среда, 16 января 2013 г.

Кругокавказия. Часть IV. Возвращение

Маршрут: Поти – Кутаиси – Тбилиси – Красный Мост – Газах – Баку – Минеральные Воды – Армавир – Майкоп – Туапсе.
Карта поездки
Отчёт по поездке:  
Фотоальбом поездки: смотреть
Часть IV. Возвращение (эту часть Вы читаете сейчас)


7 января (продолжение). Путь в Тбилиси.



Постояв немного на берегу Чёрного моря, мы отправляемся в обратный путь. На повороте, стоит только вытянуть руку, останавливается машина с полувыбитым лобовым стеклом и без бампера. За рулём – симпатичная девушка, которая нас подвозит до ближайшего посёлка.




Январь. Грузинское побережье Чёрного моря. Зеленеет трава. Среди пальм пасутся козы


Пока мы выходим из него, мы встречаемся с Крёстным ходом, и нас обрызгивают святой водой. На выезде нас подбирает третья машина. Это довольно побитый мерседес с неработающим тахометром и спидометром. Несмотря на то, что ведут местные «крутые парни», едет он весьма медленно и ничего не нарушает.

В Кутаиси мы узнаём, как добраться до достопримечательностей. Доезжаем на маршрутке до центра города – здания театра и фонтана перед ним, напоминающего золотого тельца.




 

Поплутав по кварталам, мы выходим к мосту через реку, и от него мы поднимаемся на вершину холма. Расположенный здесь храм был восстановлен из руин, и внутри него остались фрагменты старых кладок. Вокруг можно довольно много походить по территории, но следует соблюдать аккуратность: далеко не все постройки были раскопаны, потому есть шанс провалиться в подвал.


Фазаны бегают вместе с курами 
 Малый Кавказ
Церковь Благовещения
 
От храма мы спускаемся назад к центру, где ловим маршрутку. На ней мы доезжаем почти до выезда из города, откуда дальше идём пешком. Стопить в городе не получается, поэтому мы доходим до самой границы города – это около полутора километров. Здесь на повороте на Тбилиси стоит довольно много людей, ожидающих транспорт.

Внезапно у остановки тормозит машина, и из неё начинают что-то спрашивать. На остановке никто не реагирует. Тогда я подхожу и спрашиваю: «Тбилиси?». Мне отвечают утвердительно, и мы садимся в машину. Попадаем в очень весёлую компанию: муж с женой едут домой от брата мужа, прихватив его самого в качестве водителя. По пути муж выходит из машины и, аккуратно держась за дверной косяк киоска, покупает всем пиво – залитая в организм чача требует продолжения. Кстати говоря, в Грузии нет ограничений по возрасту на алкоголь, равно как и на его распитие. Ибо с алкоголизмом надо бороться уровнем жизни, а не мерами типа «всё запретить».

После этого он включает музыку. Водитель недовольно спрашивает: «Так мне что делать? Машину вести или плясать?». Кстати говоря, находясь под впечатлением от убитости машин до Кутаиси, я спросил, часты ли здесь аварии, особенно на горных трассах. Как выяснилось, аварии весьма редки, и поспособствовали этому жестокие штрафы за алкоголь за рулём.

Скоро уже совсем темнеет. Во тьме проезжаем мы перевал. Здесь становится немного светлее – снег лучше отражает свет.

Спустя пару часов мы уже в Тбилиси. Нас привозят прямо на нашу улицу.


Эти замечательные люди, которые нас довезли до Тбилиси

Распрощавшись с этими замечательными людьми, мы предпринимаем попытку вернуть чехол для фотоаппарата. Приезжаем на автовокзал, где я пытаюсь поговорить с водителем. В это время к нам подходит мужчина довольно приличного вида. Он представляется сотрудником криминальной полиции, здесь он выпивает с друзьями по случаю рождества, и обещает помочь разобраться. Они нам отсыпают конфет, после чего он нам представляет своих друзей. Первый из них – кавказец со славянской кровью, второй – белорус, а третий – наполовину кавказец, наполовину – выходец из Средней Азии. Мы так и не поняли, имели ли они хотя бы какое-то отношение к полиции, и предпочли через 10 минут при первой же возможности удалиться с места проведения банкета.


До отеля идём через старый город. В отеле уже я читаю, что сегодня утром МЧС Алании закрыло проезд по транскаму – единственной трассе между Россией и Грузией. Выпало 80 см снега, ситуация осложняется тем, что из-за плохой видимости невозможно начать обстрел лавин.
Единственный вариант – это ехать через Баку. Сложность только одна – успеть на поезд в Туапсе, который менее чем через трое суток. Сдавать билеты РЖД – это очень затратно, да и мест на поезда очень мало, непонятно тогда, как и когда мы вообще выбираться будем.

8 января. Старт.

Утро. Встаём, собираемся, выходим. Доезжаем до Didube: может быть, что-то улучшилось, надо попробовать. Но нет, местные водители дополняют ситуацию тем, что со стороны Грузии трасса завалена уже третий день. Ждать расчистки бесполезно.
Находится один водитель, который соглашается довезти нас до границы с Азербайджаном за оставшиеся у нас 50 лари. По дороге он даже затормозил джип – думал, что тот пойдёт до Баку, но выяснилось, что ему с нами не по пути.


Проходим границу. Из Грузии нас выпускают сразу же. В нейтральной зоне запоминается магазин duty free, около которого стоит продавец чурчхелы. Такая вот чурчхела duty free. Немного сложнее на въезде в Азербайджан: у меня в карманах «звенят» конфеты от вчерашней встречи. Затем меня вызывают объяснятся по поводу бенгальских огней, а затем долго расспрашивают, не водку ли я везу. Однако в итоге меня впускают, и всё хорошо.
Сразу на выходе из таможни нас отводят в автобус до Баку. Дорога идёт сначала по гористой местности. Видно, что где-то в горах идут проливные дожди. Спустя некоторое время мы отъезжаем от нагорья и попадаем в абсолютно плоские бескрайние степи и полупустыни, идущие до самого горизонта. В Баку мы приезжаем уже по полной темноте.

Многослоевая горка
  
На трассе обращает на себя внимание обилие фур из Турции. И ещё приметно, что наш автобус постоянно обгонял легковые машины, да ещё и сигналил им. Видимо, автобусы тут пользуются приоритетом.
В автобусе с нами разговорился сидящий рядом молодой мужчина. Узнав о нашей критической ситуации, он говорит, что поможет разобраться с транспортом в Баку. Как выяснилось, сам Карим грузин, его родня живёт в Грузии, сам он живёт на Украине, а в Баку живёт его мать, в гости к которой он и едет. Сначала он обегал с нами автовокзал, где выясняется, что ближайшие рейсы в Россию будут только завтра в 11 утра. Тогда он говорит, что, если не получится, то мы переночуем у него, а сам везёт нас на железнодорожный вокзал. Интересное наблюдение: в метро тут нет стоящих женщин при сидящих мужчинах. И тут нам везёт: есть поезд Баку-Харьков, который выходит через 3 часа и идёт точно куда нам нужно. Распростившись с Каримом, мы идём покупать билеты.
Огромное спасибо этому замечательному человеку, которому было не жалко потратить час своего времени на двух идиотов авантюристов!
После покупки билетов мы отправляется в указанный Каримом же привокзальный буфет. Надо отметить, что порции тут весьма впечатляющие. После ужина переходим в весьма приятно оформленный зал ожидания в восточном стиле.



Чай подаётся в Азербайджане в таких стаканчиках




 

Наконец, мы садимся в наш поезд. По виду и состоянию он вполне идентичен поезду 1948 года выпуска, который нас вёз на Кавказ. Только с потолка не капает.

Когда проводник проверяет билеты, он сразу просит 50 рублей «на чай». Немного обалдевшие от такой наглости, мы посылаем его. Постельное бельё тут выдаётся незапакованным, в нём нет полотенец. Но, в отличие от РЖД-шного, оно чистое. Зато матрацы приятно удивляют – их никто не сворачивает, они весьма упругие и ровные, так что лежать на них гораздо приятнее. И простыней, вы удивитесь, хватает на то, чтобы завернуть матрац со всех сторон.



9 января. Как страшно пить.



Границу проходим ночью. Сначала пограничники забирают паспорта, потом поезд отправляется. В пути до приграничного пункта таможня ведёт досмотр, пока пограничники ставят штампы. После этого документы выдаются.
Перед российской границей проводники сами заранее собирают документы. Здесь, в нейтральной полосе между Азербайджаном и Россией, в поезде, идущим на Украину, мы допиваем грузинское вино.
Разговорился с мальчиком-попутчиком. Студент, учится в Харькове, сам из Баку. Очень любит Жириновского, считает его единственным говорящим дело среди российских политиков. Главные критерии городов – тишина и красота девушек.
Засыпаем. Просыпаемся уже после рассвета. Едем по Дагестану, по берегу Каспия. Всё утро смотрю расписание поездов. Единственная надежда – брать машину от Армавира и ехать до Белореченска, чтобы успеть на электричку в 6:47 утра до Туапсе. Звоню Ване. Он готов на подвиг привезти нам в полночь в Минеральные Воды наши железнодорожные билеты.
В Махачкале к нам подсаживаются трое дагестанцев среднего возраста, торговцев, которые едут в Харьков закупать товар. К Гудермесу они накрывают стол и приглашают сесть вместе с ними. Все продукты у них домашнего производства: овечий солёный сыр, солёные огурцы, даже хлеб. Как нам показывают: «кушайте яички. И курочку, которая снесла эти яички. В одной кастрюле варили». После этого они достают шестилитровую канистру очень вкусного домашнего полусухого вина. Мне приходится пить каждый раз до дна (а наливают мне они раза в два больше себя из-за большой кружки) – иначе не уважу хозяев стола. В какой-то момент к нашей беседе присоединяется и проводник. Беседа завершается коньяком, после которой все отправляются спать.
Просыпаемся незадолго перед Минеральными Водами. На станции нас встречает Ваня, передающий нам билеты на поезд. Немного поговорив, мы расходимся.

10 января. Туапсе.

Вскоре мы уже в Армавире. Единственный вариант доезда – это такси, а билеты, конечно, пропускать крайне плохо. В итоге мы находим таксиста, который соглашается нас везти за 2400 рублей до Майкопа – главная проблема тут в гололёде.
В дороге водитель рассказывает, что с работой в регионе большие проблемы. Заводы и колхозы по большей части простаивают ещё с советских времён. Его машина, кстати, довольно интересно. За 10 000 он поставил себе в пятёрку газовый баллон и теперь ездит на газу, потребляя те же 10 литров, но по 15 рублей. По дороге водитель говорит с коллегами, и предлагает везти нас до Майкопа, так как та же электричка будет там в 05:50 утра.
Дорога, надо отметить, весьма приличная, хотя изредка сильно потряхивает (после вчерашнего я это чувствую с особой болью). Приятно удивляет обилие дорожных знаков, в том числе, и вспомогательных.
В свете фар периодически вспыхивает яркими искорками снежная пыль.
В Майкоп мы приезжаем за полчаса до электрички. Вскоре мы уже сидим внутри неё. Быстро вылезаю в интернет – у нас получается полный день в Туапсе, надо решить, чем мы там займёмся. Электричка сделана весьма комфортно, так что ехать и спать приятно.


За окном – полноценная зима с толстым слоем снега. Ещё темно, потому мы вскоре засыпаем.
Просыпаемся на подъезде к Туапсе. Уже потихоньку светает, и в предрассветной дымке становятся видны невысокие предгорья Кавказа. Снега тут нет.

Не удержался от фотографирования



От железнодорожного вокзала идём первым делом к Чёрному морю. Погода сегодня просто замечательная – на небе нет ни облачка, так что, несмотря на зимний месяц, тепло. Поднимаемся к краеведческому музею, где успеваем купить последний экземпляр книги "Из истории Туапсинского региона. Период древности и средневековья. (по материалам М.К.Тешева)". 







Кот с претензией на шарообразность
Окрестности Туапсе

От музея мы, сообразно почерпнутым указаниям, выходим к улице Пушкина. Ничего интересного мы тут не нашли, потому едем в село Красное, где должен быть большой водопад. Пока мы едем в автобусе, замечаем большую надпись «дольмены».

По указаниям женщины мы подходим к мосту через реку Туапсе. Найдя ручей, мы скидываем рюкзаки, и я пробегаюсь вверх по течению – до водопада. Затем мы идём туда уже с рюкзаками. Координаты: N44°08’10.8”, E 039°09’17.2”.




 Здесь был мост, но его смыло. 

К счастью, рядом остался высокий подвесной мост для пешеходов
 Рядом с действующим водопадом есть пересохший. 
Тот самый водопад высотой 33 метра. 
Посмотрите на конус выноса.
В нём есть даже утюги!
 Лиана
 Кто-нибудь опознает растение?
  


Возвращаемся к автобусной остановке.  Пока мы пытаемся поймать машину, подходит автобус, и мы подъезжаем ближе к указателю на дольмены. Походив вдоль шоссе, мы приходим к нему. Сразу начинается затяжной подъём на гору мимо многочисленных домов. Отовсюду лают собаки.

Наконец мы замечаем мост через ручей и переходим на другую сторону.

Поднявшись по лесенкам, мы оказываемся перед столбом, сообщающим, что посещение дольменов платное – 100 рублей. К нашему сожалению, мы не нашли никого, кому бы могли отдать деньги, потому прошли так. Координаты для желающих: N44°07’28.9”, E 039°07’26.4”.





Главный дольмен (II тыс. д.н.э.) хорошо сохранился. Единственное, что очень печалит – это то, что он весь, абсолютно весь покрыт надписями в духе «здесь был Ваня», не только нарисованным, но и выбитыми на его стенках (глубина букв до 1 см и более). Причём исписан только дольмен. Вот рядом, специально для тех, у кого руки чешутся, несколько огромных глыб – нет, надо писать на памятнике культуры. И чьей культуры-то? Своих же предков, как ни крути. Пусть не прямых, но предков. В конце концов, почему у нас могут поставить видеокамеры, в том числе, ночного видения просто на каждом шагу в мегаполисе, а оборудовать памятник архитектуры, памятник истории, один из немногих во всей стране, - не могут?

Особо отмечу, что в совсем ближних и столь разных странах, Азербайджане и Грузии, за всё время я видел только одну надпись (и то, которая легко замазывается краской) на ханских банях в провинциальном городке Гёкчай.



Утюги в горных ручьях просто меркнут перед исписанностью дольмена. 

Мне стыдно осознавать себя принадлежащим той же стране, что и подобные варвары.
Страна в ответе за своих людей. 
Хотя бы перед историей, если не перед своими гражданами.

От этого дольмена по туристическим тропам мы идём вверх к вершине горы. Там сохранилось ещё несколько дольменов, но они все они полуразрушены. Благодаря отсутствию листвы, сквозь стволы деревьев нам удаётся увидеть как Туапсе и Чёрное море, так и бросить прощальный взгляд на снежные вершины Кавказа.





Спускаемся вниз и дожидаемся автобуса до города. В автобусе выходим в центре, прямо напротив местного отделения партии «Единая Россия». Проходим до угла квартала, где в подвальчике находится довольно дешёвое кафе. В нём ловится WiFi под названием «EdRos partiya julikov i vorov». Интересно, эту сеть видно из отделения партии?






Посидев час в кафе, мы идём к берегу моря посмотреть на закат. Вскоре Солнце скрывается за облачным фронтом. 









От причала идём к вокзалу. Совсем скоро мы уже сидим в поезде. Этот, в отличие от предыдущих, фирменный, потому он и ремонтированный, и с кондиционером, и с чистым бельём. Даже не надо пачкать Родину – тут установлен биотуалет.



11 января. Дорога домой.



Утро начинается в районе Воронежской антеклизы. Ещё раз наслаждаюсь её видами, о которых я писал ещё в начале первой части отчёта. От Воронежа наш поезд идёт на Рязань. Местность здесь заселена слабо, поезд идёт через заснеженные леса.

В 16 вечера проезжаем Рязань.



Довольно приятная раскраска для перегрузочной станции



На подъезде к Коломне начинаются огромные участники сухого соснового бора – что с ним случилось, не знаю… Жалко, красивые сосны.

Вскоре проезжаем над замёрзшей Окой. Мимо нас проносятся многочисленные церкви и монастыри. И совсем скоро мы уже дома.



Всем спасибо!

Оставайтесь с нами!

 Возможно, читатель спросит, есть ли у нас какие-то дальнейшие планы. 
Да, есть. Вы знаете, нам так понравились виды Малого Кавказа...


Отчёт по поездке:  
Фотоальбом поездки: смотреть
Часть IV. Возвращение (эту часть Вы читаете сейчас)

Комментариев нет:

Отправить комментарий