Сильный единоличный политический
лидер не может признавать альтернативную
точку зрения. Это не обязательно качество
самой личности, но степень полномочий,
принимаемых вместе с постом, размер
власти, которое ждёт государство.
Положение может обязывать быть всегда
единственной истиной. Это обязывает
скрывать ошибки. А они будут, когда один человек становится единственным
экспертом во всех областях.
Легко можно
подавить то, что называется системной
оппозицией — те несколько человек,
которые что-то
говорят. Но нельзя силой уничтожить
настроения. Их можно загнать в угол и
прижать к стенке, но не уничтожить.
Прижать к стенке
эффективно, если нужен краткосрочный
эффект. Когда требуется долгосрочность,
тогда надо отвлечь людей от каких-то
видимых проблем. Это можно сделать
избыточной работой. Первый вариант —
сбрасывать добавочную стоимость в
мегапроекты. Второй - заваливать
избыточной работой. Может, есть и третий - например, телевизор. Мегапроекты требуют
видимых успехов, если только это не
вечная война оруэлловского Ангсоца. Их
нельзя делать больше, чем позволяют
материальные ресурсы. Если ресурсов
меньше чем людей, то надо куда-то девать
людей. Если ресурсов больше, чем людей,
то возникает опасность неконтролируемого
повышения уровня жизни человека.
Повышение уровня жизни всегда влечёт
появление свободного времени. А оно
всегда ведёт к неловким вопросам, если
только не идёт по заранее очерченному
сценарию партийной карьеры. И тут
помогает второй вариант. Бюрократия.
Когда плодом работы становится не что-то
новое, но иллюзия. Штамп, справка, подпись
— высшая степень абстракции. Возникает
танец со своими иллюзорными правилами,
но танец достаточно сильный, чтобы
увлекать.
Бюрократия —
идеальный танец для авторитарного
лидера. Только он может пройти сквозь
этот бал, магическим образом разрубая
гордиевы узлы и творя справедливость.
Только он может прорвать эту паутину и мановением руки решить все проблемы, как супергерой из комикса. Бюрократия
появляется, чтобы защитить его от
инакомыслящих, и становится его самым
эффективным орудием в борьбе с ними —
как же можно думать против того самого,
кто решает все проблемы?
Бал замирает:
лидер умер. Но продолжать бал некому.
Авторитарный лидер не потерпит сильного
и яркого человека рядом — он будет
создавать конкуренцию, он будет оттенять.
Но тогда новым лидером станет заведомо
гораздо более слабый политик, чем
предыдущий. Но он
не сможет поддерживать
существующую систему, он не сможет
справиться с появившейся властью - нет даже опыта подобной работы.
В таком случае,
первое, с чем он столкнётся - это
необходимость обосновать смену курса. Самый
простой способ сделать это - развенчание
культа личности предыдущего лидера.
Найти какие-нибудь тёмные истории. В
случае же революции, как альтернативной
смены власти, очевидно, развенчание
культа личности неизбежно вообще (иначе
зачем мы воевали?).
Если же к власти приходит слабый политик, который должен быть сильным, очевидно, система начнёт приходить в упадок сообразно периоду правления. Поскольку авторитарный лидер правит пожизненно, то и его преемник, скорее всего, будет править до конца жизни со всеми вытекающими. И, хотя какое-то время система продолжит развиваться по накатанной, последствия неизбежны. Особенно если преемник начнёт с развенчания кровавого режима, который построил всю существующую систему.
От дефекта "развенчать культ личности" частично защищена монархия. Просто потому что в случае малого количества наследников (1) порядок наследования престола очевиден, (2) преемнику невыгодно, с учётом традиционной теории божественного назначения царствующего рода, бросать тень на свою семью. Да и монарх заинтересован в хорошей жизни для своего наследника. Интересно, что ныне здравствующие консервативные коммунистические/социалистические режимы типа КНДР или Кубы поддерживают как раз наследную систему передачи власти. В Венесуэле, где с родственниками не сложилось, политики верифицируют свою легитимность видениями души Уго Чавеса.
От дефекта "слабый преемник" лучше всего защищены парламентские республики с ограниченной властью первых лиц и небольшими сроками пребывания в должности. Мало кто успеет накопить достаточно власти, чтобы стать незаменимым самому или сделать власть своего кресла слишком значительной. Количество перекосов каждого президента может быть нивелировано разным уклоном у разных президентов.
Ну а что я скажу напоследок — что, судя по книге господина Литвиненко, возможностей для того, чтобы потоптаться на прошлом, у следующего правителя будет очень много. И тут даже не важно, насколько верна предложенная концепция. Важно, что это альтернативная точка зрения, которая может объяснить многие события. Достоверность её, конечно, (сейчас) неизвестна, но как альтернативный и детальный взгляд на многие события, она представляет интерес. Особенно с учётом того, что она, как пишут в газетах, разлашает гостайну.
Комментариев нет:
Отправить комментарий