Сколько я ни пробовал читать классику киберпанка типа того же "Нейромантика", столько же раз спотыкался на первых нескольких килобайтах этих беспросветных сумерек сознания. Все виденные книги отталкивали меня попыткой изобразить пик технологического развития как вирусы для зубных протезов с интернетом (иначе я это, простите великодушно, описать не могу). Может быть, это следствие исключительно ограниченности моей выборки, но c'est la vie.
Естественно, из этого правила есть исключения. Я пропущу небольшие рассказы Айзека Азимова и Станислава Лема и некоторых других писателей, чтобы остановиться на Джеффе Нуне и Андрее Ливадном. О чёткой их принадлежности к жанру киберпанка можно спорить, ... а можно и не спорить.
Особенность этих двух авторов в том, что у них технология - это не придаток, пусть и вышедший из-под контроля. Технологический мир равен, если даже не превосходит, человеческое сознание. Но и не доминирует. Просто совсем другой. Первое я бы назвал принципом лампочки: нажал кнопку - она светит, нажал ещё раз - она не светит. В тот момент, когда лампочка начинает светить для многих людей или, ещё хуже, обретает самосознание, выключить её одному человеку уже так просто нельзя. Качественно иная предпосылка ставит и качественно другие вопросы, в том числе и этические.
Джефф Нун выстроил систему виртуальных миров, которые, хоть и были лишь порождением людских грёз, оказались настолько тесно сплетены с реальностью, что смогли обмениваться людьми и вещами друг с другом. Существа из других миров стали частью реального мира и наоборот. Биология подменилась гибридами нескольких начальных рас - Пес, Человек, Робо, Тень и Вирт. Человеческое общество оказалось частью гораздо более сложного хаоса. Ещё вчера только-только создавший первый виртуальный мирок, человек сегодня увидел, что за ночь это крохотное семечко стало тем самым бамбуком или горохом на небо. Простое развлечение внезапно стало сложной системой, в которой человек - лишь первопроходец в джунглях. Здесь нет психологических драм. Это интересно как качественное
описание системы виртуальных миров с обратной связью с действительностью. Точнее, виртуальные миры, ставшие этой действительностью. Гипетрофированно-сложная система причинно-следственных связей. Такая гофрированная эклектика. Правда, довольно грубая. Зато очень самобытная.
Интересно, что во вселенной Джеффа Нуна нет сложных технических наворотов. Его вселенная - мир где-то 1980-х годов. Люди глотают особые перья - и попадают в другие миры. И игра ведётся уже не на их поле.
Читать рекомендую начинать с "Вирта". Потом "Пыльцу". Потом, чтобы начать понимать хоть что-то - "Автоматическую Алису".
Да, предупреждаю: количество ненормативной лексики и непристойностей зашкаливает! Возможен тяжёлый этико-культурный шок!
Да, предупреждаю: количество ненормативной лексики и непристойностей зашкаливает! Возможен тяжёлый этико-культурный шок!
Андрей Ливадный создал мир искуственных интеллектов. Огромная библиография. В главной серии "История Галактики" около 60 книг. Терри Пратчетт русского розлива.
На первый взгляд всё очень примитивно. Перенаселённая Земля, последовавшая колонизация планет. Корабли назад не возвращались, и полёты возобновились через 400 лет, когда уже научились не только улетать, но и возвращаться назад. Земля нашла колонии, которые выжили и чувствовали себя отлично настолько, что не захотели решать проблемы перенаселённости Земли. Так началась галактическая война между Землёй и её колониями, которая или последствия которой описываются в книгах. Написано это весьма неплохим языком, читается легко и быстро.
Война, однако же, несмотря на все пушки-лазеры-ракеты, описывается как серия психологических поединков. Это не та война, где миллионы одних роботов c большими кулаками крушат миллионы других роботов с маленькими. Это, в первую очередь, война человека с самим собой.
Начиная с какого-то момента, в войну включаются искуственные интеллекты, управляющие боевыми машинами. И тут Андрей Львович делает интересный ход. Искуственный интеллект - это не терминатор, однажды запрограммированный на "kill all human". Это tabula rasa, чистая доска. Пилот боевой машины, сливаясь с машиной через прямой контакт, обучает искуственный интеллект управлять и выживать. Поставьте вместо пилота созидателя - и ИИ научится созидать.
Пилот создаёт искуственный интеллект как образ, аватар, любимого человека (гештальт-психология, однако). ИИ может пойти дальше и обрести самосознание и чувства. И война становится полем ещё двух видов психологических поединков - ИИ с ИИ (в том числе, и с самим собой), и ИИ с человеком.
И, что самое парадоксальное, в войне стабильно побеждает любовь (это был спойлер).
И, что самое парадоксальное, в войне стабильно побеждает любовь (это был спойлер).
Читать рекомендую начинать с повестей "Омикрон" или "Форпост". Естественно, все книги читать, по-моему, смысла особого не имеет, но скоротать вечерок - вполне подходит. Да, многое весьма примитивно и сведено к техническим подробностям. Но с другой стороны, я считаю, что автор говорит о непростых проблемах, с которыми, вполне возможно, нам весьма скоро можно будет столкнуться. Война здесь - это лишь катализатор взаимодействия человека и ИИ, но не самоцель повестей.
PS: читателю может показаться невозможным то, чтобы человек сливался с боевой машиной, считая её своим телом, как описано у Андрея Львовича. Однако предпосылки к таким возможностям уже доказаны, например иллюзия третьей руки (как дополнение тела) и эксперименты с звуковым информированием слепых людей о препятствиях у них на пути (как расширение возможностей на новые виды сенсоров).
PS: читателю может показаться невозможным то, чтобы человек сливался с боевой машиной, считая её своим телом, как описано у Андрея Львовича. Однако предпосылки к таким возможностям уже доказаны, например иллюзия третьей руки (как дополнение тела) и эксперименты с звуковым информированием слепых людей о препятствиях у них на пути (как расширение возможностей на новые виды сенсоров).
Комментариев нет:
Отправить комментарий