Предисловие и общие сведения: http://chl-fomin.blogspot.ch/2014/01/circumcaucas2intro.html
23 января. Перелёт через Киев.
Вылет из Цюриха в час дня. Погода
стоит столь тёплая и ясная, что я даже вынужден снять флиску, впервые за долгое
время. Даже видны горы на другом конце долины – событие крайне редкое.
Аэропорт. Между терминалами –
маленький поезд без машиниста, ходящий туда и обратно по туннелю. Впереди и сзади
– окна. Под местные вариации на тему «Прощания славянки» можно смотреть либо на
приближающийся свет в конце туннеля, либо на удаляющийся.
Взлёт. Погода ясная. Самолёт
набирает высоту над «равнинной» местностью. Многочисленные холмы и невысокие
горки, вершины которых заросли лесами, возвышаются над полями равнин. В центрах
низин небольшие крестики-звёздочки городков: дома стоят вдоль расходящихся в
разные стороны дорог. Немного дальше начинаются горы. Сначала они совсем
низкие, но потом начинаются высокие хребты, вершины которых покрыты снегом. В
лучах постепенно снижающегося солнца (на высоте времена дня воспринимаются
совсем по-другому) золотятся сложные складки горных пород. Тем временем с юга
идёт море облаков. Настоящее море, со своими волнами и течениями, на самых
крупных волнах видна мелкая рябь. Сначала в нём видны «реки» и «озёра» земли,
когда через белоснежные равнины облаков открываются просветы, но затем море вступает
в полную силу. Оно заполняет каждое ущелье гор, однако сил его не хватает,
чтобы перекинуться на север и захлестнуть равнинную Германию – с другой стороны
от хребта небо чистое.
Открываю журнальчик. Лечу
украинскими авиалиниями, потому есть страничка о въезде в незалежную. Оказывается,
европейцам, американцам, даже японцам и канадцам не нужны визы для въезда на
кратковременный срок. Кстати, то же самое и в Армении, которая в начале
прошлого года установила в одностороннем порядке безвизовый режим с ЕС.
Перед взлётом в нашем лiтаке
знатно воняло бензином (прошло в момент взлёта). Обед. Отвалился столик.
Ничего – вбил крепления назад, перекусил.
Уже с вечерней зарёй приземляемся
в Киеве. Стоит только выйти – и становится холодно. Тут настоящая зима. Сразу
же, как только нас грузят в автобусы, пытаюсь дозвониться одной замечательной
знакомой (Лиля, привет!), но, как потом выяснилось, она в Закарпатье.
До вылета – 3 часа. Границу
проходить смысла нет. Дохожу до выхода к самолёту и вылезаю в интернетик – я
продолжаю планировать маршрут.
Понемногу собираются люди. Чётко
выделяются две категории. Первая – «куртки с черкизона», так, наверное, проще
всего дать представление. Вторая – люди, сошедшие с советских кинолент. Те же
шапки, те же пальто, очки, лица. Первые в основном помоложе, вторые – уже
старшее поколение. Честно сказать, но испытал какое-то смешанное чувство, даже
было немного страшно. Даже думал «ну зачем ехать в Нагорный Карабах?», каюсь.
Почему – не знаю. Абсолютно иррациональное чувство. Наверное, просто волнение
перед неизвестным.
Минут за 15-20 до начала посадки
уже выстроилась длинная очередь. Встаю ближе к её концу. Когда я подхожу, как
раз уходит первый автобус. Женщины средних лет за мной взволнованно спрашивают
«а самолёт без нас не улетит?». Спустя минут десять грузимся в автобус. На
дверях, кстати, тут дивные надписи «безкоштовно» (бесплатно). Видимо, среди
сметливого украинского народа прецеденты случались.
Маленький самолётик набит до
отказа. Все полки и полы битком забиты пакетами и тюками – некуда даже куртку приткнуть,
и остаётся только положить её в ноги.
Вскоре взлетаем. Уже совсем
темно. Видны только редкие жёлтые паутинки городов. В какой-то момент
понимаешь, что летим вдоль береговой линии: звёздочки срезаются округлыми
линиями. Вскоре начинаем пролетать мимо гор Большого Кавказа. Самих гор не
видно: несмотря на олимпийские игры, подсветку почему-то не организовали. Зато
великолепно видно луну. Тоже совершенно особое ощущение, кстати, испытанное
мною из самолёта первый раз.
Обед. Всем приносят по булочке. Я
чувствую себя недорезанным буржуем: мне приносят полный горячий обед.
Возможно, это связано с тем, что у меня стыковочный рейс, и МАУ учли, что у
меня не будет нормальной еды более 9 часов. Что очень приятно. И даже столик не
развалился.
Садимся в полный туман. Только
перед самой посадкой чернота за окном сменяется равномерно-рыжей мглой. Земля.
Аплодисменты, переходящие в овацию.
Люди начинают собираться. Я жду –
мне всё равно сидеть в аэропорте до утра. Выхожу из самолёта. Вдоль нашего
маршрута стоит очень много служащих аэропорта. По-моему, им просто скучно, и
они вышли посмотреть на вновь прибывших.
Проверка паспортов идёт очень
быстро. Девушка, к моему удивлению, очень долго смотрит на шенгенские визы,
даже пробует их ногтем, сканирует. Предлагаю вид на жительство. Она ошарашенно отказывается.
Я поясняю «отсканировать мой вид на жительство». Улыбается, пропускает. Что
характерно, ни одного вопроса по поводу четырёх штампов Азербайджана, война с
которым не закончена и поныне. Прохожу за турникет. Сзади, на месте очереди,
остаются три непонятные сумки – кто-то забыл несколько раз.
До утра ещё далеко, и я сажусь в
местное кафе. За чашкой чая читаю новости. В Нагорном Карабахе, куда я хочу сегодня
приехать, вчера были ранены двое солдат армии Нагорного Карабаха. За крайние две
недели Азербайджан, пишут в новостях Арцаха, сделал 2000 выстрелов, несмотря на
соглашение о прекращении огня (для сравнения, за неделю перед 1-ым февраля,
когда я пишу этот текст, Азербайджаном было произведено более 10 000 выстрелов в НКР и проведены диверсионные операции со стягиванием тяжёлой техники к границе). От столицы до передовой фронта - 30 км. Выписываю себе в блокнотик храм Гарни – посмотреть на пути из Карабаха. Загрузил
карту гостиниц Степанакерта, столицы НКР. Гостиниц много: Арцах очень
интенсивно работает над туристической привлекательностью.
Разговорился с официантом: он
заинтересовался планшетом. Спрашиваю про снежные завалы. После того, как год
назад не удалось проехать из Тбилиси во Владикавказ, я стал очень трепетно
относиться к этой проблеме. Как он говорит, снег есть, но весь убирают, завалов
на дорогах нет, транспорт ходить не перестаёт. Я несколько удивлён: в России
из-за завалов встаёт регулярно, а тут ещё и горная страна…
24 декабря. Армения.
Ночь продолжаются. На улице -12°C, что в сочетании со
сплошным туманом создаёт совершенно вымораживающий холод. По личным ощущениям –
ниже -20. Донимают наглые таксисты. Один, особенно противный, начинает беседы
за жизнь. Представляется Гамлетом.
Наконец, прилетает второй
самолёт с Катей. Перепаковка. Теперь у меня есть берцы! Немедленно одеваю их. Они
успокаивают и вселяют уверенность. Не успеваем закончить, подлетает этот
Гамлет, которого я уже про себя проклинаю. Конечно, с деньгами тут не фонтан,
но совесть иметь надо. Ладно, скрипнув зубами, говорю «отвези в Звартноц»
(это остатки храма своеобразной архитектуры на ещё дохристианском святилище).
Там хоть можно будет пересесть на автобус – с общественным транспортом тут
туго. Официант рекомендовал добраться до шоссе.
Таксист продолжает донимать расспросами
о планах. Он уже готов везти в Карабах. Я сопротивлялся до этого слабо – всё-таки
9 часов дороги подвымотали, но тут я уже жёстко говорю «нет». Я ему говорю «так
туда же надо сначала получить регистрационную карту, мы в посольстве узнавали».
Он отмахивается и говорит «не надо». Я повторяю, что говорили в посольстве, что
надо. Этот пень талдычит про какую-то сестру в посольстве (вспомнил!), которая
делает за 2 минуты, иначе будут мариновать несколько дней (Наглое Тупое Враньё).
Так мы проезжаем мимо освещённой аллейки. По моим расчётам, это должна быть
дорога к Звартноцу. Спрашиваю таксиста. Выясняется, что этот отпрыск валенка не
знает, где находится то место, куда он обязался отвезти! Звонит маме (!) Успеха
– ноль. Козлище довозит до Эчмиадзина (главного храма Армянской Епархии), берёт
деньги по тарифу до Эчмиадзина. Сначала он не хочет отпускать нас, предлагает
ехать к нему домой, так как на улице холодно. Тут я уже едва ли не матом его
посылаю. Наконец он сваливает. Телефон у него +37491912130.
Сразу скажу, что это было
единственное плохое впечатление в Армении. Дальше – только хорошие! Так что с
аэропортовыми таксёрами ухо надо держать востро.
Поскольку это существо было не в
состоянии найти главный вход в монастырь, в него приходится дойти пешком –
боковой закрыт. 6 утра, ещё совершенно темно, но территория монастыря подсвечена. Много стел с резьбой по
камню – одной из самых красивых (и специфических) черт Армении. Поскольку
фонарик всегда под рукой, можно рассмотреть все детали. Вершины храмов теряются
в ночной тьме.
В Святом Эчмиадзине
После монастыря идём в сторону
Звартноца. На улицах скаженный холод, потому слегка отогреться можно в
подъездах. Заснеженные улицы. Новогодняя иллюминация. Туман. Проходим мимо
нескольких храмов. Минуем питьевой фонтанчик – несмотря на сильный минус, он
работает.
В какой-то момент рядом тормозит
ПАЗик-катафалк и предлагает подвезти. Возможно, в другой момент я бы и немного
занервничал / Ночь, холод, улица. И тут рядом тормозит катафалк и
предлагает прокатиться /. Но тогда его явление было поистине прекрасным. По
дороге расспрашиваю водителя. Дороги действительно чистят, он подтверждает. В
Карабахе стреляют, но это всегда так… Когда он говорит, постоянно вставляет слово "брат". Жалуется на погоду. Такие морозы тут - редкость, и местные жители, непривычные к ним, постоянно на них жалуются.
Провезя пару десятков километров,
он высаживает нас в Ереване. Выходим из машины – уже холодно. Заходим в
магазин. Еда!! Покупаем булочки и чурчхелу, которая тут называется суджуком. Стоим
прямо у кассы и едим – выходить не хочется. Чурчхела тут дешёвая: 1100 драм (90
рублей или примерно два евро) за палку длиной в руку. За одну чурчхелу небо из
тёмно-синего становится светло-серым. Рассвет. Выходим. Идём к остановке.
Спрашиваем, какая маршрутка идёт к посольству НКР. Местные очень отзывчивые –
они сами начинают спрашивать других. В конце концов, нас сажают в маршрутку. В
местных маршрутках количество трупов соответствовать количеству посадочных мест
не должно, потому маршрутки ходят реально битком. Проезд очень дешёвый – 100 драм,
8 рублей.
Долгими окольными путями нас
подвозят к зданию посольства. У калитки написано «наберите 1 и *». Набираю – не
работает. Ещё раз – не работает. Так проходит минут 15. Уже очень холодно. Я
уже думаю ехать в Карабах так, а разбираться уже на месте.
Причём в посольстве явно кто-то
есть. Поскольку подёргать калитку не дано, идём искать правды у местных.
Стучась во все двери, мы случайно попадаем в библиотеку. В ней есть WiFi, по
которому мы смогли бы узнать телефон посольства! Пока мы сидим и загружаем
технику, женщины сами находят в телефонной книге номер. Звонят. Выяснилось, что
«Гэндальф и его маленький отряд ещё бы долго стояли перед дверью в Морию, если
бы не нашли ещё одну надпись: на себя»: надо просто открыть калитку и войти.
Возвращаемся. Магия! Калитка открывается, и вот мы уже поднимаемся в
посольство. В посольстве очень домашняя атмосфера. Ещё раннее утро, и секретарша
(?), отвечающая за выдачу регистрационных карт, не пришла. Сидим, ждём. В одной
из комнат виднеется кухня – газовая плита, стол.
Вскоре она приходит. Смотрит
паспорта и говорит: нет, мы уже не выдаём регистрационных карт, их надо
получать в МИДе НКР на месте.
По дороге на автовокзал я покупаю
несколько пирожков. Два пирожка вполне тянут на перекус при стоимости 90 драм
(7.5 рублей) за штуку.
Автовокзал. Обходим его полностью
– никого. Выходим на улицу. Нас несколько раз перепосылают по всему
автовокзалу. Я после бессонной ночи хожу на негнущихся ногах и с ошалевшей
рожей от одного его края к другому, повторяя «Степанакерт». Наконец, маршрутка.
Сели. Стоимость проезда – 5000 драм (400 рублей, 12 долларов за ~320 км), отдавать надо
сразу. У маршрутки очень большой багажник, где-то с полтора ряда кресел. В нём
много вещей – в какой-то момент к задним дверям подъезжает «волга», и оттуда
перегружают весь багажник.
Выезжаем. Сначала всё скрыто под
серым туманом, видимость – первые сотни метров, и я несколько раз отключаюсь.
Задумчивые армянские овцы...
Местная животина вообще как-то любит пастись в снегах, даже если рядом есть чистая от снега земля....
Спустя пару часов около дороги начинают появляться скалы и горы – мы уже в
южной, совсем-совсем горной части Армении. Дорога меж тем поднимается всё выше
и выше, пока наконец мы не выныриваем из туманного океана в голубое небо.
Теперь становятся видны многочисленные горные пики и долины между ними.
Выезд из тумана
Южный и северный склоны...
Сказочные красоты Армении...
Разговорился с сидящим рядом
военным. Вообще, все виденные мной местные солдаты, что карабахские, что
армянские, произвели на меня какое-то очень хорошее впечатление.
Перевал. Начинаем спускаться по
длинному серпантину. Это Лачинский коридор, одно из самых главных мест для Арцаха.
Его связь с Арменией.
Вскоре мы уже в самом низу.
Реют
флаги – армянский и арцахский. Граница. Мы вышли из маршрутки и пошли к КПП.
Комментариев нет:
Отправить комментарий