суббота, 30 ноября 2013 г.

Гуманизм по технократии



Гуманизм - мировоззрение, в центре
которого находится идея человека
как высшей ценности.
 Wikipedia

Суббота – хорошее время для провокационного поста. Подобную идею в явной форме я в литературе не видел, поэтому предложу её на Ваше рассмотрение.

В развитии общества выделяют несколько этапов, которые были выделены ещё Карлом Марксом – первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и, в качестве предполагаемого продолжения, коммунизм.

Можно отметить некоторые сопутствующие изменения в литературной традиции на разных этапах развития общества.

Народный эпос Крайнего Севера, как характеристика общества в переходной от первобытно-общинного строя стадии. Упоминаются имена только божеств и их близких, реже упоминаются имена животных. Имена людей же крайне редки, в основном описывается род деятельности – рыбак, оленевод, шаман и т.д. Героев также довольно-таки мало. Их чувства никак не описываются, они лишь непосредственно проявляются в действиях.
Если мы возьмём литературные произведения эпохи рабовладельческого и феодального строя, то это уже будет героический, былинный эпос. Появляется центральная фигура человека с выдающимися способностями, вокруг которого разворачивается сюжет. Появляется описание чувств как непосредственных предикатов действия.
При переходе от феодализма к капитализму центральным объектом повествования становятся люди, которые изначально рассматриваются как типичные представители своего социального класса. При этом они довольно редко контактируют с представителями других классов. Важной составляющей произведений становятся личные переживания, рефлексия (достаточно вспомнить ту же «Войну и мир») – то, что я не вижу в произведениях предыдущей стадии. При этом чувства и мысли не обуславливают напрямую действий.

Произошли качественные перемены от описания взаимодействия безликого человека со средой к описанию действия личности на среду. И именно при переходе к капитализму во время Возрождения и Нового Времени начал формироваться и гуманизм (который, кстати, нередко путается с христианскими ценностями).



Вопрос, почему гуманизм появился именно на этой стадии?


Одна из причин – человечество накопило объём знаний, который стал доступен не всем. Для овладения и использования этого объёма знаний стала требоваться отдельная прослойка учёных. Первыми учёными, которые создали теории, на которую мы опираемся сейчас, были в основном довольно богатые и знатные люди – Кельвин, Лавуазье, Ньютон и многие другие. Но, в общем, их относительное количество весьма мало. Слишком много нужно было перебрать лордов, чтобы кто-то из них начал заниматься наукой.
Вторая причина, и, как мне кажется основная – это цена собственно изобретений, как практических приложений науки. Если до Возрождения произведённый человеком продукт зависел, в общем, только от того, сколько часов он провёл на работе, то с появлением машин, двигателей идея об использовании этих двигателей, предложенная одним человеком, стала стоить больше, чем просто механический труд этого человека.
То есть стало выгоднее дать возможность людям творить. Да, создадут не все. Но те, кто создадут, дадут достаточно выгоды для общества, чтобы дать возможность творить всем, кто хочет.

Гуманизм тут становится необходимой и естественной философией, чтобы дать возможность каждому заниматься тем, чем он хочет, и сделать что-то полезное. Ценность творчества человека стала больше, чем то, что он может механически напроизводить.

Теперь немного о парадоксах. Наибольший двигатель научно-технического прогресса – гонка вооружений. То есть стремление людей максимально эффективно убивать друг друга стало наиболее эффективным двигателем признания ценности человеческой жизни.

И один забавный вывод. Мне плохо верится в инопланетных захватчиков-поработителей: нельзя построить звездолёт, не имея концепции гуманизма. 
Отсыл к разработкам нацистко-фашистских государств я не считаю корректным: их жизнеспособность кажется весьма сомнительной в сколько бы то ни было долгосрочной перспективе, что подтверждается и историей.

вторник, 19 ноября 2013 г.

Берн - Фрайберг - Лозанна - Женева

Так получилось, что на этих выходных (15-17 ноября) я был на конференции в Лозанне. Естественно, я посетил несколько городов по пути и около.

пятница, 8 ноября 2013 г.

Литературная пятиминутка: школьная биология

Кто сотворил Творца?


В руки попал учебник С. Ю. Вертьянова "Общая биология" (Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений), 3-е издание (2012 год). Я не могу не прокомментировать это.

вторник, 5 ноября 2013 г.

Литературная пятиминутка: "Мастер и Маргарита"

Сатана должен быть справедлив. Иначе вся концепция посмертного суда и воздания не имеет никакого смысла. Высшая справедливость не может быть где-то в одном месте, и не быть в другом. Иначе вся концепция высшей справедливости не имеет смысла. Сложно же представить прогноз по телевизору "в течение месяца местами возможна высшая справедливость". Но если нет высшей справедливости, то не может быть ни Бога, ни Сатаны. Одновременно, концепция чистилища и посмертного суда делает прижизненное наказание высшей силой за грехи бессмысленным.  


понедельник, 4 ноября 2013 г.

Швеция. Часть II - Упсала.

Финансовая поддержка поездки осуществлена
грант которого покрыл дорогу и проживание 
на месте проведения конференции

 
Переезд из Стокгольма в город проведения конференции, Упсалу (Uppsala), осуществляем с заездом в Sigtuna - маленький городок.

воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Швеция. Часть I - Стокгольм

Финансовая поддержка поездки осуществлена
грант которого покрыл дорогу и проживание 
на месте проведения конференции 

Утром, пройдя длинную и медленную очередь досмотра, проходим в маленький самолётик, который совсем скоро отрывается от эстонской земли. Ночь прошла почти без сна, потому я сразу отрубаюсь. Просыпаюсь уже от удара самолётика о шведскую землю.