суббота, 20 сентября 2014 г.

Япония - часть 3. Две столицы.

Японские столицы - Киото и Токио (Эдо). Огромнейшие города, раскинувшиеся на многие сотни квадратных километров. Огромное население (в токийской агломерации - более 30 миллионов человек). И при этом - никакого чувства огромного города. Во многом это обусловлено "плоской" архитектурой - в Киото преобладает 2-3-этажная застройка, в Токио - 4-5 этажей. Нет сутолоки прохожих (особенно если не спускаться в токийское метро), нет шума, нет душного чада машин. Зато есть тишина и какое-то спокойствие - нет ощущения какого-то сумасшедшего, лихорадочного ритма жизни, как в других крупных городах. Бесконечная идеально-ровная прямоугольная планировка улиц. Редкие изгибы, редкие изменения сетке - как будто ходишь по огромной плоской кристаллической решётке, лишь изредка "перепрыгивая" через дефекты структуры. А сам город везде остаётся таким же.


14 августа - Киото

В Киото я приезхал вечером 10-го августа и оставался до 14 августа. По городу я гулял 13 августа, пройдя порядка 30 км. Тут не обычный город европейской цивилизации, где достаточно побывать в центре города и прогуляться километров 5-10, чтобы увидеть все главные достопримечательности исторического центра. В Японии (как, впрочем, и в Китае) в мегаполисах, поглотивших (но не перестроивших) множество небольших городков вокруг, такое не получится - гулять придётся очень много. Но, в отличие от Китая, в мегаполисах Японии смога нет.
Вообще, забавно, что восточная культура, всегда считавшаяся весьма централизованной, создаёт нецентрованные города, в то время как западная, гораздо менее централизованная административно, строила и строит города с чётким центром.
Вполне возможно, что это обусловлено тем, что в Европе, как континенте, каждый самый мелкий феодал-князь тянул одеяло на себя, в то время как в восточных цивилизациях централизация власти вела к отсутствию необходимости создавать явные центры...
Интересно, что тогда в Индии.
Киотский ботанический сад - см. предыдущий пост.

типичная большая улица Киото

река Камо. Это почти самый центр Киото.

Первое, что захватило моё внимание, когда я искал магазин в Киото - кофемолка.


 типичные рекламные плакаты Японии

типичная застройка Киото


  Одна из "фишек" японских столиц - равномерно рассеянные по городам, включая периферии, планы местности.
Ниже центра этой карты - двойной замок Nijo.

Nijo

Первый посещённый объект - замок Nijo. Он был построен в 1603 году для защиты и обслуживания дворца императора (который находится поодаль, см. ниже) и значительно перестроен и расширен в 1626 году. Сразу производит впечатление чего-то ультраукреплённого - мощные крепостные стены окружены рвом, за котором в окружении других стен находится один из дворцов. Другой дворцовый комплекс, также находящийся за первой стеной и рвом, окружён ещё одними мощными многометровыми стенами и многометровым глубоким рвом. Все дворцы окружены небольшими парками (прямо внутри стен). Особенно широка парковая зона на северо-востоке - именно оттуда, по верованиям японцев, приходит зло.
Как пишет стенд, дворец Niromaru - это прекрасный образец архитектуры buke shoin-zukuri.

Стены по периметру дворца. Стены внутреннего дворца даже повыше.

Внутренние стены и ворота

потрясающая резьба.
Во дворце, как мне показала-пояснила смотрительница, есть сквозная резьба подобного типа из цельного куска дерева толщиной 35 см (!) 

Сам дворец. На входе, как всегда, надо снимать обувь.
Фотографировать внутри не разрешают, потому у меня лишь совершенно случайно несколько раз нервно задрожал палец на затворе, когда я видел что-то особо примечательное. Впрочем, надо отметить, что подозрительно многие держали камеры в предательски дрожащих руках...

Внутренние двери - они раздвигаются в стороны.

По периметру внешних стен дворцов идут круговые коридоры  (естественно, со скрипящими половицами и прочими мерами предосторожности). Они окружают внутренние комнаты - большие пустые залы. Все декорации - на стенах. Мебели нет практически никакой, кроме, разве что, трона - просто пустые помещения. Это вам не Копенгаген.

коридоры

Из этого дворца я перехожу через внутренний ров и за внутренние стены во внутренний дворец...

Парк внутреннего дворца.



 Сам внутренний дворец

Выставка дверей из дворца.

парковка зонтиков перед музеем дверей

ещё немного Киото. Двухэтажные домики легко сочетаются с многоэтажками...



Nishi Hongan-ji 

От замка Nijo я прихожу к Nishi Hongan-ji - "западному храму настоящего завета". Он был основан в 1602 году сёгуном Tokugawa Ieyasu в процессе разделения храма Hongan-ji надвое для уменьшения влияния (!) секты Jōdo.

После дворца - какая-то очень безрадостная территория... Серая, бесцветная пустошь в окружении серых храмов...
Только когда вплотную подойдёшь к храмам, начинаешь различать цвета...

люстры
люстры видят тебя.

и снова одна из главных улиц Киото

Музеи транспорта

Так я прихожу к музею паровозов. Он располагается в старом депо:

черно-белый вариант мне даже как-то больше нравится...

Вот так будет паровоз по-японски
История паровозов и железных дорог в Японии, кстати, насчитывает уже 145 лет, начавшись в 1869 году.

Депо

Этот паровоз D9 был сделан в 1901 году в Великобритании.
Работал до 1979 года на шахте Nittetsu Mining Co., Ltd., вывозя известняк. Скорость до (или крейсерская, я не понял) 85 км/ч (!).

Японский паровоз. 770 машин с 1913 по 1926 год. 65 км/ч

для детей

Самый большой и мощный паровоз, разработанный в Японии.
Производился с 1948 по 1949 годы. 145.1 тонна, 100 км/ч

Все паровозы на ходу. Некоторые из них ездят/прогреваются прямо в течение дня. Этот паровоз катает посетителей.
Над трубами паровоов установлены вытяжки.

Пульт управления

Топка:

Осмотрев музей, я уже совсем собрался уходить и уже вышел из музея. В метрах сорока до меня добежала молодая девушка. Зная по-английски только слово "table", она объяснила мне, что, если я тут первый раз, то сейчас (в конце рабочего дня) паровозы будут заезжать в депо и их будут обслуживать, что надо посмотреть. Она поспешила со мной назад в музей (у неё там остался ребёнок без присмотра), и меня даже без вопросов пропустили билетёры.

Вообще, про японскую закрытость и непроницаемость - это миф в очень большой степени.
Люди весьма эмоциональные и этого не скрывают. Очень коммуникабельные. Насчёт "не смотрят в глаза" - выдумки. Долго смотреть в глаза, конечно, не будут, но это в любой культуре воспринимается неоднозначно. Очень хорошо чувствуют и уважают личное пространство, особенно между незнакомыми людьми.
Другое дело, что интеграция в их среду - очень сложная задача. Это чувствуется.
У меня было очень большое желание зайти в какой-нибудь местный трактир, коих тут очень много (самое подходящее слово для этого явления) и посидеть - попить чайку. Я за несколько дней так и не смог этого сделать: я понимал, что моё появление в узко-восточно-расовой среде неуместно (особо подчёркиваю, что тут не идёт речь о каком-то расизме в любой его форме). Я понимал, что моя внешность в среде местных в заведении для местных сразу сделает меня центром неловкого внимания, а уж попытки объясниться вызовут горячую помощь всего люда. Вот если бы я был хотя бы с кем-то - зашёл бы без проблем. А так - просто не смог себя пересилить.
Собственно, проблемы такого рода стали бы самой большими трудностями на первых порах, захоти я тут пожить. Несомненно, есть и сложности с обычаями и другие привычки, которые надо будет менять. Даже язык не так проблематичен, как невозможность лёгкой стилизации под.
Как одна из чисто японских фишек: тут в магазинах не кладут монеты в руку. Двумя, обязательно двумя руками, тебе протягивают чек, на котором лежит горстка мелочи. Другая фишка: в поездах нельзя (считается ооочень неприличным) говорить по сотовому телефону, и даже его звонок - крайнее нарушение этикета. Есть и другие подобные вещи - в общем-то, ничего особо мешающего жить, но то, что надо соблюдать. Особенно, если тут жить и работать.
Поезд заезжает на стол, и его несколько раз крутят перед зрителями.

Обслуживание паровоза:
высыпание угля
загрузка угля и подача воды (на заднем плане)
машинист

Неподалёку от музея паровозов находится музей трамваем (которые сейчас по городу не ходят, заменившись на метро). Некоторые даже ездят по небольшим марщрутам.


фото в музее

Tō-ji

Следующий храмовый комплекс на моём пути - Tō-ji, ведущий свою историю с конца VIII века. Вообще, что интересно, это вторая пагода (из трёх), которую я увидел в Японии. У меня как-то Япония ассоциировалась с чем-то типа "да там на каждом шагу по пагоде". На самом деле именно пагод туд относительно немного.
Что интересно - каждое 21-ое число каждого месяца на территории храма проводится блошиный рынок (в память о святом Kōbō Daishi, умершем 21-го марта).

черепашка как-то выбралась из пруда на высокий камень...
Черепах в прудах тут очень много.



От этого храма я начинаю путь домой длиной километров в 15...

перед магазином костюмов

Только в самом центре Киото, вокруг вокзала, можно увидеть высокие дома...

впрочем, стоит только свернуть за угол, как будет всё по-старому...

Всего в километре от вокзала Киото уже снова совсем низкий

Японцы обожают стены из камней сложной формы.

Национальный музей в Киото. Интересно, что он очень похож по архитектуре на музей в Наре.
Мне не повезло - в этот месяц и он, и расположенный рядом Храм тысячи будд закрыты для посещения. Когда-нибудь, быть может, я их и увижу...


кружи...


улицы ночного Киото

14 августа - дворец императора и переезд Киото-Токио

Императорский дворец в Киото

Я хотел посетить его ещё вчера, но. Как выяснилось на месте, для посещения дворца нужно разрешение от особой службы (и типа справки только по телефону). Я отчаялся и уже начал проклинать японцев (должен же я был найти хоть что-то неидеальное в этой стране!), когда случайно на карте не увидел офис этой самой службы. На стенде было написано, что при себе надо иметь удостоверение личности. У меня, естественно, никакого удостоверения при себе не было, а была только студенческая карточка ETH Zurich (которую я взял в расчёте на скидки для музеев). Я решил, что этого достаточно, и попёрся в офис. Там меня только лишь спросили, есть ли на неё уникальный номер. Номер был, и меня записали на англоязычную экскурсию на сегодня (на тот день уже не было мест).
Экскурсия полностью бесплатна.

Большой сад вокруг дворца (окружает дворцовые стены).


В сам дворец мы входим через западные ворота - именно через них в него должны были попадать не особо именитые посетители. После двора для повозок следовали комнаты для ожидания аудиенции.

Дворец с залами ожидания. Человек - это охранник, проверяющий, что все ушли.

для самых знатных VIP залы ожидания с красными полосками на полу. Для не столь знатных залы с белыми полосками. Во всяком случае, других принципиальных различий не назвала даже гид.
 в зале для не столь именитых

В середине экскурсии полил дождь, и гид принесла всем зонтики - корзина "совершенно случайно" оказалась прямо за углом.
За экскурсоводом - главный дворец комплекса

Это южные ворота - для самых-самых именитых гостей. В наши дни они открываются только для приёма правителей других стран.


ультратрадиционная крыша для богатых - из бесчисленных слоёв распрямлённых стволов бамбука на бамбуковых же гвоздях.
Кстати, как говорит гид, всё жёлтое - это настоящее золото.
Если не только в дворце, но и на всех культурно-религиозных объектах эти золотые панели - из настоящего золота (а их очень много и они очень похожи на золото), это просто поразительно. Начиная с уровня преступности и вандализма.
гид показывает макет такой крыши.
и само её строение


Росписи на дверях


Внутри дворца также есть сад - в северо-восточной его части, той, откуда приходит зло.


Переезд

Из Киото в Токио я еду на Шинкансене. Я рассматривал вариант самолёта, но он был немного дороже (в определённые числа самолёт стоит дешевле поезда), и аэропорт находится в Осаке. Самые дешёвые билеты на тот момент предлагала компания Sociedad Aeronautica Medellin, которая, если верить википедии, прекратила летать ещё в 2010 году и вообще из Колумбии не особо куда и летала.

Расписание, к счастью, умеет переключаться на английский.
Тем, кто планирует много ездить по Японии, рекомендую Japan Rail Pass. Он стоит порядка 250 у.е. (без доставки), что примерно равно двум поездкам на Шинкансене между Киото и Токио. Купон, пришедший по почте, надо обменять на станции на билет, после чего на нём можно ездить на шинкансенах и всех обычных поездах системы Japan Rail по всей Японии. Заказать его можно только из-за границы (это особо подчёркивается, что даже сами японцы не могут воспользоваться таким хорошим предложением).
бесконечный рис
Сегодня в Японии идёт дождь. 
В невысоких горах около Токио гуляют, клубятся загадочные облачные фигуры...


начало Токио.

 Токио

По приезде в Токио я иду в подземку. Это колоссальная система с бесчисленным количеством пересадок. Рекомендую найти картинку. Есть более простые, которые не учитывают рельсового сообщения типа внутригородских электричек, потому надо ориентироваться на худший вариант.
Тем не менее, меня довольно легко навигируют до станции с отелем.
На выходе со станции я спрашиваю надзирателя турникетов, как мне искать свой отель. Мне сразу же выдают такую карту А4 со всеми отелями вокруг этой станции. Мелочь, а приятно.
На улице льёт столь проливной дождь, что спустя несколько сот метров я уже мокрый насквозь до белья. А как писали нам прямо перед конференцией, это ещё сезон дождей кончился... 


В Японии очень мало граффити. Это первое, которое я увидел

Колледж промышленных технологий, Токио.

вечер после дождя. Я специально не стал делать никакой цветокоррекции фотографии

Спальный район


вечером я вышел погулять, когда кончился дождь. В общем, не успел.

конечная метро

15 августа. Токио

Я решил не делать, как и в Киото, никакого маршрута, но ходить, как глаза глядят (ну и пользоваться уличными стендами-картами). Получилось сильно более 30 км.
Утренний Токио (7 утра примерно). Совсем безлюдный...
И да, даже тут [пока утро и мало народа] на улицах здороваются.

 
 небольшие храмы не являются центральными объектами архитектуры, но полностью встроены в окружающие дома.

Ещё немного граффити
Что меня очень удивило в Японии - это непрерывный переход от ультрасовременных торговых центров и небоскрёбов к домам, столь органично смотрящихся на склонах гор.
По некоторому размышлению, я понял, что это ощущение непрерывности возникает от того, что везде ты видишь примерно один уровень жизни (ну и, конечно, от того, что нет свалок мусора и прочих "мелочей"). То есть возможен весь спектр укладов жизни, и каждый из них успешен хотя бы экономически. Что, в общем, уже немаловажно.

Sensō‑ji 

Считается самым старым буддистским храмом Токио, будучи основанным в 645 году.


внутрь вход только для верующих

В центре Токио

Весь Токио - некурящая зона

Это главные "город внутри города" - торговый центр электроникой Ахикабара. Как пишут в интернетиках, просто рай для тех, кому надо дешёвая высокотехнологическая японская продукци. Мне как раз надо было купить новый ноутбук, и я пошёл туда.
Результат: крайне скудный выбор нереально дорогих ноубуков. Зато продаются кондиционеры, часы и драгоценности.

Самый центр Токио
В нём весьма много зелёных зон, например, эта около императорского дворца.
Стены дворца. Очень похоже на дворцы Киото...

Токио огромен настолько, что новые площади под город забираются у океана. Старая архитектура встраивается в новую...

Вокзал

Перед океаном

Причудливо-квадратные формы

Tsukiji Hongwanji Temple

Храм был основан в 1617 году. После пожара в 1657 году был отстроен на этом [новом] месте в индийском стиле. Реконструирован в 1923-1934 гг.
 

Тут я просидел час на буддийской службе.

Hamarikyu Gardens

В самом центре небоскрёбов Токио
Вода в системе прудах морская, там водится морская рыба и крабы.
А на камнях сидят зеленоглазые бакланы - кто-то сушит крылья, а многие раскрыли клювы и так и сидят

По дороге домой - ещё один храм


Дом-дорогокол...

И такое бывает


16 августа

Сегодня надо вылетать... Над Страной восходящего Солнца рассвет...

Комментариев нет:

Отправить комментарий