понедельник, 22 сентября 2014 г.

Марокко: зелёное на красном. Часть 1.

Благодаря любезному приглашению Марии Туровой я получил замечательную возможность посмотреть Марокко. Девушка прожила уже месяц в Рабате, учась во языковой школе французскому, что позволяло ей давить меня интеллектом (сложными и непонятными концепциями типа "медина", "гранд-такси" и др.), а мне чуть что говорить "ну ты же местная".

За 6 дней мы проехали порядка 2400 км, посетив пляжи, горы, развалины Римской Империи, одну из крупнейших в Северной Африке пещер и даже марокканские города!

12 сентября. Дорога в Марокко.

В 15:30 выезжаю в аэропорт. Уже когда еду в аэропорт, приходит sms: вылет задержан на полтора часа. SMS от Royal Air Maroc, конечно же, на французском (спасибо, что не на берберском!). Приезжаю в аэропорт, там, понятно, ничего не знают, даже в представительстве авиакомпании. Спустя только полчаса подтверждают задержку рейса - самолёт поздно вылетел из аэропорта назначения. 
Регистрируюсь. В итоге самолёт только подъезжает в 19:30, на полтора часа позже времени вылета. Выходят пассажиры. Наконец, начинают запускать нас. Самолёт даже не марокканских авиалиний, а Jordan Aviation. Салон самолёта дряхлый как не знаю что. Столики не держатся, подлокотники шатаются, обшивка кресел держится на соплях. Рейс заполнен едва ли наполовину. Очень мало марроканцев - в основном европейцы.
Самолёт взлетает. На улице проливной дождь, да и вылетаем мы крайне поздно, так что никаких Альп увидеть не удалось. В какой-то момент из окна становится видна чернота где-то внизу. Ещё немного - и начинают быть видны, точно срезанные ножом для масла, многочисленные золотые паутинки - ночные города. Буквально в каждом месте да светится какая-то небольшая деревушка. Но это совсем не Африка, это Испания.

 испанские города

Понемногу ночных огней становится меньше, а может, просто появляется облачная пелена. Так или иначе, становится совсем темно. Смотрю в окно. Внезапно на мгновение за окном становится очень ярко. Прослеживаю взглядом удалющийся самолёт... Судя по расстоянию между концами крыльев, пролетел он от нас в каких-то сотнях метров или километре - как в аэропорту.

Снова огни появляются лишь около самой Касабланки, куда самолёт, после многочисленных манёвров, и плюхается на посадочную полосу. Так я первый раз оказываюсь в Африке. 

Несмотря на все задержки, нас отправляют на стоянку, откуда забирают на автобусах. Автобус едет по очень интересной схеме. Водитель давит секунд 5-10 на газ, а потом автобус катится по инерции до остановки. И так мы едем до аэропорта. На потолке автобуса угрожающе покачиваются металлические панели обшивки.

Аэропорт. Очередь на пограничный контроль. Невероятно медленно. Пограничники явно на своей волне. Они входят в кабинки, разворачиваются в них, и выходят. Они меняются в процессе обработки одного паспорта по 1-2 раза. Невероятно долго. Наконец, моя очередь. При виде паспорта пограничник радостно улыбается и говорит "дабро пашалуфадь!". У меня забирают миграционную карточку, ставят штампы, и я прохожу. На выходе с паспортного контроля - ещё одна проверка. Протягиваю паспорт страничкой со штампами. Мужчина берёт, смотрит, листает паспорт до последней страницы (без личных данных), смотрит на штампы Грузии, удовлетворённо кивает и пропускае

Наконец, получаю багаж. Выхожу, меня тут же встречает Маша, она сразу договаривается о машине и мы едем в Касабланку. Ехать туда довольно долго - порядка 45 минут, а то и часа. Мы приезжаем на остановку автобусов CTM, наш рейс на Агадир отходит в 23:59. У нас после всех задержек с самолётом остаётся всего лишь полчаса - почти впритык.

13 сентября. Агадир и Лезгира

Посадка. Автобус весьма современный и комфортный. Ещё немного - и он отъезжает. Он очень долго ездит по Касабланке, заезжая на какие-то дополнительные станции.
Наконец, выезжаем за город. Небольшой лес скоро сменяется полями. Бесконечная, до горизонта, равнина, лишь изредка на которой горят вдалеке фонари. 
Есть несколько часов для сна.

торговые ряды-галереи у автовокзала.

6 утра. Агадир. Как было известно заранее, дорога на Лезгиру идёт через Тизнит, поэтому задача сводится к довольно простой - пересесть на нужный автобус. Полная тьма. Мыкаемся по автовокзалу, пока не находим нужного слова на одной из касс (тут всё разные мелкие фирмы). За полчаса до автобуса даже появлется ответственный мужик. Ну как, ответственный. Он перенаправляет ждать на станции. На перроне даже есть лавочки. Это бетонные плиты толщиной по 15 см, лежащие на бордюрных камнях (я хочу в это верить). Поражает не это. Поражает то, что эти плиты сломаны у всех скамеек! Что на них вытворяли марроканцы, пусть лучше останется загадкой. 
Подъезжает автобус. Сразу же разгорается громкая словесная перепалка между несколькими девушками-берберками и водителем. Тем не менее, с трудом, но мы узнаём, что это наш автобус.

на автовокзале Агадира, на который мы заезжаем проездом. Синие машины - гранд-такси, которые вмещают до 6 пассажиров. Не надо думать, что это какие-то особые машины, это самые обычные, которые пакуются до упора. Просто к переднему пассажирскому креслу пристаивается опора для пятой точки шестого пассажира. В Марокко их очень много, и дорога в отдалённые места (например, между городами) может легко стоить дешевле рейсового автобуса. И при этом они гораздо быстрее - хотя бы потому, что без продавцов.
Есть ещё petit taxi - пти такси, маленькие машинки, обычно фиатики, которые ездят в пределах города. Стоимость переезда между автовокзалами обычно 10-20 дирамов, или 1-2 евро.

Где-то спустя час после посадки мы выезжаем из Агадира. За окном пейзаж, поражающий своим упоительным разнообразием - замусоренная пустыня-пустошь. Растут лишь редкие серые кусты. Он настолько прекрасен и жизнерадостен, что у меня рука не поднялась его сфотографировать.
Впрочем, спустя ещё сколько-то времени появляются даже пальмы. В низинах - руслах пересыхающих рек, где воды побольше, растут даже кактусы-опунции!

Торговля идёт повсюду. Продажа плодов опунции

Через пару часов мы в Тизните (Tiznit). Весьма чистый и опрятный небольшой городок. Местные патологически не знают про Лезгиру или методы доезда до неё - предлагают такси. Тем не менее, нам удаётся выяснить, что есть ещё и автобусы с автовокзала.

отель "Париж"


наверху стены

улицы Тизнита

Вход в Медину.
Медина - очень важное понятие для выживания в Марокко. Это старая часть города (старый город), обычно окружённая капитальной крепостной стеной. По совместительству - один огромный рынок, где за навесами, лавками и товарами не видно даже самих домов.

один из многочисленных базаров. Тут сладости


На автовокзале находим мужика, которого спрашиваем, где автобус на Лезгиру. Он показывает нам прямо за спину: "вот же он!". Садимся в автобус (он внутригородской, хотя до Лезгиры ехать ещё пару десятков километров), и скоро уже отъезжаем.

Заросли опунции и какие-то укрепления-развалины.

Что удивляет - крайне много развалин. Фрагменты каких-то укреплений, просто небольших стен - они высятся абсолютно повсюду. Хоть какое-то оживление пейзажу.

Наконец, хоть какое-то оживление в ландшафте. Вдали показывается увал, который спустя полчаса распадается на гряду невысоких холмов. Холмы забираются вверх, пока наконец не превращаются в настоящие горы. Горы ползут к океану, пока шоссе не оказывается прижатым уже совсем близко к берегу, лавируя между посёлками-городками на склонах холмов. Тут уже недалеко и до Лезгиры.

обычный Марокканский посёлок.


Вот так вот выглядят марокканские мечети, разительно отличаясь от всех, что я видел до этого. Такие вот форты с зубчатыми стенами и квадратными башнями-минаретами. У меня постоянно вспоминались англиканские церкви.

кондуктор в автобусе. Рождена читать рэп, но продаёт билеты.

ещё один городок

И вот наконец Лезгира. Тут выходит большинство пассажиров. Откуда-то появляются полотенца, и все они идут к океану - до него примерно 10 минут ходьбы. Перед ним располагается что-то типа гостиничного комплеса

 Даже есть парковка для транспорта. Даже с транспортом.

Пейзаж ничего особого не сулит...

Фантастические, немыслимые сочетания цветов и красок этого заповедного уголка!

в лужах-"лагунах" плавают стайки рыбок, занесённых приливом

Так выглядят породы. Переслаивание мелкозернистых красных песчаников и конгломератов

Она была ещё живая, и вполне себе приклеилась к камушку, когда попала в воду. Где-то полмесяца назад в Рабате Маша вообще нашла осьминога, выброшенного на берег. Тот тоже очнулся и уплыл.
Можно просто ходить по Марокканским пляжам и дарить-спасать жизнь таким вот обитателям - прекрасное, в общем-то, занятие.

Чудесная нежная синева

Морских ежей довольно много, как вполне себе живых, так и уже мёртвых

А эти гибкие "пальцы", заканчивающиеся "клыками" - это рачки морские уточки (умилительное название!). Клыки умеют открываться, и оттуда показываются красные щетинки. В интернете множество красивых фотографий, как они выглядят в естественной среде обитания. 


Завораживающее четырёхцветие...


Таких вот пещерных домов на побережье весьма много.


Почти на Марсе!
Неземные ощущения...


Позитивные местные

И самое потрясающее - арки! Арки, в которые поместится многоэтажное здание, целая улица!.. Стоят, омываемые волнами и шлифуемые штормами, стоят и восхищают пришедших смотреть...

Фигурная, покрытая гребнем, арка опирается лишь тонким носом в океане

Два весёлых парня. Сами спросили, нужно ли что-то, и налили бутылку воды.

Комплекс кафе и гостевых домов на берегу. Очень игрушечный

"Перед нами знойная пустыня. Однако в ней встречаются ящерицы"
 (c) "Крылья, ноги и хвосты"
Судя по всему, это, внимание, круглоголовка-вертихвостка!

На остановке ждать автобуса приходится довольно долго. Палящее солнце. Кстати, жара в Марокко как-то не особо ощущается. Да, жарко, но жить от этого не перестаёшь.
В ходе попыток поавтостопить остановилась только одна машина, и та со французскими номерами (не считая заполненных grand-taxi, от которых всё равно проку мало). 

Пока ждём автобус, нам попытались продать того самого облезлого ишака с "парковки" (фото выше) как такси до Агадира. Что самое шикарное, всё общение с местным шло на русском! В Марокко, благодаря советской системе образования и внешней политике, есть люди, которые учились в СССР и знают язык с тех пор. 
Более того, Марокко стремится поддерживать хорошие отношения со всеми (но при этом имеет спорные территории Западной Сахары размером немногим меньше самого Марокко, где до недавнего времени шли бои). Дружит с РФ, ЕС, США. Для россиян, например, вообще в одностороннем порядке отменила въездные визы - редкий случай в международной практике.
К русским тут очень позитивное отношение.

Типичная автобусная остановка в Марокко. Она очень гармонирует со средой...

В одной небольшой деревне.

Оазис.

За сегодняшний день я осознал, какой глубинный смысл заложен в флаг Марокко - контурная зелёная звезда на красном фоне. Он показывает процентное соотношение зелёного (растений) и пустыни (красного, они именно красные тут) в Марокко!

На закате...

В Тизните мы сели на какой-то автобус куда-то в Агадир, который нас привёз в какую-то мировую дыру. Какой-то пьяный усердно нам пытался помочь, буквально преследуя по пятам. Мирные люди пытались нас от него спасти, а мы сами просто удручались масштабами дыры.  После неуспешной попытки поймать автобус мы поймали гранд-такси, которое пришло на тот же агадирский вокзал.

Это даже не городок, а какое-то очень растянутое вдоль дороги пригородное кафе.

И вот уже Агадир.

Первой идеей было вписаться к машиному знакомому стоматологу, который тут живёт, потому задача стала найти кафе с интернетом, дабы совместить ночлег и сеть. Нас почти сразу выцепил какой-то мальчонка, повёдший нас через весь этот майдан. Ни в одном общепите интернета нет. Удалось найти интернет-кафе без общепита. Наконец, мы уже просто хотим как-то лишиться нашего проводника, и остаёмся в одной чайхане. Мальчишка распрощался, честно не заикнувшись об оплате.

Агадир... Грязь... Бесконечные груды мусора на всём майдане (на этой фото очень мало, а в моей внутренней классификации Агадир успешно занял первое место по бытовым отходам на улицах).

С едой в чайхане никак, и приходится просто закинуться сладким чаем, а оттуда пойти в интернет-кафе. Собственно, стоматолог "почему-то" за 10 минут не ответил, и мы пошли искать отель. Отелей тут весьма много, собственно, если первые этажи зданий занимают гаражи и лавки, то выше находятся гостевые дома и залы трактиров. 
Ночлег в Марокко крайне дешёвый, номер стоит порядка 40-80 дирам на человека за ночь (4-8 евро), стоит только найти что-то простое. Правда, за душ надо доплатить ещё 1 евро. Иногда есть опция холодного душа за полевро. Там, где мы были, чистота постельного белья и номеров, весьма волнующая меня после Турции, нареканий не вызывала.
Интересно, что в отелях во многих комнатах окна смотрят в коридор, при этом даже есть решётки на окнах, занавески, стёкла и ставни. На верхнем этаже нередко есть балкон, или просто открытое пространство плоской крыши.
Важное примечание для туристов! Ездить только со своей туалетной бумагой! В местных традициях использование воды! ТБ не будет ни в гостиницах, ни в кафе, ни где-либо ещё.

14 сентября. Переезд в Тубкаль.

 панорама с крыши отеля
 
Периферия Агадира

По слою грязи мы доходим до автовокзала. Находим автобус в Марракеш - садимся в последний момент. Но сесть не проблема, проблема уехать. Автобус отъезжает от станции, при этом все двери открыты. Только на выезде с автовокзала он стоит минут 15. Он стоит и на каждом перекрёстке и останавливается при каждой возможности, чтобы подобрать (или просто подождать в надежде) новых пассажиров. Этим тут пользуются многочисленные продавцы-коробейники, которые продают в автобус ассортимент от бананов до часов, и занудные попрошайки.

торговля не прекращается даже в автобусах. В принципе, вполне можно поспать, если только над головой не начнётся совсем яростная перепалка.

Наконец, выезжаем. Стоит солнцепёк. В автобусе никакие кондиционеры не работают, и даже закрыты люки. Дышать можно, но только если очень-очень осторожно.

В Марокко замечательнейшие граффити, и их очень много! Очень яркие и умиротворяющие (тут это скорее исключение).
Очень много пейзажных граффити

типичный Агадир

ослики тут - полноправные участники дорожного движения. Осликов в Марокко очень много.

От Агадира, прибрежного города, мы начинаем движение в центр Марокко.
Начинают вздыматься Атласские горы.

Вот на таких деревьях пасутся марокканские козы. Древолазок мы видели, но сфотографировать не успели.

геология видна, не выходя из автобуса



Красивые переходы от жёлтого к красному

геология всё выше и выше...


Вот мы уже едем по долинам в межгорьях. В них уже достаточно воды для зелени.

Ещё немного почти-Марса


Кстати, о дорогах. В Марокко очень хорошие дороги, как платные, так и бесплатные. Максимальная скорость 120 км/ч, и это те 120 км/ч, которые водители держат часами.


По дороге заезжаем в какой-то городок. Автобус минут 20 медленно продирается через центр города... Быстро стартовать тут вообще не принято. И вообще, тут всё принято делать медленно.


А вот такие дяди продают воду. Это местный колорит - разносчик воды в пестрейшой шапке, странной одежде не по сезону и глиняными сосудами или меховыми бурдюками для воды.



В какой-то момент приезжаем в придорожную чайхану, где можно поесть (для тех, кто может по такой жаре и после-перед душным автобусом) тажинную еду, или просто перекусить парой фруктов, любуясь цветами.


Ещё где-то час - и мы в Марракеше.


На petit-taxi мы едем на другой автовокзал, где нам показывают маршрутку до парка Тубкаль, а именно - до деревни Имлил. Сначала нас посадили не в ту маршрутку, но это оказалось поправимо. Потом нас посадили в уже переполненную маршрутку на незакреплённую скамейку сразу за водительским креслом. В качестве бесплатного аттракциона - "упади на колени к берберским дедушкам".

Транспорт тут очень дешёвый, варьируя от первых евро за поездку на такси по городу до цен от 1-2 рублей / километр за автобусы кончая примерно 10 р/км у гранд-такси.
Минут 40 маршрутка едет по безрадостной равнине. Единственным оживлением стали три верблюда, пасущиеся на обочине. Однако горы, синевшие где-то на горизонте, понемногу становятся ближе, и понемногу мы начинаем петлять по отрогам хребтов Атласа. Спустя ещё минут сорок - час мы уже в Имлиле.



Отношение к хиджабу тут очень разное, и не очень сильно зависит от возраста. Есть и очень строгие, есть и как та кондуктор.


Уже на остановке нам предлагают гостиницу за 5 евро в сутки с человека (+ 4 евро ужин и 2 евро завтрак). Мы соглашаемся, и нас по длинной узкой тропинке по берегу ручья ведут в горный посёлок. Тропинка такова, что мы уже начали гадать, в какой яме будет наш номер, но реальность оказалась весьма приятна.

 Хозяин гостиницы, Ибрагим

Дорога в отель

На крыше дома.
Начинается дождь. Как говорит Ибрагим, дожди по вечерам тут - обычное явление, а по утрам погода хорошая 

И внутри...
Традиционные лампы
 внутри очень даже шикарная обстановка, особенно если сравнивать с фасадами

Вид на долину
Следующие два дня - просыпания в этой долине под начало молитвы словами "Аллах акбар!". Но, что интересно, марокканский ислам вообще не давит, крайне легко воспринимаются и мечети, и даже такие молитвы, слова которых сильно подпорчены новостями. Есть даже что-то очень органичное и естественное в том, как в долине вечером (или утром) разносится этот "Аллах акбар!"
Вообще, местные не выглядят ревнителями ультраортодоксальных ислама (хотя Марокко - третья в мире страна по количестве воюющих сейчас на стороне Исламского Государства). Одно из немного, что явно есть от религии (кроме хиджабов, и то далеко не у всех женщин) - это категорическое нежелание фотографироваться. Это тут очень многие не любят, не одобряют и могут много чего высказать (возможно именно поэтому Марокко стало рекордной для меня страной по количеству фотографий людей). Хотя в таких деревнях ребятня просто просит деньги за фото - тут всё просто.

цыплятки


Вот так выглядит типичный посёлок. Да, кстати, поскольку они в горах, тропинки тут весьма интригующие - без фонаря ночью лучше не ходить. Узкие каменистые тропинки проложены по самым краям обрывистых склонов, иногда пересекая овраги. В одном месте на склон была вывалена куча навоза, по которой сделали проход.



На переднем плане - что-то типа автобусной остановки.



Посёлок в ночи. Да, тут даже есть уличные фонари. Но только на главных улицах, до которых ещё надо добраться.

После вечерней прогулки в окрестностях мы пошли назад в гостиницу, вернее, гостевой дом. Естественно, заблудились, уйдя не по тому отрогу (село занимает вершины нескольких). Местные без проблем нас довели до места назначения.
Нас ждёт ужин - тажин, жиденькая кашка из кус-куса, хлеб и виноград. Тажин даже вегетарианский - хозяин отлично знает это слово и его совершенно не удивляет такой выбор.
Из напитков полагается чай. Чай в Марокко пьют травяной и очень сладкий, и к нему обязательно кладут мяту - чаще просто "веником", который надо опустить в чайник перед тем, как наливать. Кстати, наливают чай тоже интересно - его полагается наливать с максимальной высоты. Ибрагим наливал чай с высоты где-то полметра.
Общение с местными крайне легко. Люди коммуникабельные, очень открытые (особенно молодёжь). С женщинами лучше лишний раз не заговаривать - в случае иностранца-мужчины могут косо посмотреть. На автостанциях обычно есть "смотрители", которые сами обращают внимание на туристов и отправляют куда надо.
Чаще всего знают французский, оставшийся языком верхушки общества со времён французского протектората (потому его стараются знать все) и использующийся практически везде, начиная с аэропорта и железных дорог (а не английский).
Однако французский тут знают специфично и,  в общем, не очень хорошо. Например, половина людей считают, что вокзал - это "гэр", а другая - что "гар". При этом о наличии другой категории никто из них не подозревает, а потому вопрос надо задавать дважды с обоими вариантами произношения.
Насколько я понял, на юге, как например, на Тубкале, довольно часто знают испанский (в Марокко была и зона испанского протектората). С испаноговорящими я легко использовал зайчатки итальянского. Я не скажу, что мы достигали взаимопонимания, но местные переставали бояться, что их не поймут, и просто показывали дорогу.

15 сентября. Тубкаль.

По природному парку Тубкаль существует множество маршрутов. Мы прошли часть маршрута по восхождению на саму вершину Тубкаль - самую высокую вершину Атласа. Дойти доверху не получилось, в первую очередь, из-за дефицита времени.
Выходим после завтрака. На завтрак - оливки трёх видов, омлет и лепёшки с мёдом и вареньем.

Поскольку обходить яблоневые сады по дорогам лень, идём насквозь.


Вдоль маршрута - многочисленные ларьки с национальными поделками.
Берберы очень активно торгуют с туристами, которых тут довольно много.

Улица одного из городков. Справа - фонтанчик-колонка. Их в Марокко весьма много, и все они декорированы пёстрой плиткой. Среди них даже попадаются  работающие!

Туристическая тропа проходит по низу ущелья, в котором течёт ручей, иногда обрывающийся водопадами. Несмотря на кажущуюся тонкость струек, воды довольно много.

Скоро уже лесная зона прекращается, и остаются почти голые камни

 


 Не надо думать, что, уйдя в горы, останешься совсем без цивилизации. Каждые несколько сот метров - от такого торговца водой до большого ларька с затенённой верандой (!)

торгуют тут, помимо всего прочего, и камнями, которыми Марокко весьма славно



На заднем плане - самый высокий, среди увиденных нами, посёлков. Даже с мечетью, хотя вниз идти всего пару часов.

Траффик на этом маршруте очень интенсивный



Когда уже кажется, что попал в совсем безводную пустыню, всё меняется. На склонах начинаются многочисленные мелкие источнички, сочащиеся водой. Так горы, уже ставшие бесплодной каменной пустыней, вновь покрываются зеленью. На этих лужайках пасётся очень много овечек.


Примерно тут мы уже поворачиваем, тем более что начинает периодически поливать холодным дождём.

Один из маленьких родничков. Весь в колючках


Один из приютов-кафе. Вода подаётся под естественным напором из какого-то ручья. Да, и тут везде продают свежевыжатый апельсиновый сок.

 вечереет, и даже барашки идут домой

Драка за апельсиновые корки

Ещё пара часов - и мы снова внизу. Это один из посёлков.

Сельская школа

главная улица посёлка. Здание справа на переднем плане - ассоциация развития этого посёлка (!)
Ну, в общем, она соответствует...

16 сентября. Дорога Имлил-Таза.

После завтрака мы выходим. 

На "автостанции" автобусов нет, и мы, дождавшись попутчиков, чтобы заполнить машину, едем на гранд-такси, впрочем, по той же цене, как и автобус. Понемногу спускаемся с атласских гор...


Комментариев нет:

Отправить комментарий