среда, 3 июня 2015 г.

Подвиг - каждому, или фильм "Спасите утопающего"

 ведь в моей голове остался твой легкий
упругий огромный след
посмотри я снова родился
я снова родился на свет
кто знает меру чужих страданий
кто знает меру моих желаний
это мой маленький подвиг для вас
вся моя жизнь - это маленький подвиг для вас
(C) Nautilus Pompilius

Маленький подвиг - восхитительное слияние традиционного образа "маленького человека" и не менее традиционной "жизни за царя". Концепт человека, обойдённого вниманием, микроба у колёс несущегося паровоза - и героического поступка, сделавшего его если не машинистом, то семафором у дороги.

Фильм "Спасите утопающего" из самого конца хрущёвской оттепели стал наиболее жёсткой виденной мною сатирой (хоть и весьма ироничной по своей форме) на советский культ героизма.
Забавные и важные вставки оперетточного типа, начиная с "четырёхрукого" ведущего в начале фильма, насыщающие всю суть погони за подвигами шутливостью, игровостью. Вроде, и подвиги, а вроде и бумажного короля, закончившего ход в подкидном дураке. 



Примерно так рассуждают о подвиге в замечательном советском фильме "Тот самый Мюнхгаузен":
- "С 8 утра до 10 - подвиг."
- Как это понимать?
- Это значит, что от 8 до 10 утра у него запланирован подвиг.
- Ну? Что вы скажете, бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?
- Я сам служу, сударыня. Каждый день к 9 утра я должен идти в магистрат. Я не скажу, что это подвиг. Но, вообще, что-то героическое в этом есть.
- Вы что, издеваетесь надо мной?!
- Успокойтесь, баронесса. Я просто стараюсь быть объективным.


В "Спасите утопающего": мальчик решил прославиться, инсценировав спасение тонущего друга. Однако, когда его подвиг заметили и признали, его заела совесть, и он стал всячески открещиваться от свершения. Однако как фарш невозможно провернуть назад, так и славы ему уже не миновать.
Забавно, какой двоякой может быть награда. Давая вечную славу, она не гарантирует вечного довольствия этой славой. Мальчишка, всячески хотевший шагнуть в свою маленькую вечность, в неё шагнул. А вот какова она будет - зависит только от его собственной кармы, его собственного восприятия подвига. Очень справедливая концепция постподвигового воздания.
  
Фильм завершается тем, что оба мальчика-заговорщика оказываются в воде - и итог совершенно не очевиден. Рассуждать "что хотел сказать автор" бессмысленно - всем известно, что автор имел в виду синие занавески. Автор лишь поставил точку - но не пошлой крыловской моралью, а неопределённостью, которая каждому своя.

Своим сюжетом фильм в лёгком и непринуждённом танце пробежался сразу по нескольким темам:  
(1) "дутость" многих подвигов героев СССР (начиная со Стаханова, подвиг которого [вместе с командой шахтёров, что обычно опускается] заключался в переоткрытия известного со Средневековья факта, что мануфактура оптимальнее, чем один "мастер на все руки"),
(2) Подвиг - необходимость жертвы вплоть до собственной жизни - пожалуй, самый интересный момент. Жизнь - в общем, самое ценное, что есть у каждого. Но именно ей (попробовать) пожертвовать легче всего. Жизнь - это не то, что нужно зарабатывать, но что можно легко продать.
(3) Оторванность события, объекта подвига, смысла подвига от конкретных людей. Подвиг - гештальт, предельно упрощённое, лубочное событие. Это может быть даже симулякр - был только образ подвига, которого не существовало на самом деле.

Не случайно, видимо, и фильм был снят на "родине" стахановского подвига: на кадрах явно виден Донбасс.

Тема смерти и спасения от неё, чтобы стать героем, фигурирует в очень многих странах - достаточно посмотреть тот же мем "стать героем", который отнюдь не вчера появился. Такой пропуск в вечность, доступный каждому, но один раз.
Возможно, именно потому, что "подсознательной" мерой подвига является как раз цена жизни. Подвиг - продемонстрированная готовность умереть ради ближнего. Альтруизм как идеал поведения - очень важная для выживания социума установка.  Доказано, что альтруизм выгоднее для популяции, чем эгоизм. Так что, да: естественный отбор одобряет твоё желание стать героем, комрад!
Советский Союз, стал, наверное, первым государством, открывшим второй фронт - когда ложиться костьми в интересах государства стало нужно не только на войне, но и в мирной жизни. Вот мне неизвестно ни одного другого государства (кроме, разве что, известных тоталитарных режимов XX века), где бы вводились медали и ордена за выполнение и перевыполнение работы типа "ветеранов труда" и прочего. В капиталистических странах подразумевается, что труд работника оплачен, и оплата коррелирует с его вкладом в производство. В социалистических странах появилась необходимость труда в обмен на славу (и материальные привилегии как приложения к ней). Оставив в стороне рассуждения о том, что честнее и справедливее, важно сказать другое:
так труд, плоды труда оторвали собственно от человека, от его семьи (для которой он работает) и поставили как достижение всего общества.

Но это уже совсем другая история.

А в завершение этой - гениальный (и забытый) мультфильм 1988 года выпуска. "Эксперимент":

Ведь главное, что эксперимент продолжается, не так ли, друзья?

Спасибо всем участникам литературного клуба за обсуждение, и особенно  С. Завьялову и А. Павлиновой. Кроме того, огромная благодарность С. Городиловой как организатору и Н. Ганаль за замечательный рассказ и проведение вечера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий