Геннадий Николаевич Айги. Об этом поэте я впервые услышал несколько дней назад на
литературном вечере. Поэт очень интересный. Совершенно особый стиль - сам я увидел такие стихи впервые. Орфография, полностью подчинённая тому, что хочет сказать автор. Короткие предложения, несвязные слова - эти стихи напоминают раму или мозаику, которую читатель должен дополнить своими образами. Чем-то эти стихи напоминают картины Малевича
(к слову, у Айги есть и несколько стихов, адресованных художнику).
Стихи - процесс мышления: как возникает мысль, как она проходит по сознанию. Это не поток сознания, столь связный и гладкий, как у героев Льва Толстого. Это те мысли, которые проскальзывают на самой грани осознания, мысли, которые лишены красивостей и оформления, мысли, которые выхватили несколько отдельных слов-понятий и исчезли, а переход между которыми делает уже человек. Мысли, которые будут испорчены, если пытаться облечь их в красивую стройную форму.
Такими и получаются стихи - отдельные острова и архипелаги сказанного в море, которое ещё надо придумать. Придумать читателю. Лишённые привычной стихотворной гладкости, они лишь направляют мысль читающего. Они передают ощущение автора, а читатель должен воспринять их сам.
Я очень рекомендую почитать стихи Айги. Он может понравиться, может показаться чуждым, он может давить обречённостью своего стиха. Но сам стиль, сама эта запись мыслей с горизонта сознания - это то, что стоит увидеть.
Я составил и небольшой список стихотворений, которые показались наиболее интересными: "Девочка в детстве", "Сон: полет стрекозы", "Снег в саду", "Рябина-возглас", "Ночью: вздрагивая", "Из зимнего окна" , "Здесь", "Дом — в роще мира", "Утро в Переделкине", "Теперь всегда снега".
Стихи очень короткие, и чтение их не займёт много времени.