среда, 30 июля 2014 г.

На Луну с Сирано де Бержераком

Пост может задеть чувства.
Пожалуйста, не начинайте чувствовать,
если Ваши чувства могут быть задеты.
Иногда мы лучше помним мечтателей, а иногда - практиков. 
Думаю, каждый не задумываясь скажет, кто был первым человеком в космосе. Немного подумав, многие вспомнят человека, который разработал теорию реактивного полёта. Многие вспомнят название миссии, доставившей первых людей (или даже их имена) на Луну. Немного сложнее, наверное, вспомнить одного из первых людей, кто придумал полёт на Луну. Фильм 1902 года, снятый по этому роману, весьма рекомендую (мой эталон кинематографа).

В XVII веке в одно и то же время жили два человека. Первый из них - Лагари Хасан Челеби, второй - Сирано де Бержерак. Имя мсье де Бержерака весьма на слуху - афиши театров, рекламки в газетах, название в книжной лавке. Лагари же категорически забыт (к слову, сам я о нём узнал совершенно случайно, когда готовил пост про ударные волны).

Лагари Хасан Челеби, между тем, как считается, первый человек, который совершил взлёт на реактивной тяге, поднявшись в 1633 году на 300 метров в воздух, и успешно спланировавший в воду. Что характерно, смельчак был не одинок: его брат перелетел на самодельных крыльях через Босфор за год до этого.

Сирано де Бержерак - французский вольнодумец, написавший несколько драм, памфлетов и посланий, но ставший известным благодаря Эдмону Ростану в частности, который написал одноимённую пьесу про романтичного задиру, и другим писателям в общем, в произведениях которых его образ бывал и главным, и второстепенным (!, насколько бывают извилистыми пути к славе). Так и сейчас, говоря "Сирано де Бержерак" обычно подразумевается не сам философ-сатирик, но его одноимённые персонажи книг, которые, надо полагать, не соответствуют оригиналу.
Самое известное и крупное произведение де Бержерака - дилогия "Иной свет", из которой, впрочем, легко достать только первую часть: вторая частично утрачена.

Итак, "Иной свет, или Государства и империи Луны".

Самая ранняя наивинтажнейшая научная фантастика, первой половины XVII века. Это фантастика не путешествий и действий, но слов и мыслей. Это острый даже по современным меркам политический памфлет, который спрятан в волшебный фонарь диковинных созданий.
Личное впечатление
Когда я читал "классические" утопии - "Город-солнце" Кампанеллы, "Утопию" Мора или даже "Государство" Платона, не создавалось ощущение открытого опровержения, насмешки над принятыми в тогдашнем обществе нормами. Да, весьма смелые мысли (хотя Платон - тот ещё консерватор), да, весьма смелые модели общества (по тем меркам). Но всё это, скорее, другое толкование тех же норм, что уже существовали в обществе. Эти утопии показаны как то, что можно создать из уже существующего. Такой конструктор - а давайте мы того поставим туда, а этого - сюда, и вот уже всеобщее счастье.
В "Ином свете" же предпосылка совсем другая. Изначально нарисованы общества, которые не обязаны вписываться в человеческое мировоззрение.
Утопии были созданы, чтобы показать "как прекрасно может жить человек", а "Иной свет" - чтобы показать, насколько глупо человек живёт сейчас. Для меня это стало новой /ясно сформулированной/ гранью научной фантастики как жанра.
Забавно, что этот роман совершенно неожиданно проассоцировался у меня с композициями Fleur "Отречение" и "На обратной стороне Луны". Но это так, offtopic.
Стиль, конечно, по современным меркам весьма тяжёлый и рассуждения крайне пространны. Однако в целом - весьма живое действие, скукота беспрестанных монологов которого  разбавляется крайней живостью их идей, многие из которых и по нынешним меркам весьма актуальны.
Я позволю себе в данном случае только лишь процитировать произведение, а читатель (если, конечно, "Иной свет" ещё не прочитан) решит сам, интересно ли это ему.
"Мне показалось, что вид мой чрезвычайно их удивил, ибо я был первый человек, одетый бутылками, которого им когда-либо приходилось видеть"

"Я вкушаю плода от древа жизни только раз в сто лет. Его сок по вкусу несколько напоминает винный спирт."

"огонь ада заключен в центре Земли, как нас учит об этом священное писание, и души осужденных на вечные мучения, спасаясь от страшного пламени, карабкаются вверх, удаляясь от него в направлении против земного свода, и таким образом заставляют Землю вращаться, подобно тому как собака, когда бежит, заставляет вращаться колесо, на нее надетое"

"если предположить, что мир не бесконечен, нужно предположить, что и бог конечен, ибо он не может быть там, где ничего нет, и не может увеличить обширность мира, не прибавив и к собственной пространственности, начиная быть там, где его до сих пор не было.""Скажите, же, пожалуйста, - сказал  я,  обращаясь  к  своему хозяину, когда тот ушел,-почему у этого посланного на поясе был мужской член из бронзы? Я  наблюдал это  уже  несколько раз,  пока  сидел в клетке, но не решался об этом  никогда спрашивать,  потому  что меня окружали  прислужницы королевы и  я боялся нарушить  уважение, приличествующее  их полу  и званию, обратив их внимание на столь неприличный предмет". Он же мне отвечал: "Самки здесь, точно так же как  и самцы, вовсе не так неблагодарны, чтобы краснеть при виде  того, что их создало, и девушки  не стыдятся того, что им нравится видеть на  нас, в  память своей матери природы, единственную вещь, которая носит  ее имя. Знайте же, что пояс, данный этому человеку как знак  отличия, на  котором висит в  виде  медали  изображение мужского  члена, есть  символ дворянина;  это тот знак, который отличает человека благородного происхождения от простолюдина". Этот парадокс показался мне до такой степени странным, что  я  не  мог воздержаться от смеха. "Этот обычай представляется мне весьма  странным, - возразил я, - ибо в нашем мире признаком благородного происхождения является право носить шпагу". Но хозяин, нисколько не смутившись, воскликнул: "О, мой маленький человечек! Как! Знатные люди вашей страны так стремятся выставить напоказ орудие, которое служит признаком палача, которое выковывается только с  целью  уничтожения, которое, наконец, есть заклятый враг всего  живущего; и в то  же  время вы скрываете тот член, без которого мы бы не существовали: он есть Прометей всего живого и неутомимый исправитель ошибок природы. Несчастная страна, где  позорно  то, что напоминает  о рождении, и почетно то, что  говорит об уничтожении.  И вы называете этот член позорной частью тела, как будто есть нечто более почетное, чем давать жизнь, и нечто более позорное, чем ее отнимать"


"Для начала я сделаю предположение, что вы съели магометанина. Вы, таким  образом, превратили его в свою сущность. Этот переваренный магометанин превращается частью в плоть, частью в кровь, частью в спермы. Вы обнимаете  вашу жену, а  из  семени,  произошедшего целиком от умершего  магометанина,  вы  производите  на  свет  хорошенького  маленького христианина. Я спрашиваю: получит ли магометанин  свою  плоть в воскресении? Если земля вернет ему  эту плоть, то маленький  христианин не получит своей, так  как  она  в  целом есть только часть  тела  магометанина.  Если вы  мне скажете, что маленький христианин получит свою плоть, это будет значить, что бог отнял у  магометанина  то,  что  маленький  христианин получил только от магометанина.  Таким образом, неизбежно,  чтобы тот  или другой остались без плоти. Вы мне возразите,  быть может,  что бог создает новую материю,  чтобы дать ее тому, у  кого ее не хватает. Да, но тут возникает новое затруднение: представьте себе, что воскресает  проклятый магометанин и бог доставляет ему совершенно новое тело, так как его тело целиком украл христианин; но ведь ни тело само по себе, ни  душа  сама по  себе не составляют человека, а только соединение того и другого в одном  существе, так как и тело и душа одинаково составляют его часть; поэтому если бог  даст магометанину другое тело, чем его прежнее, то будет  уже не тот  магометанин, а другое лицо. Таким образом бог осуждает на вечное мучение другого человека, а не того, который заслужил ад.  Это  тело  развратничало,  оно  преступно  злоупотребило  всеми  своими чувствами,  и  бог, чтобы наказать  его,  повергает  в  огонь  другое  тело, девственное, чистое, которое никогда не воспользовалось своими чувствами для совершения малейшего преступления. "

Комментариев нет:

Отправить комментарий