понедельник, 29 сентября 2014 г.

Эмиграция: год спустя


Год назад я написал заметку “Эмиграция: начало”, посвящённую первым впечатлениям от переезда в Швейцарию, которая вызвала довольно сильный интерес. Было много комментариев в духе «потом твоё мнение изменится». Что я могу сказать? Прошёл год, и теперь я напишу, что и как я вижу сейчас. Эта заметка основана исключительно на моём личном опыте, и я сознательно не стал включать, без особых оговорок, чей-либо чужой опыт. 
Я специально не делаю тут списка советов и общего описания социальной системы — это материал для совершенно отдельного поста.

 Район, в котором я живу

Сложно ли адаптироваться?


Итак, год назад я стал аспирантом института геофизики в ETH Zurich.
Адаптироваться не сложно. Я не могу сказать, что для адаптации потребовались какие-либо перемены личности. Пожалуй, самым сложным оказалось то, что по воскресеньям ничего не работает и нет круглосуточных магазинов (7-23 - предел).
Общее ощущение - не тупить. Да, всё всегда очень заранее. Да, всё известно за год, за полгода, за месяц, ещё за сколько-то. Прийти вчера - такого не бывало. Но тупить нельзя.

Самый большой мой epic fail был в самом начале, когда я пошёл купить растительного масла. Купил бутылку жёлтой жидкости. Я даже пожарил на ней картошечку. И только начав есть, я осознал, что это был уксус. Нет, меня не смутил ни странный запах, ни этикетка, которую я вообще  не читал, ни быстрое выкипание на сковородке... А неделю назад я вместо йогурта купил сметану. До сих пор борюсь...

 

Круг общения.


Я не могу сказать, что мой круг общения принципиально изменился. С некоторыми людьми стал (к большому сожалению) общаться меньше, некоторых друзей (в России) я наоборот приобрёл. Пожалуй, единственные, кого я лишился — это те, кто мне высказали что-нибудь в духе «предатель родины» (было и такое). О них я не жалею.

Что касается общения с людьми на новом месте. Во-первых, затруднений нет. Да, сначала сильно ограничивало посредственное знание разговорного английского. Это прошло за 2 месяца, когда я наконец начал понимать своего шефа, коренного британца, и доцента-австралийца (их английские оказались для меня самыми сложными). Что же касается остальных — английский не родной для всех, каждый может запутаться в грамматике, у каждого есть акцент, каждый может не знать перевода слова. Кто-то больше, кто-то меньше, но каждый. Выход один — просто говорить, вообще не думая о том, как хорошо вы говорите. То, будут ли вас понимать, зависит в первую очередь от того, насколько быстро вы сможете подобрать определение понятию другими словами.

В свете последних событий, отдельно отвечу на вопрос отношения за границей к русским. Швейцарцы вообще относятся весьма тепло, более того, работа или туризм швейцарцев в СССР/России — настолько не редкость, что я уже не удивляюсь. Среди европейцев случается настороженное отношение. Агрессии или каких-то личных претензий за внешнюю политику или моменты истории я не встречал ни разу. Наоборот, весьма часта искренняя заинтересованность. Вообще, европейцы (в целом) весьма сильно дистанцированы от власти и не считают человека по умолчанию солидарным с правительством его страны, скорее даже наоборот. Открыто выражать неодобрение действиями властей — это норма.

В целом, я могу сказать, что довольно легко находил и нахожу людей, с которыми могу спокойно обсуждать широкий круг тем. Могу сказать и то, что на новом месте я нашёл новых друзей.

Столь часто обсуждаемая европейская толерантность. Да, тут не позволяют в адрес произвольно взятого человека или группы лиц нецензурных возгласов и потрясаний кулаками (зато нет и оснований надеяться, что ещё получу за "жидовскую морду"). С другой стороны, я не видел ни одного случая, когда был какой-то маразм. Если на работу ищут девушку или молодого человека — это явно пишется даже госструктурами, и никто не возбухает. В нашей исследовательской группе весьма приняты и жёсткие (реально, жёсткие) шутки на темы национальностей каждого из сотрудников или самих сотрудников (но только в личном присутствии, и каждый отвечает не менее жёстко).
Про феминизм — мне рассказывали про какую-то публичную лекцию ярой феминистки, которая была на английском. Под конец встал один отрок с последнего ряда и спросил лекторшу «то есть вы хотите сказать, что работа делает свободным?». Лекторша ответила «да». Отрок попросил повторить это на немецком, на чём лекция и была сорвана. Желающие могут посмотреть, где именно был популярен лозунг «Arbeit macht Frei» в середине прошлого века.
Про столь волнующую некоторых тему гомосексуализма — за весь прошедший год, за который я немало поездил по Европе, я увидел только одну гомосексуальную пару. Но не искал, да.

Язык. Я пока полуосознанно не беру немецкие языковые курсы. Интересно наблюдать, как язык сам впитывается в сознание. Сейчас меня хватает на решение большинства бытовых задач на немецком языке. Не буду говорить, что он 100%-правильный, но меня понимают и даже не переходят на английский.

Социальные явления, которые меня поразили 

 (хотя, конечно, это надо было сразу выписывать).
  • Свободный вход в любые институтские здания и бесплатное посещение институтских музеев. Нет даже будки для охранника.
  • Швейцарцы далеко не всегда пользуются поворотниками у автомобилей. Въезжать на перекрёсток, создавая затор - норма. Но при этом ни одного ДТП или агрессивного поведения водителей я не видел, равно как и пробок более 20-30 автомобилей (в газетах писали про большие, но это ЧП на горных магистралях). Водят все очень аккуратно, гонщиков-лихачей нет, пешеходов все пропускают.
  • Очень мало полицейских. Один полицейский (или машина полиции) раз в три дня - вот моё среднее (не считая массовых мероприятий).
  • Нет пьяных, которые бы мешали своим поведением окружающим (хотя на улицах пить можно, и некрепкий алкоголь продаётся с 16 лет без ограничений по времени). Бомжи - раз в месяц замечаю одного.
  • Никто не жалуется. Сложно объяснить нюанс, но он есть. Тебе могут спокойно рассказать о проблемах, но ты не чувствуешь, что из тебя высасывают энергию или как-то давят. Просто есть проблема.
  • Приветливость людей, причём я не вижу столь обмусоленных "фальшивых, приклеенных улыбок". У нас на раЁне вообще принято со всеми здороваться.
  • Нет элитарности учёного. Учёный — это не «илита» общества, которая отказывается разговаривать с простыми смертными (конкретный опыт во время работы в ГЕОХИ РАН и не только), но такой же человек. Нет элитарности профессоров. Да, профессоров очень уважают, это чувствуется. Но я не встречал никакого нагнетания со стороны профессоров. Профессор, который идёт со студентами пить в бар и танцует под музыку — это более чем норма. Возможно, потому и уважают.
  • Магазины самообслуживания. Стол, стоит корзинка с какими-нибудь яблоками, рядом коробка для денег. Продавцов нет, и не видно даже видеокамер. Видимо, не воруют.
  • Большое количество бесплатных и чистых общественных туалетов.
  • Обилие фонтанчиков для питья (такая именно швейцарская фишка)
  • Что в Швейцарии очень чувствуется, так это аскетизм (гораздо сильнее, чем в других странах Европы). Сложно описать, в чём именно. Но просто «ни франка на показуху». То есть всё чисто и опрятно, проводятся красочные карнавалы с шествиями, но очень сильно чувствуется (и даже давило в начале) именно отсутствие какого-либо излишнего лоска (типа вылизанного домика городской администрации и т.п.).
  • Бесплатные насосы для велосипедов на велостоянках.
  • Я вообще не пользуюсь тут сотовым телефоном иначе как чтобы встречать приехавших ко мне русских.
  • Как аспирант, а вообще — PhD Student, я имею все возможные студенческие скидки.
  • Я более не считаю вещи, сделанные до 1950 года, старыми. Иначе тут будет слишком много старого.
  • Стабильность валюты.
Пример магазина самообслуживания
Тыквы и прочие дары полей
В Швейцарии много старых автомобилей, на которых люди ездят и в будние дни.

Бытовые условия.


Я распишу их по процентам от зарплаты. Внимание! Все проценты, включая налоги, отсчитываются от той суммы, которую я получаю на руки после автоматических вычетов.

Итак, налоги и социальные платежи, которые с меня удерживаются автоматически:
  • Социальное страхование — 7.97%
  • Пенсионные отчисления — 4.35%
  • НДФЛ — 5.06%
  • Церковный налог — 0%, поскольку я не декларировал при иммиграции принадлежность к католической или протестантской конфессиям.

Расходы с зарплаты:
  • Медицинская страховка — 2.13% (франшиза 500 франков)
  • Плата за комнату (включает вывоз мусора, бесплатный кофе и чай и WiFi) — 17.97%. Оговорюсь, что мне весьма повезло с дешёвым жильём, расходы на него следует считать всё-таки ближе к 25-30% в общем случае.
  • Личные сбережения — 29.96% зарплаты я стабильно перекидываю на сберегательный счёт.
  • Транспорт — месячная плата за годовую карточку на городской транспорт составляет 1.33%
Еда — порядка 20% зарплаты. Единственное, что я тут не нашёл, и что мне возят из России — гречка. Остальные продукты, например, сгущённое молоко (про которое я читал много раз, что за границей его нет) — почти в каждом супермаркете.
Выгодно закупаться вечером субботы - на множество продуктов скидки до 50 и более процентов из-за подхода к концу срока годности (но всё равно 2-3 дня обычно остаются). Ещё есть разовые акции-распродажи. Заходить лучше регулярно, чтобы не пропустить. Я считаю, что закупился крайне неудачно, если общая скидка по чеку менее 15%.
Выгоднее жить с кем-то. Например. Батон хлеба 250 грамм (как раз на человека на пару дней) - 0.90 франка, а 500 грамм - 1.15 франка. И так много с чем - увеличение объёма покупки приводит к лавинообразному обрушению цены.

Итого остаются ~40% зарплаты, которые тратятся на разовые платежи (типа пошлины за вид на жительство), одежду, хобби (туризм), авиабилеты родным и поддержку интересных/важных для меня проектов (краудфандинг).

Гостиная нашего общежития во время Чемпионата Мира.

Собственно, касательно бытовых условий.

Больше всего поражает скорость обслуживания. Показательный случай был месяц назад, когда я за 1 час 10 минут прошёл пешком 4.4 км, попутно успешно (1) подав в полиции документы на новый ВНЖ и оплатив пошлину, (2) зайдя в банк положить на счёт 10 000 японских йен, (3) зайдя на почту оплатить квитанцию и (4) побалакав в салоне сотовой связи о тарификации.
Когда я только переехал, я решил почти все проблемы (сходить в полицию, открыть счёт в банке, купить SIM-карту) и так далее за два неполных дня. Затем да, ещё пару раз пришлось съездить, например, подать налоговую декларацию или сдать отпечатки пальцев.

Почти всё решается по почте. Новый ВНЖ — по почте. Оплата квитанции для института — получаешь по почте, оплачиваешь на почте. Транспортная компания за 2 месяца присылает по почте квитанцию: если вы хотите пользоваться нашими услугами дальше, оплатите. Карточка тоже приходит по почте. Новый контракт с институтом — получаешь по почте, подписываешь, запечатываешь в присланный тебе тем же письмом конверт, кидаешь назад. Я даже до сих пор не знаю, где находится отдел кадров в ETH Zurich. Видимо, так и не узнаю... Да, кстати, я не помню, чтобы время ожидания очереди на почте или в банке хоть раз дошло до 10 минут.

Много что надо решать online. Простой пример — зайдя в онлайн-банк, я бесплатно заказал (опять же, пришёл по почте) новый пин-код для карточки. Если бы я пошёл в отделение банка UBS, то (тут опыт моей знакомой, не мой), с меня бы взяли 20 франков (800 рублей!).

 

Учёба.


Как PhD Student, я за время своей аспирантуры должен прослушать произвольно выбранные курсы (по факту большая часть из них рекомендуется профессором) и набрать 12 баллов ECTS. По-простому — это баллы, характеризующие трудоёмкость курсов. За один курс обычно даётся 2-3 балла ECTS, и каждый такой курс — это минимум 1 полный день (реально полный) в неделю на учёбу и домашку. Есть курсы и с 1 баллом, и 6. Я все 12 баллов выбрал за первый семестр.
Что очень сильно чувствуется из разницы МГУ им. М.В. Ломоносова и ETH Zurich — так это то, что в ETH все прослушанные мной курсы ориентированы на конкретные расчёты, и это реально жесточайшее натаскивание на решение произвольно взятого уравнения (пусть иногда и численными методами, но только если это дифференциальное уравнение без аналитического решения). В МГУ даётся огромный пласт информации, но при этом большинство курсов не учит, откуда она берётся (я имею в виду, взять и посчитать), и что с ней потом делать. 

Что поражает — это масштабы дружбы ETH Z и UZH (университет Цюриха). Мало того, что у них есть множество совместных лабораторий, ещё администрация ETH всячески рекомендует студентам слушать курсы в UZH (естественно, с засчётом баллов и записью в диплом).

Запись на все курсы через онлайн-формы. Там же список прослушанных курсов, отметки.
После того, как ты послушал первые лекции, надо зарегистрироваться (если собираешься сдавать) на экзамен, тоже онлайн. На решение отводится примерно месяц. Позже - 50 франков (2 000 рублей) за каждый курс. Эта система очень характеризует очень многое в Швейцарии и, насколько я понимаю, в Европе. И это общий принцип - не тупить.

Что я могу сказать о качестве курсов. Те курсы, которые я слушал, непосредственно и сильно (положительно) повлияли на моё мировоззрение и, что ценно уже практически, я непосредственно и постоянно применяю в своей работе.

Пару недель назад у меня накрылась студенческая карточка — перестал работать чип. Мне перевыпустили пластик с фотографией за 3 минуты. Бесплатно, так как признали, что это не моя вина.

 

Работа.


Комфортные условия. Кабинеты на 2-8 человек (в зависимости от размера). У всех персональные компьютеры, стол, стулья, тумбочки. У моего изначально была швейцарская клавиатура — я попросил замену, через пару дней у меня появилась нормальная. Я попросил второй монитор (одного не хватает) — нашли тоже за пару дней. У университета есть очень много софта, от ОС до matlab и ArcGIS, который даже для студентов находится в бесплатном доступе (даже можно поставить на личный ноутбук!).
Что очень нравится в институте — используется только рассеянный свет. Либо матовые стёкла высоко над головой, либо отражённый свет.

 Мой офис

Отсутствие всяких «а давайте полтора часа все вместе пить чай». Профессоров никто не видит неделями — это нормально. У них очень много командировок и, объективно, люди вкалывают. Среди аспирантов-постдоков весьма развито неформальное общение. Попить кофе, сходить вместе в столовую, вечером попить пива. По вечерам пятниц — общеинститутский friday beer, которое иногда идёт до утра (проводится в случае хорошей погоды на крыше института, в случае плохой — в холле). То есть люди спокойно организуют своё время не в ущерб общению, но если ты работаешь, мешать тебе никто не будет.

Очень развита миграция учёных. Постоянно кто-то приезжает (из других стран), читает лекцию, потом его отправляют по тем сотрудникам и аспирантам, которые имеют сходные темы, говоришь с ними час-полтора, потом они уезжают. Бывает, приезжают новые аспиранты, им тоже рассказываешь, как и что.
У нас в институте швейцарцы в полном меньшинстве. За пальму первенства борются обычно русские и китайцы, близко подошли немцы и французы. 

Очень развиты e-mail рассылки не только о лекциях, но и объявления от сотрудников. Регулярно от «продаю велосипед» до «у меня освобождается комната, ищу человека за N франков в месяц».

Очень развит электронный документооборот.

Из некоторых бонусов - ETH Zurich покупает всем студентам halb-tax - карточку, дающую скидку 50% на весь швейцарский транспорт - от трамвая от междугороднего экспресса и сельского автобуса в горах.

Много кто, не только русские, работает по выходным. Много кто просто приходит на выходных в институт поговорить по скайпу или ещё что-то — у всех студентов и сотрудников доступ 24/7. Переписываться с профессором в ночь с субботы на воскресенье — норма.
Работа столько, сколько надо, а не сколько положено по часам - это основа жизни. Зато и полностью ненормированный рабочий день (свободный график во всех смыслах).

 

Отдельно расскажу про бюрократию на работе и в жизни


Единственная чисто бюрократическая вещь, которую потребовалось заполнить за весь год — это календарь, сколько я в какой день часов работал. Заполнил за 5 минут методом Ctrl+C-Ctrl+V и отослал секретарю на e-mail. И то, у меня это было только потому, что деньги нашему проекту платит ЕС — они очень бюрократичны. Мой шеф (британец, подчёркиваю) много ругался по поводу бюрократизированности ЕС.

Для сравнения я приведу список действий для того, чтобы тебе оплатили командировку на конференцию в России и здесь. Это очень характеризует вообще всю бюрократию (да и образ жизни) в России и в Швейцарии-Европе.

В России. Предположим, что вы уже устроены сотрудником.
Тогда надо (личный многократный опыт геологического факультета МГУ).
Во-первых, сначала все траты за свой счёт. Выбить деньги раньше — почти нереально. Сначала надо дня три потратить на то, чтобы заполнить все формы РФФИ моб_з (уже отменённый грант на поездки молодых учёных на международные конференции, выдаваемый на конкурсной основе) и привезти их в здание Академии Наук (для желающих — Почта России). Обычно становится известно, что деньги дали (если дали), за пару дней до вылета на конференцию (а документы рассматриваются где-то месяц-другой). При этом все билеты и брони, понятно, необходимо купить заранее, то есть если деньги РФФИ не даёт, то есть вероятность, что тебе эти расходы никто и никогда не компенсирует. Потом пишется рапорт «прошу командировать на такие-то числа туда-то с такой-то целью и оплатить оттуда-то то-то и то-то». Заверить рапорт в иностранном отделе (если поездка за границу), поставить визы отдела кадров и прочих, и отдать на подпись декану. На следующий день, в лучшем случае, получить бумагу. По ней либо сидеть и ждать, пока отдел кадров напишет приказ, либо написать самому приказ (обычно делаешь сам, так как сроки поджимают). Собираешь 3-4 подписи на бланк. Ещё ночь на подписание деканом. После этого ты берёшь бланк служебного задания (не забыть подписать и заверить в трёх кабинетах!) и туда в милипусенькие клеточки переписываешь кучу бесполезной информации. Затем ты едешь на конференцию. В течение 3 дней после окончания конференции ты обязан сдать финансовый отчёт (и все бумажки типа служебных заданий, ксерокопий загранпаспорта, посадочных талонов и чеков, которые ты должен аккуратно наклеить на листы формата А4 и подписать), который почему-то всегда заполнялся на бланке «авансового отчёта на сохранение культурных ценностей народов России», куда ты вписываешь все билеты и траты типа отелей. Отдельное развлечение — это перевести на русский язык все авиабилеты, приглашения, брони отелей и прочего и заверить у учёного секретаря кафедры, а потом заверить его подпись двумя штампами в канцелярии. И при этом каждая дЭвушка, после того, как ты её в рабочие часы ждёшь по часу-другому, выговаривает, что всё не так заполнено, и просит переделать, или вообще какой ужас, справку надо было принести вчера. А после этого ты начинаешь делать отчёт по конкурсу РФФИ, что занимает ещё где-то один день (его ещё надо отвезти в здание РАН, помним!). После этого можно куковать месяц, пока деньги придут в кассу. Тогда ты заполняешь ордер — столько рублей 00 копеек прописью, и наконец получаешь свои деньги назад.

Тут. За все конференции платит институт, нужно только устное согласие научного руководителя. Предположим, что тебе влом просить институтскую карточку, и ты ездил за свой счёт. Проторчав, как я, неделю отпуска в Японии после конференции, возвращаешься в институт. Заходишь к секретарю института (если в первый раз) и говоришь «я хочу денег». Тебе говорят «я тебе скину на e-mail табличку, ты её заполни». Возвращаешься. Приходит excel-табличка, куда ты вписываешь все траты. Ничего переводить не надо, и даже валюту пересчитывать тоже не надо. На это уходит минут 5-10, не больше. Посылаешь табличку. Идёшь к секретарю, спрашиваешь, всё ли хорошо, и сдаёшь посадочные талоны и прочую макулатуру (и то, только потому, что нам деньги выделяет бюрократический ЕС). Через пару дней в личной почте в институте находишь бумаги (такой шкафчик с кучей ящичков). Ставишь подпись, кладёшь секретарю в такой же ящичек. Через полмесяца деньги у тебя на карточке.

По моим подсчётам, у меня освободилось примерно 50% времени чисто за счёт того, что я перестал заниматься бюрократиями. И это очень ценно. Пожалуй, это одно из самых больших моих приобретений.

 

Общий итог за год

Я считаю, что опыт жизни и работы в другой стране - это то, что следует попробовать если и не каждому, то многим. Хотя бы чтобы он просто был.

2 комментария:

  1. Офигенный отчет, спасибо. Многие говорят, что даже тем, кто хочет жить в России всегда, стоит сгонять в Европу хотя бы ради того, чтобы посмотреть на плюсы и потом их привнести к себе (насколько это возможно, ох-ох).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стоит обязательно, и не только в Европу.
      И лучше не сгонять, а какое-то время провести - например, если не работать, то поучиться в языковой школе. Это сразу и надолго, и даст язык, и, что самое важное, даст общение с другими людьми. Поскольку привносить надо не внешние признаки, потёмкинские деревни у нас строят давно, а те принципы, из-за которых внешние признаки получаются.

      Удалить