
Снега тут почти нет, только в колеях дорог и на тропинках слегка присыпано.
Проезжаем многочисленные
промзоны, в основном вагоноремонтные. Особенно запоминается одна из них, где
разбитые железнодорожные вагоны стоят перед полуразрушенным зданием, сквозь
мутные стёкла которого слегка проникает электрический свет. Сразу из нескольких
мест в этом здании валят мощные струи пара.
Проезжаем район Воронежской
антеклизы. Местность становится здесь довольно интересной. От ровных полей мы
приезжаем в страну высоких холмов и глубоких оврагов. В стенках многих из них
выходят бровки коренных пород, кажущиеся розовыми в лучах рассветного солнца.
Приезжаем в Лиски. Здесь, пока
поезд ждёт врача, я успеваю купить завтрак – пирожки. Цепляет взгляд табличка «седьмой
тупиковый путь».
Вскоре после Лисок проезжаем
Россошь. Пока не становится совсем сонно, играю с соседями в карты. Около окна
лежит долька мандарина, которая то вспыхивает рыжим в лучах солнца, то
погасает: солнце стробоскопом мигает сквозь стволы деревьев.
Вскоре мы приезжаем из
сильнопересечённой местности опять в равнинную. Всё-таки надо будет как-нибудь
съездить в те красивейшие места ранней осенью – в начале сентября, когда все
холмы покрыты золотом неубранных полей.
Пара слов о вагонах нашего поезда.
Плацкарт сохранён в самой его оригинальной комплектации. Ради интереса мы даже
спросили проводников о годе выпуска вагонов. Выяснилось, что вагоны 1948 года
без ремонтов. Инновации, однако. Не жарко в них только потому, что дует из щелей
в окнах – печки работают вовсю. В туалет вмонтирован душ – с потолка капает, да
так, что на полу довольно существенное озерцо – захожу туда только в берцах.
Кто в заброшке/подземле был – тот поймёт атмосферу.
Просыпаюсь на вечерней заре.
Теперь остаётся посидеть пару часиков, и можно спокойно спать дальше. В этих
краях всё засыпано снегом – поехали на юга, называются.
На Лихой покупаю ужин – пару
пирожков. Вишня в них настолько настоящая, что на каждый пирожок приходится до
10 косточек. Из купе проводников доносятся восточные мотивы.
31 декабря. Пятигорск.
Сначала ночью кто-то кричит «а-а-а»
минут пять. Потом затих. Затем женщина на полке рядом бредит сиреневенькими колготками.
Мы стоим на технической станции, и из-за отсутствия поддува через щели стало
уже совсем душно. Снова уснуть я смог только тогда, когда поезд поехал.
Скоро начинает светать.
Становится видно, что всё засыпано тонким слоем снега. Небо потихоньку
растягивает. Становятся видны отдельные горы, мимо которых проезжает наш поезд.
В 9:40 наш поезд приезжает в Пятигорск.
Здесь нас встречает Ваня Швец, который отводит нас к себе на квартиру, где мы
размещаемся на ближайшие сутки. Едем мы туда на трамвае чешского производства,
сохранившего на стенах фрагменты карт ФРГ (!). Стоимость проезда, отмечу для
статистики, 14 р.
Пятигорск встречает...
Из квартиры мы сразу идём на
Машук, до которого отсюда минут 20 хода. Что сразу обращает на себя внимание –
обилие птиц. Летает очень много соек и дятлов. В нижней части горы лес
сосновый, а к вершине сосны потихоньку сменяются дубами. Проходим мимо
стадиона, и по длинной дороге-серпантину начинаем подниматься к вершине. Ближе
к вершине в стенках дороги начинают появляться выходы коренных пород (мергелей
и известняков), увешанные сосульками. Интересно отметить, что везде, где мы
видели эти выходы, азимут падения пород направлен от вершины, что, видимо,
связано с внедрением интрузива и поднятием пород.
Пятигорская сойка
С Машука открываются прекрасные виды на Бештау
Чередование лесов на Машуке
Коренничок
У вершины горы снова начинается
сосновый лес. Дует весьма сильный ветер, потому мы довольно быстро обходим
вокруг вершины и начинаем спускаться вниз. На полпути сворачиваем на узкую
тропинку. Попетляв по дубовым рощам, мы выходим на дорогу вокруг Машука. По ней
мы идём к Провалу. К подземному озеру, заполненному голубой водой, ведёт штольня.
Как гласит расположенный рядом стенд, цвет воде придают «сера и особые бактерии».
Пятигорск. В ясную погоду видно Эльбрус.
Дубовая роща
Провал и статуя Остапа Бендера
Штольня к озеру
Замечательная голубая вода
Желающие могут по тропинке подняться
к воронке над озером – до него будет около 40 м.
Вокруг площадки перед провалом высятся
громады недостроенных санаториев. Территорию планируют застраивать, однако
местные жители довольно
активно сопротивляются (см. напр. "Хватит пилить Машук").
"Хорошему жёлудю всякая свинья рада" (c) м/ф "Падал прошлогодний снег"
Ещё немного флоры
От провала мы идём по длинной
дороге вокруг Машука, пока наконец не доходим до места дуэли Лермонтова. Отсюда
уже совсем недалеко до выхода из парковой зоны Машука.
Нам повезло, и под вечер небо немного растянуло.
Одна из вершин Бештау
По дороге покупаем на Новый Год
бутылку Дербентского шампанского.
Садимся на 4-ый трамвай
(выбранный случайным образом) и едем через старую часть города, где сохранились
здания конца XIX – начала XX века.
От здания радоновых ванн проходим
до нашего пристанища. Картину дополняют гикающие деды морозы, разъезжающие на
мотоциклах.
Машук. Лично. Вид сбоку.
Забавный такой новодел
Радоновые ванны 1914 года постройки
Мусорный бачок. Богатая мысль, богатая. С тонким запахом пацифизма.
Даже такие замки встречаются
После сытного ужина мы идём к
стадиону. Ещё только одиннадцать вечера, но тут уже собралось немало желающих
встретить Новый Год на Машуке. Временами над городом взлетают фейерверки.
Бештау, к сожалению, практически не видна в ночной тьме.
1 января. Прощание с Пятигорском.
Начинается 2013 год. Спустя полчаса
над городом начинается салют. Честно скажу, я первый раз видел такое количество
фейерверков – буквально над каждым двором ежеминутно расцветают огненные цветы.
По нескольку залпов дают
энтузиасты с вершин Бештау и Машука. Начинают палить и на стадионе, так что
салюты взрываются прямо над головой на высоте метров 10.
Новогодний Пятигорск. Конечно, это надо видеть. Фото не передаст того, как это происходит.
На утро упихиваем снаряжение в
рюкзаки и выходим. Доезжаем до автовокзала. Здесь выясняется, что сегодня
автобусов нет, первый в сторону Тырныауза (на Баксан) будет в 11:30.
Прощальный взгляд на Бештау
И ещё один прощальный взгляд на Машук
Мы решили, что стоит попробовать
поймать машину и направились к выезду из Пятигорска. Машины стопились хорошо,
но в ту сторону никто не ехал. Наконец мы наткнулись на маршрутку, которая
отвезла нас ко второму автовокзала около рынка «Людмила». Здесь выясняется, что
маршрутка на Тырныауз только что ушла, и больше сегодня не будет, хотя обычно
они ходят регулярно. Тогда мы садимся на маршрутку до Грозного.
Эльбрус на горизонте
Это уже в районе Кабардино-Балкарии
Мимо Северной Осетии...
Вскоре мы выезжаем. На границах
субъектов федерации – весовые пункты. Однако уже на границе с Ингушетией
появляются огневые точки. В холмистой Ингушетии особенно запоминаются
многочисленные мусульманские кладбища, вытянутые вдоль трассы.
Ингушетия
В Чечне блокпостов с укреплениями
уже несколько, ходят автоматчики в бронежилетах. После кордонов едем прямо в
Грозный. Там мы переезжаем на другой автовокзал, где садимся в маршрутку до
Хасавюрта. Чечня запоминается нам обилием портретов Путина, Кадырова-старшего и
Кадырова-младшего. Строятся новые мечети и новые многоквартирные дома с
элементами восточного стиля. Запоминается Грозный и вооружёнными бойцами через
каждые несколько сот метров.
Едем по Чечне
Портреты Кадырова тут регулярны
Кавказ в Чечне и Ингушетии запоминается белой
дымкой у подножия гор – видимо, ветер поднимает снег. С левой стороны до
горизонта тянется равнина.
Въезжаем в Хасавюрт. Вот мы уже и
в Дагестане. За прошлую неделю тут ликвидировали 9 боевиков – как мы
пошучиваем, пока у них пониженная концентрация, надо поскорее проезжать. Хасавюрт запоминается огромным количеством
2-3 этажных лавок вдоль трассы с внешними винтовыми лестницами – такое я видел
только здесь.
В Хасавюрте.
Памятник Герою СССР, танкисту Второй Мировой.
Наша маршрутка сворачивает на
автостанцию. Лишь завидев нас, местные начинают спрашивать: «автостоп? Тогда идите
туда, на трассу». Выясняется, что сегодня маршруток на Дербент не будет, и мы
садимся на автобусик до Махачкалы.
Обращает на себя внимание просто
огромное количество автосервисов, бензоколонок (в том числе, «Росснефть» и «Газпромъ»),
на которых продаётся 93-ий бензин, куча предложений вулканизации шин. Вдоль
дороги видны и многочисленные автосвалки с покорёженными автомашинами.
К нам медленно приближаются горы.
Наконец, когда они нас совсем обступают, мы приезжаем в Махачкалу. Проходим к
краю города, снять панораму. Новостройки здесь стоят среди куч отбросов.
Окраины Махачкалы
Уже закат, и мы едем в центр
города, в гостиницу «Ленинград». За 900 рублей с нас двоих нам дают комнату с
рваными простынями, сломанным унитазом и неработающим светом в ванной. После дискуссии
с горничной нас переселяют в более пристойный номер (с работающим светом в
ванной). Тем не менее, когда я спросил о туалетной бумаге, на меня посмотрели с
искренним удивлением, и сказали, что такого у них никогда не было. Как вариант,
нам предложили номер за 1300 с «новой мебелью», но мы решили, что сможем
переночевать одну ночь и так, а деньги лишний раз тратить тоже не хочется. В итоге мы
спали на полу на пенках в спальниках.
После обустройства отправляемся в
город за ужином. Всё время слышны какие-то хлопки – видно, дожигают остатки
пиротехники (этот вариант звучит как-то добрее). Здесь, как и в Грозном, на
улицах дежурят вооружённые бойцы.
Дороги в регионе довольно
приличные, хотя в городах состояние асфальта, количество льда и грязи оставляет
желать много лучшего.
Несмотря на значительный процент
мусульман среди населения, довольно много женщин ходит с непокрытой головой и в
джинсах, хотя в основном в платках и юбках.
Вид из номера в "Ленинграде"
2 января. Дербент.
Утро. После долгой прокачки воды
случилось чудо – из крана полилась мутно-коричневая, но всё-таки горячая вода.
Собираемся, пьём чай, выходим. С
балкона нашего номера видно Каспий, потому мы доходим до него первым делом. Выходим
на набережную, на которой располагается драмтеатр.
Пока я фотографировал лавочку, к
нам подъехала машина полиции проверять документы. Лицо старшего освещается
радостью, когда я рассказал про вчерашние красоты Кавказа. Параллельно узнаём,
как нам ехать на южную автостанцию.
Каспий
По пути к автовокзалу обращает на
себя внимание выставленный на помост инкассатор – примерно так, как перед автосалонами
выставляют топовую модель авто.
Южная автостанция. Половина здания разрушена - от снега провалилась кровля (ссылка)
Не поджигай чистый город Махачкалу!
От южной автостанции едем на
Дербент. На выезде из Махачкалы нас снова проверяют на посту. Обращает на себя
внимание обилие пустого жилья – то ли недостроенного, то ли брошенного.
Такие тут у каждого поста.
По пути нас останавливает ДПС –
за несколько километров до этого места стояла невзрачная «Лада-Самара», в
которой был видеорегистратор. Нашу машину поймали на пересечении сплошной при
завершении манёвра обгона. Водитель около получаса ругался с полицейскими. Как
он затем рассказал, «того, кто в машине сидел – знаю, мой сосед. Того, кто на
посту стоял – знаю, брат друга моего. А тот, кто с автоматом стоял – не знаю
его. Так такая сволочь, 1000 рублей отдать пришлось (всего 1000 р. взятка –
прим. моё) а , чтобы не оформляли. Не знаю, как у вас в России (! – прим. моё),
а у нас они совсем оборзели! Мало того, что Путин (много нецензурного в адрес
Президента) им зарплату до 50 000 поднял, так ещё и обдирают (нецензурно)»
(не дословно, но близко к оригиналу).
Наконец, мы приезжаем в Дербент –
город, которому более 5 000 лет. Сначала мы идём в Джума-мечеть. Заходить нам
можно только на главную аллею. Запоминаются невероятно толстые огромные платаны,
растущие во дворе.
Красавцы-платаны
Восьмой век.
От мечети проходим по кривым улочкам
старого города. Над разбитыми грязными улицами висят плакаты религиозно-политического
содержания. Дома тут все сложены из местного жёлтого известняка, новые стоят
вперемежку со старинными.
цитата пророка Мухаммада
Девичья баня XIII в.
Бала-мечеть XI в.
Заходим на старинные персидские
укрепления – по некоторым данным, единственные сохранившиеся в мире (сам в этом
не уверен, врать не буду). Каждый шаг по лестнице – по многочисленным шприцам.
Вся верхняя площадка ими завалена ровным слоем.
No comments
Вид с ворот на крепость
Вид с ворот на старый город
Такие вот тут звери живут
Собственно, ворота Орта-Капы VI в. Плакат гласит "Имам Хусейн - светоч руководства"
Поднимаемся к одной из крепостных
стен. Красота зимних предгорий Кавказа омрачается равномерно замусоренной
территорией.
Надпись "наш закон - шариат" смотрится особо интересно на стене в дырах от пуль (?) и за забором...
Ворота Баят-Капы VI в.
Ворота Джарчи-Капы XVIII в.
Поражает количество объявлений "деньги под залог материнского капитала". Подлая вещь, особенно с учётом того что женщины здесь де-факто находятся в подчинённом положении в обществе.
Наконец, по тропинке через холм,
мы поднимаемся к воротам в крепость Нарын-Кала.
Сама крепость оказывается очень
приятной. В ней устроен неплохой сад, сохранилось довольно много старинных
построек. Можно довольно долго ходить по многочисленным лестницам, то
поднимаясь к вершине холма, то спускаясь вниз. В музее покупаем книгу Абдурагимова
«Кавказская Албания – Лезгистан: история и современность» - нередко такую
специфическую литературу бывает непросто достать.
Ансамбль крепости Нарын-Кала (VII в. д.н.э. - VI в. н.э.)
У входа встречает зверя
По всей крепости идут лестницы.
Январские розы
Остатки ханского дворца
А тут совсем другие звери
Гауптвахта XIX в.
Ворота в крепость совсем маленькие.
Раннехристианский храм (VI? в.), "переоборудованный" под водохранилище.
А это - ханские бани XVI-XVII вв.
Западные ворота строились и перестраивались с X по XIX вв.
С башен крепости открывается
превосходная панорама на Дербент. К сожалению, сегодня туманно, и Каспий
практически не виден. С вершины холма в крепости открывается вид на горы
Кавказа.
Дербент
К сожалению, облачно, потому видно совсем недалеко
От крепости спускаемся вниз.
Около церкви нас зазывают местные пить чай. Через двор проходим внутрь
маленького домика. После весьма сытного обеда (салат, курица, печенье и тортик)
становится ясно, почему нас зазвали. Женщина, старшая в семье, с 1985 года
стоит в очереди на получение квартиры по многодетности (5 детей) и
инвалидности. Она просит помочь передать письмо Президенту: по почте отправлять
боится – могут потерять, а могут и прийти для «профилактической беседы».
Стыдно, что турист в нашей стране – это для некоторых единственная надежда
на социальную защиту и свои права.
После всего этого её зять,
кстати, азербайджанец по национальности, отводит нас к таксистам. После долгой
ругани они соглашаются нас отвезти до верхней (горной) границы по расценкам «для
местных». По пути разговариваю с водителем. Он рассказывает, что регион в целом
спокойный. Как он считает, боевики – это исключительно передел власти и
имущества среди руководства, и населения они не касаются. Сельского хозяйства в
регионе нет. Было очень много хороших виноградников, но их вырубили при
Горбачёве. Загубив великолепные культуры, поля оставили пустырями. На машине из
другого региона, как он говорит, сюда соваться категорически нельзя – в лучшем
случае, полицейские все деньги отберут.
Водитель, как оказалось, в
советское время много ездил. Торговал помидорами и в Нижнем Новгороде, и в
Костроме, и в Вологде. Заезжал и в Сибирь, в Якутию.
Я спрашиваю, что за 93-ий бензин.
Он говорит, что редкостная дрянь, хуже только 80-ый и 76-ой (он тут тоже
продаётся).
Дорога к границе.
Въезжаем в приграничный район. На
въезде стоят автоматчики в масках. За ними, прямо у трассы, стоит БМП.
По пути обращают на себя внимание
три моста, стоящие параллельно рядом друг с другом. Первый из них, как говорит
водитель, николаевский, второй – брежневский, третий, по которому мы едем –
ельцинский.
Уже на закате подъезжаем к
границе. Тут мы пересаживаемся в маршрутки МУП «Транзит» - это специальная
контора, которая занимается тем, что дерёт 150 рублей с человека за то, что перевозит
его через мост через реку. Не пользоваться ей нельзя, при этом ты сначала
полчаса ждёшь, пока твоя маршрутка наполнится, а затем все едут друг у друга на
коленях.
Первый раз видел такое хамское обдиралово. Я не понимаю, почему наша
погранслужба поощряет это. Неужели нашим гражданам нельзя даже доверять в
способности пройти 1 км до погранпоста Азербайджана? Наша маршрутка везла 17 человек, прибыль составляет 2 500
рублей!!!
Наш погранпост запоминается
табличкой «пограничные формальности не оплачиваются. Деньги и подарки не
предлагать». В памяти всё ещё безумно жалко 150 рублей на кормление
маршруточников.
Наконец, после расспросов на
нашей границе нам ставят штампы в паспорта.
Отчёт по поездке:
Фотоальбом поездки: смотреть
Часть I: Россия (эту часть Вы читаете сейчас)
Часть IV. Возвращение
Оставайтесь с нами!
Комментариев нет:
Отправить комментарий