воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Кругокавказия 2: путь в Нагорный Карабах


Предисловие и общие сведения: http://chl-fomin.blogspot.ch/2014/01/circumcaucas2intro.html



23 января. Перелёт через Киев.

Вылет из Цюриха в час дня. Погода стоит столь тёплая и ясная, что я даже вынужден снять флиску, впервые за долгое время. Даже видны горы на другом конце долины – событие крайне редкое.

Аэропорт. Между терминалами – маленький поезд без машиниста, ходящий туда и обратно по туннелю. Впереди и сзади – окна. Под местные вариации на тему «Прощания славянки» можно смотреть либо на приближающийся свет в конце туннеля, либо на удаляющийся. 

Взлёт. Погода ясная. Самолёт набирает высоту над «равнинной» местностью. Многочисленные холмы и невысокие горки, вершины которых заросли лесами, возвышаются над полями равнин. В центрах низин небольшие крестики-звёздочки городков: дома стоят вдоль расходящихся в разные стороны дорог. Немного дальше начинаются горы. Сначала они совсем низкие, но потом начинаются высокие хребты, вершины которых покрыты снегом. В лучах постепенно снижающегося солнца (на высоте времена дня воспринимаются совсем по-другому) золотятся сложные складки горных пород. Тем временем с юга идёт море облаков. Настоящее море, со своими волнами и течениями, на самых крупных волнах видна мелкая рябь. Сначала в нём видны «реки» и «озёра» земли, когда через белоснежные равнины облаков открываются просветы, но затем море вступает в полную силу. Оно заполняет каждое ущелье гор, однако сил его не хватает, чтобы перекинуться на север и захлестнуть равнинную Германию – с другой стороны от хребта небо чистое.


Открываю журнальчик. Лечу украинскими авиалиниями, потому есть страничка о въезде в незалежную. Оказывается, европейцам, американцам, даже японцам и канадцам не нужны визы для въезда на кратковременный срок. Кстати, то же самое и в Армении, которая в начале прошлого года установила в одностороннем порядке безвизовый режим с ЕС.

Перед взлётом в нашем лiтаке знатно воняло бензином (прошло в момент взлёта). Обед. Отвалился столик. Ничего – вбил крепления назад, перекусил.

Уже с вечерней зарёй приземляемся в Киеве. Стоит только выйти – и становится холодно. Тут настоящая зима. Сразу же, как только нас грузят в автобусы, пытаюсь дозвониться одной замечательной знакомой (Лиля, привет!), но, как потом выяснилось, она в Закарпатье.

До вылета – 3 часа. Границу проходить смысла нет. Дохожу до выхода к самолёту и вылезаю в интернетик – я продолжаю планировать маршрут.

Понемногу собираются люди. Чётко выделяются две категории. Первая – «куртки с черкизона», так, наверное, проще всего дать представление. Вторая – люди, сошедшие с советских кинолент. Те же шапки, те же пальто, очки, лица. Первые в основном помоложе, вторые – уже старшее поколение. Честно сказать, но испытал какое-то смешанное чувство, даже было немного страшно. Даже думал «ну зачем ехать в Нагорный Карабах?», каюсь. Почему – не знаю. Абсолютно иррациональное чувство. Наверное, просто волнение перед неизвестным. 

Минут за 15-20 до начала посадки уже выстроилась длинная очередь. Встаю ближе к её концу. Когда я подхожу, как раз уходит первый автобус. Женщины средних лет за мной взволнованно спрашивают «а самолёт без нас не улетит?». Спустя минут десять грузимся в автобус. На дверях, кстати, тут дивные надписи «безкоштовно» (бесплатно). Видимо, среди сметливого украинского народа прецеденты случались.

Маленький самолётик набит до отказа. Все полки и полы битком забиты пакетами и тюками – некуда даже куртку приткнуть, и остаётся только положить её в ноги.

Вскоре взлетаем. Уже совсем темно. Видны только редкие жёлтые паутинки городов. В какой-то момент понимаешь, что летим вдоль береговой линии: звёздочки срезаются округлыми линиями. Вскоре начинаем пролетать мимо гор Большого Кавказа. Самих гор не видно: несмотря на олимпийские игры, подсветку почему-то не организовали. Зато великолепно видно луну. Тоже совершенно особое ощущение, кстати, испытанное мною из самолёта первый раз.

Обед. Всем приносят по булочке. Я чувствую себя недорезанным буржуем: мне приносят полный горячий обед. Возможно, это связано с тем, что у меня стыковочный рейс, и МАУ учли, что у меня не будет нормальной еды более 9 часов. Что очень приятно. И даже столик не развалился.

Садимся в полный туман. Только перед самой посадкой чернота за окном сменяется равномерно-рыжей мглой. Земля. Аплодисменты, переходящие в овацию. 

Люди начинают собираться. Я жду – мне всё равно сидеть в аэропорте до утра. Выхожу из самолёта. Вдоль нашего маршрута стоит очень много служащих аэропорта. По-моему, им просто скучно, и они вышли посмотреть на вновь прибывших.

Проверка паспортов идёт очень быстро. Девушка, к моему удивлению, очень долго смотрит на шенгенские визы, даже пробует их ногтем, сканирует. Предлагаю вид на жительство. Она ошарашенно отказывается. Я поясняю «отсканировать мой вид на жительство». Улыбается, пропускает. Что характерно, ни одного вопроса по поводу четырёх штампов Азербайджана, война с которым не закончена и поныне. Прохожу за турникет. Сзади, на месте очереди, остаются три непонятные сумки – кто-то забыл несколько раз.

До утра ещё далеко, и я сажусь в местное кафе. За чашкой чая читаю новости. В Нагорном Карабахе, куда я хочу сегодня приехать, вчера были ранены двое солдат армии Нагорного Карабаха. За крайние две недели Азербайджан, пишут в новостях Арцаха, сделал 2000 выстрелов, несмотря на соглашение о прекращении огня (для сравнения, за неделю перед 1-ым февраля, когда я пишу этот текст, Азербайджаном было произведено более 10 000 выстрелов в НКР и проведены диверсионные операции со стягиванием тяжёлой техники к границе). От столицы до передовой фронта - 30 км. Выписываю себе в блокнотик храм Гарни – посмотреть на пути из Карабаха. Загрузил карту гостиниц Степанакерта, столицы НКР. Гостиниц много: Арцах очень интенсивно работает над туристической привлекательностью.

Разговорился с официантом: он заинтересовался планшетом. Спрашиваю про снежные завалы. После того, как год назад не удалось проехать из Тбилиси во Владикавказ, я стал очень трепетно относиться к этой проблеме. Как он говорит, снег есть, но весь убирают, завалов на дорогах нет, транспорт ходить не перестаёт. Я несколько удивлён: в России из-за завалов встаёт регулярно, а тут ещё и горная страна…

24 декабря. Армения.

Ночь продолжаются. На улице -12°C, что в сочетании со сплошным туманом создаёт совершенно вымораживающий холод. По личным ощущениям – ниже -20. Донимают наглые таксисты. Один, особенно противный, начинает беседы за жизнь. Представляется Гамлетом.

Наконец, прилетает второй самолёт с Катей. Перепаковка. Теперь у меня есть берцы! Немедленно одеваю их. Они успокаивают и вселяют уверенность. Не успеваем закончить, подлетает этот Гамлет, которого я уже про себя проклинаю. Конечно, с деньгами тут не фонтан, но совесть иметь надо. Ладно, скрипнув зубами, говорю «отвези в Звартноц» (это остатки храма своеобразной архитектуры на ещё дохристианском святилище). Там хоть можно будет пересесть на автобус – с общественным транспортом тут туго. Официант рекомендовал добраться до шоссе.

Таксист продолжает донимать расспросами о планах. Он уже готов везти в Карабах. Я сопротивлялся до этого слабо – всё-таки 9 часов дороги подвымотали, но тут я уже жёстко говорю «нет». Я ему говорю «так туда же надо сначала получить регистрационную карту, мы в посольстве узнавали». Он отмахивается и говорит «не надо». Я повторяю, что говорили в посольстве, что надо. Этот пень талдычит про какую-то сестру в посольстве (вспомнил!), которая делает за 2 минуты, иначе будут мариновать несколько дней (Наглое Тупое Враньё). Так мы проезжаем мимо освещённой аллейки. По моим расчётам, это должна быть дорога к Звартноцу. Спрашиваю таксиста. Выясняется, что этот отпрыск валенка не знает, где находится то место, куда он обязался отвезти! Звонит маме (!) Успеха – ноль. Козлище довозит до Эчмиадзина (главного храма Армянской Епархии), берёт деньги по тарифу до Эчмиадзина. Сначала он не хочет отпускать нас, предлагает ехать к нему домой, так как на улице холодно. Тут я уже едва ли не матом его посылаю. Наконец он сваливает. Телефон у него +37491912130. 

Сразу скажу, что это было единственное плохое впечатление в Армении. Дальше – только хорошие! Так что с аэропортовыми таксёрами ухо надо держать востро.

Поскольку это существо было не в состоянии найти главный вход в монастырь, в него приходится дойти пешком – боковой закрыт. 6 утра, ещё совершенно темно, но территория  монастыря подсвечена. Много стел с резьбой по камню – одной из самых красивых (и специфических) черт Армении. Поскольку фонарик всегда под рукой, можно рассмотреть все детали. Вершины храмов теряются в ночной тьме.

В Святом Эчмиадзине

После монастыря идём в сторону Звартноца. На улицах скаженный холод, потому слегка отогреться можно в подъездах. Заснеженные улицы. Новогодняя иллюминация. Туман. Проходим мимо нескольких храмов. Минуем питьевой фонтанчик – несмотря на сильный минус, он работает.

В какой-то момент рядом тормозит ПАЗик-катафалк и предлагает подвезти. Возможно, в другой момент я бы и немного занервничал / Ночь, холод, улица. И тут рядом тормозит катафалк и предлагает прокатиться /. Но тогда его явление было поистине прекрасным. По дороге расспрашиваю водителя. Дороги действительно чистят, он подтверждает. В Карабахе стреляют, но это всегда так… Когда он говорит, постоянно вставляет слово "брат". Жалуется на погоду. Такие морозы тут - редкость, и местные жители, непривычные к ним, постоянно на них жалуются.

Провезя пару десятков километров, он высаживает нас в Ереване. Выходим из машины – уже холодно. Заходим в магазин. Еда!! Покупаем булочки и чурчхелу, которая тут называется суджуком. Стоим прямо у кассы и едим – выходить не хочется. Чурчхела тут дешёвая: 1100 драм (90 рублей или примерно два евро) за палку длиной в руку. За одну чурчхелу небо из тёмно-синего становится светло-серым. Рассвет. Выходим. Идём к остановке. Спрашиваем, какая маршрутка идёт к посольству НКР. Местные очень отзывчивые – они сами начинают спрашивать других. В конце концов, нас сажают в маршрутку. В местных маршрутках количество трупов соответствовать количеству посадочных мест не должно, потому маршрутки ходят реально битком. Проезд очень дешёвый – 100 драм, 8 рублей. 

Долгими окольными путями нас подвозят к зданию посольства. У калитки написано «наберите 1 и *». Набираю – не работает. Ещё раз – не работает. Так проходит минут 15. Уже очень холодно. Я уже думаю ехать в Карабах так, а разбираться уже на месте.

Причём в посольстве явно кто-то есть. Поскольку подёргать калитку не дано, идём искать правды у местных. Стучась во все двери, мы случайно попадаем в библиотеку. В ней есть WiFi, по которому мы смогли бы узнать телефон посольства! Пока мы сидим и загружаем технику, женщины сами находят в телефонной книге номер. Звонят. Выяснилось, что «Гэндальф и его маленький отряд ещё бы долго стояли перед дверью в Морию, если бы не нашли ещё одну надпись: на себя»: надо просто открыть калитку и войти. Возвращаемся. Магия! Калитка открывается, и вот мы уже поднимаемся в посольство. В посольстве очень домашняя атмосфера. Ещё раннее утро, и секретарша (?), отвечающая за выдачу регистрационных карт, не пришла. Сидим, ждём. В одной из комнат виднеется кухня – газовая плита, стол.

Вскоре она приходит. Смотрит паспорта и говорит: нет, мы уже не выдаём регистрационных карт, их надо получать в МИДе НКР на месте.

По дороге на автовокзал я покупаю несколько пирожков. Два пирожка вполне тянут на перекус при стоимости 90 драм (7.5 рублей) за штуку.

Автовокзал. Обходим его полностью – никого. Выходим на улицу. Нас несколько раз перепосылают по всему автовокзалу. Я после бессонной ночи хожу на негнущихся ногах и с ошалевшей рожей от одного его края к другому, повторяя «Степанакерт». Наконец, маршрутка. Сели. Стоимость проезда – 5000 драм (400 рублей, 12 долларов за ~320 км), отдавать надо сразу. У маршрутки очень большой багажник, где-то с полтора ряда кресел. В нём много вещей – в какой-то момент к задним дверям подъезжает «волга», и оттуда перегружают весь багажник. 

Выезжаем. Сначала всё скрыто под серым туманом, видимость – первые сотни метров, и я несколько раз отключаюсь. 

 Задумчивые армянские овцы...
Местная животина вообще как-то любит пастись в снегах, даже если рядом есть чистая от снега земля....

Спустя пару часов около дороги начинают появляться скалы и горы – мы уже в южной, совсем-совсем горной части Армении. Дорога меж тем поднимается всё выше и выше, пока наконец мы не выныриваем из туманного океана в голубое небо. Теперь становятся видны многочисленные горные пики и долины между ними.

Выезд из тумана

Южный и северный склоны...

Сказочные красоты Армении...

Разговорился с сидящим рядом военным. Вообще, все виденные мной местные солдаты, что карабахские, что армянские, произвели на меня какое-то очень хорошее впечатление.

Перевал. Начинаем спускаться по длинному серпантину. Это Лачинский коридор, одно из самых главных мест для Арцаха. Его связь с Арменией.

Вскоре мы уже в самом низу.

 Реют флаги – армянский и арцахский. Граница. Мы вышли из маршрутки и пошли к КПП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий