понедельник, 9 июня 2014 г.

Право на жизнь (комментарий к поправкам в закон о гражданстве)

В начале июня 2014 года был окончательно утверждён закон об очередных изменениях в закон о гражданстве России. Новые поправки, которые обычно в прессе проходят как "о втором гражданстве", на самом деле гораздо шире. Они требуют уведомлять о наличии не только ещё одного гражданства, но и вида на жительства или права на постоянное проживание в другом государстве в течение 60 дней после получения каждого нового такого документа. Разберём немного этот закон.

Цель нововведений, как следует из пояснительной записки к законопроекту, выявить тех, для кого значение "гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается", а также прямым текстом пишется, что "волеизъявление такого лица может обусловливаться (...) требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству".
С предложенными зыбкими формулировками поспорить действительно сложно. Если бы это не походило на поиск врагов народа (национал-предателей в современной терминологии), требование выглядело бы не сильно хуже (субъективное оценочное муждение), чем некоторые другие недавно принятые законы. Конечно, звучит весьма неприятно, да и чуток страдает презумпция невиновности и право не свидетельствовать против самого себя (ст. 49 и 51 Конституции), но это ладно.
С другой стороны, в общем, странно автоматически подразумевать, что любой студент-аспирант, поехавший на учёбу (хоть по академическому обмену) в престижный университет (и, естественно, получающий вид на жительство в соответствующей стране), может становиться выразителем интересов этого государства.
Текущая же версия закона автоматически подозревает любого в потенциальной измене Родине.
Единственные, кто избавлены от уведомления - это граждане РФ, постоянно проживающие за пределами страны. Не надо думать, что постоянно проживающие - это какое-то абстрактное понятие. Государство разъясняет, что это те и только те, кто (1) имеет штамп в загранпаспорте "для проживания за границей" и (2) сняты с регистрационного учёта в России (т.е. остаётся без "прописки"). Второй пункт, очевидно, де-факто ведёт к поражению в правах и довольно большими сложностями с возможностью вернуться на Родину.

Методы уведомления государства о наличии возможности предать его интересы доставляют немало приятного своей исключительной удобностью. Уведомление может быть подано только лично по месту пребывания в России в соответствующий ФМС. То есть закон вообще не предусматривает возможности уведомления без приезда в Россию для тех, кто учится или работает и не имеет возможности кататься туда-обратно после каждой новой пластиковой карточки. 
В законе прописана возможность подачи уведомления по почте, но, опять же, из закона неявно следует, что это должно быть внутрироссийское почтовое отправление. А с учётом моей личной статистической выборки за последний год, что Почта России теряет 20% отправлений...
Также в законе теоретически прописана возможна подачи уведомления доверенным лицом, но, если посмотреть в соседний параграф, то из него следует, что это действует для несовершеннолетних и для недееспособных.

Последствия также весьма неоднозначны. Прописано, что за неполные сведения или за просрочку подачи документов полагается административная ответственность (ст. 19.8.3 КоАП РФ) со штрафом в 500-1000 рублей. А вот за утаивание информации полагается уголовная ответственность со штрафом вплоть до годового дохода (ст. 330.2 УК РФ). Лично мне непонятна разница между "просрочкой" и "утаиванием". Подобные формулировки создают возможности для дифференцирования наказания в зависимости от третьих факторов (ну вы поняли).
Кстати, интересно, что статья 330 УК РФ - это самоуправство, а статья 330.1 - "Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента".

Результаты. Я начну с аналогии. Когда я столкнулся с необходимостью оформлять загранпаспорт, то выяснилось, что мне надо, как и большой части Москвы-Московской области, обращаться в единственный центр на Новослободской-45. ФМС по месту жительства таким просто перестало заниматься. Сами понимаете, какие это означает очереди в этом единственном для нескольких миллионов человек центре.
У меня нет никаких оснований полагать, что нововведённая процедура (к которой надо составить бланки, написать формуляры и так далее) будет осуществляться легче и непринуждённее. С учётом того, что после вступления закона в силу в ФМС-ы ломанутся все попадающие под раздачу бонусов соотечественники в добавок к обычному потоку посетителей.
Зато есть основание полагать, что как на Новослободской-45 предлагают оформить загранпаспорт без очереди и быстро "всего лишь" за 15 000 рублей (!), так и тут могут предложить такую же простую и "дешёвую" услугу. Кстати, бесплатность подачи уведомления в законе тоже не прописана. А у нас ведь даже на получение внутреннего паспорта госпошлина.

Лично у меня ВНЖ будет меняться раз в год, и я совершенно не собираюсь отказываться от права на жизнь в России. Это означает, что после получения каждой новой карточки мне следует будет купить билет (что тоже ни разу не копейки) и полететь в Москву. Причём, естественно, на работе мне надо будет оформлять отпуск, чтобы вместо отдыха обивать пороги ФМС. И, конечно же, нет никаких гарантий, сколько времени займёт это увлекательное развлечение. И, главное, так я останусь без возможности взять на работе отпуск, случись что-то, требующее моего неотложного приезда.
Так что придётся подавать по почте. Будем пробовать. По крайней мере, это снизит шансы уголовной статьи. 

Последствия.
Ну а последствия, в общем, довольно очевидны. Единственные, кто реально пострадают от этого закона - это работники, студенты и учёные, которые по тем или иным причинам устроились за пределами РФ. Закон, очевидно, имеет двойное назначение - выявление потенциально инакомыслящих и пополнение казны.

И в качестве примера формулировки такого пополнения в явном виде (пункт 4):


Ну а в качестве юридического казуса предлагаю такой текст:
Настоящим уведомляю, что, в соответствии с Законом о гражданстве СССР в редакции от 1978 года на основании статей 10 и 11 я являюсь гражданином СССР. Поскольку ни мои родители, ни сам я не писали ходатайств о выходе из гражданства СССР, я не был лишён его на основании статей 17 и 20 указанного закона. Также мне неизвестны никакие акты, сообразно которым я или мои родители могли быть лишены гражданства СССР согласно статье 18. В соответствии с вышеизложенным, моё гражданство СССР не прекращено, несмотря на прекращение существования СССР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий