понедельник, 10 декабря 2012 г.

Весёлая наука (почти по Ницше)

Крик души молодого специалиста.
Меня сейчас настойчиво уговаривают оставаться работать в аспирантуре в своём НИИ. Что же мне могут предложить? Полставки техника с окладом в 5000 рублей! И это в геологическом НИИ, притом, что геология сейчас - основа экономики России!

По абсциссе - годы, по ординате - количество символов в полном названии.

Пытливый читатель спросит: может быть, там такие условия для проведения исследований, что любой молодой специалист пойдёт, не глядя на зарплату? Так вот, мне сейчас надо делать эксперименты (в соседней лаборатории). Эксперимент стоит 5000 рублей. Денег нет даже на то, чтобы сделать статистически обрабатываемую выборку экспериментов (это хотя бы 10 штук)!

Может быть, спросит совсем въедливый читатель, это настолько качественные эксперименты? Да, скажу я, настолько качественные, что мне весной пришлось потратить две недели на то, чтобы доказать, что пробы оливина (каменные песчинки, проще говоря) сгорают не потому, что я их ацетоном мыл, а потому, что в установке не могут создать вакуум!

Более того, в лабораториях нет даже базового оборудования - за бинокуляром приходится ходить на другой этаж, а микроскоп появился по принципу рейдерского захвата и личного участия (см. "Есть ещё мины в русских селеньях!"). Тигель стоит, взятый из соседней лаборатории, откуда приходится и спирт клянчить, а горелку я приносил свою походную...

Может быть, спросит совсем разносторонний читатель, не придётся возиться с бумажками, а целиком отдаться науке, пусть даже и в виде чтения статей? Тогда почитайте мой предыдущий пост "А ты готов ответить перед бухгалтерией за всё?". В добавление к этому скажу, что недавно наш институт заставили переделывать отчёт 2011 (!) года по образцу 2012. Хотя все нормальные люди уже делают сметы на 2013...

Я уже не говорю о том, что о многих научных статьях приходится просить коллег из других стран, у институтов которых есть подписки на соответствующие журналы ("подайте на прочитание!"). О новых книгах-монографиях речь вообще не идёт. Это притом, что в петрологии-геохимии материал десятилетней давности считается уже довольно-таки старым - идёт и быстрое накопление данных, и существенное улучшение измерительных методик.

Возможно, читатель подумает о социальных гарантиях для учёных? Тогда почитайте о том, как умер мой друг Дмитрий Пестерев в больнице научного центра (http://sibkray.ru/news/1/525512/) или о том, что в поликлинике МГУ врачи не знают, какие применяют препараты: http://chl-fomin.blogspot.ru/2012/09/blog-post_26.html (это уже мой опыт).

Думаете, что там ещё работают те, кто с горящими глазами пытаются познавать истину? Смею уверить любезного читателя, что любые глаза довольно быстро тухнут в таких условиях, что вполне закономерно... Вот пара цитат из переписки с коллегами, которые демонстрируют то, что нормально работать в таких условиях невозможно:
  • Речь о том, что наши данные противоречат всем предыдущим:
"Я думаю, что искать реальные причины чрезвычайно трудоемко (...)  и не целесообразно. Здесь нужно красиво вывернуться"
  •  Речь о том, что результаты одного из экспериментов, сделанных третьим лицом на установке, которая уже давала сбои, сильно отличаются от теоретических значений (остальные согласуются):
"Я думаю, что в данном случае неприлично выступить с предложением перемерить этот образец, тем более демонстрируя свои сомнения."
  • Эти самые "дорогие" эксперименты сравниваем с теоретическими расчётами по химическому составу минералов. Для одного образца нет анализов одного минерала. Спрашиваю: а где они? Ответ: а мы этот минерал не смогли найти! Вопрос: зачем делать эксперимент, задача которого - проверить теорию, если для него нельзя сделать теоретический расчёт?

Неприлично, по-моему, предлагать работу в таких условиях. Нет денег - не уговаривайте оставаться. Лучше просто отпустите с миром...

Я даже спросил в лоб, могут ли мне платить столько денег (пусть и надбавками), чтобы хватало на жизнь, - и мне честно ответили, что нет (не прекращая предлагать остаться). Когда я спросил, что же делать, мне предложили подрабатывать на стороне - видимо, на полставки объявления расклеивать в переходах - кто возьмёт специалиста не на полную ставку? Здесь нельзя не вспомнить ещё один диалог с профессором МГУ, который мне две недели объяснял, что можно жить на 5000 рублей в месяц. Правда, он отказался показать, как...

Ещё один фактор, гораздо худший, чем мизерная зарплата - это "чёрная" запись в трудовой книжке. Будь я кадровиком, далёким от науки, я бы сразу отправил куда подальше человека с дипломом МГУ и записью о работе техником. Потому что либо этот молодой человек не может устроиться в жизни, либо диплом купил в ближайшем переходе...


Риторический вопрос: 
зачем оканчивать лучший ВУЗ страны,
да ещё и с красным дипломом, 
чтобы после него работать техником?

Комментариев нет:

Отправить комментарий