суббота, 16 ноября 2019 г.

Пеший туризм в Австралии

Советы и наблюдения по ПВД (походам выходного дня) в Австралии, Новом Южном Уэльсе.


География:
  • Населённые пункты расположены вдоль основных транспортных магистралей. В отличие от Европы и европейской части России, городка или посёлка через каждые несколько километров тут не будет. 
  • Между отдельными транспортными ветками либо фермерские угодья, либо лес/буш. Проходимость леса не по дорожкам примерно нулевая. Ольхач-кедрач сильно добрее.
  • Очень пересечённая местность. Австралия - самый низкий континент по топографии, но это компенсируется жесточайшей расчленённостью рельефа. Мой обычный маршрут - это 25-35 км по горизонтали с набором и сбросом по 1-1.5 км.  
  • Очень разные биоценозы: мангровые леса в эстуариях, реликтовые тропические леса на юге от Сиднея, сухие эвкалиптовые леса, леса древовидных папоротников в оврагах, лагуны и непролазная дюнная растительность и не менее непролазная растительность долин рек.
Синие горы (Blue Mountains), 100 км на запад от Сиднея
 Жильё отсутствует полностью, перепад высот - сотни метров. Внизу - высокий эвкалиптовый лес.
 Дождевой лес, 50 км от Сиднея на юг
Транспорт:
  • Поезда обычно ходят точно по расписанию раз в час - раз в два часа (хотя пару раз сталкивался с задержками на полчаса и более). Очень комфортный и достаточно дешёвый способ передвижения.
  • ЖД ветки крайне регулярно закрываются на технические работы. Может случаться как по будням, так и по выходным. Вместо поездов пускают автобусы. Хотя на станциях и выставляются дежурные (transport marshal), далеко не всегда они могут дать хоть какую-то вменяемую информацию.
  • Городские автобусы (bus) могут достаточно сильно выбиваться из графика и часто крайне медленные из-за огромного количества промежуточных остановок буквально у каждого столба. Нюанс: им обязательно махать рукой, иначе не остановятся!
  • Междугородние автобусы (coach). Ходят весьма редко. Как пример, автобус из столицы страны на главный горнолыжный курорт ходит один раз в два дня. Причина - крайне высокая автомобилизация населения, более 700 на 1000 человек.
  • Автобусы крайне зависят от пробок, я сталкивался как с опозданиями, так и с опережениями на 30 минут.
  • В очень многих посёлках вообще нет автобусов. Наличие железнодорожной ветки и станций на спутниковом снимке не означает наличия пассажирских поездов (!).
  • Почти весь государственный транспорт в пределах НЮЭ доступен по карточке типа московской "Тройки" - Opal. Пополнить баланс и купить новую можно во многих супермаркетах и на заправках. Есть удобный сайт планирования поездок и онлайн пополнения карточки.
  • Весь проезд на всём государственном транспорте по воскресеньям стоит 2.8 AUD. За день легко уехать на двести километров, пройти маршрут и вернуться домой.
  • Дальние поезда (например, Сидней-Брисбан) требуют обязательной покупки билетов. Есть частные автобусные компании на дальние маршруты.
  • Из интересных опций есть разовые поездки на исторических поездах (паровозы и дизеля) в какие-то места, куда не ходят обычный транспорт. Правда, как показал личный опыт, подобную поездку могут отменить буквально за пару дней из-за недостатка желающих.
  • Автостопщиков тут почти нет (а в двух штатах автостоп запрещён законом!), потому ловить машину можно, но закладываться как на средство перемещения нельзя - это просто отсутствующий элемент культуры.
  • По побережью НЮЭ есть частные паромы, которые возят только за наличность на другой берег - Cronulla-Bundeena, Brooklyn-Wobby-Dangar, в Patonga, в Ettalong. В пару туристических мест ходят и частные автобусы типа маршруток.
  • Сейчас силами волонтёров при поддержке грантов правительства восстанавливаются исторические железные дороги - Cooma-Monaro и Zig Zag. Есть и другие "экзоты" типа исторического поезда на солнечных батареях.
Дальняя электричка
Частный паром

Погода:
  • Летом очень жарко, до +45°C. Однако воздух относительно сухой (сравнивая с другими странами ЮВ Азии)
  • Если начинаются дожди, то могут быть ливни на всю неделю почти непрерывно. Промокаешь и высохнуть не можешь. Может начаться наводнение.
  • Ночью температура легко падает до +3°C, особенно в зимнюю половину года - даже на самом побережье. В горах возможны и заморозки. Зарегистрированный температурный антирекорд Австралии - -23°C.
  • Высотная и латеральная зональность тут проявлены очень сильно и уже на расстоянии 100 км от берега моря и на 700-1000 м выше температура может быть ниже на 20 градусов. Разница прям ощущается и за душу берёт.
  • Снег в Австралии бывает. Даже на широте Сиднея в близлежащих горах в этом году выпало до 30 см снега. 
  • Главная проблема - в разы большие дозы ультрафиолета, чем в средней полосе. Крайне рекомендую к вдумчивому прочтению методичку ВОЗ и усреднённую карту солнечной радиации. Индекс УВ в 11-12 является обычным для летних дней. Я крайне рекомендую покупать средства солнечной защиты с эмблемой местного общества по борьбе с раком кожи (Cancer Council).
Royal National Park, 20 км на юг от Сиднея
Тропа тянется километрами вообще без тени

Фауна и флора:
  • Исконное биоразнообразие Австралии сохранилось лучше, чем во многих других странах. То есть это не "всё в Австралии хочет тебя убить, но не всё может", а "только в Австралии осталась фауна в достаточных количествах".
  • За полтора года жизни здесь я уже несколько раз встречал смертельно опасных змей, включая тигровую и сетчатую коричневую. Местные змеи не уползают заранее, а могут спокойно лежать посреди тропинки: не трамвай, объедет. Крайне рекомендую палки для ходьбы - в густой траве это один раз меня спасло от наступания на чёрного краснопузика.
  • Пауки. Да, есть. Не надо сходить с тропы. Есть местный вариант чёрной вдовы. Опасен.
  • Мало комаров. Бывает множество очень противных мух, но они не кусаются, просто летают вокруг и садятся на тело. Болезней не переносят.
  • Есть сухопутные (полностью сухопутные) пиявки. Не заразны.
  • Клещи. В Австралии нет зарегистрированных случаев энцефалита, боррелиоза и многих других "стандартных" заболеваний средней полосы. Есть несколько лихорадок, но все они, насколько я понял, куда как добрее.
  • Ядовитых растений типа борщевика тут, насколько я понимаю, нет. Много крапивы. Много колючек. Много лиан. Много лиан с колючками. Много древовидных лиан, которых хватают за рюкзак, за ноги, аааа, вытащите меня отсюда!
  • Эвкалипты горят очень плохо или не горят вообще, но обильно производят эфирные масла и сухой опад, которые великолепно воспламеняются - например, при попадании молнии и от окурка. Есть подозрение, что это им позволяет эффективно вычищать подлесок. Это важно учитывать для понимания проблем в Австралии с лесными пожарами. Гарь после пожара с торчащими эвкалиптами называется Blackbutt - это достаточно распространённый топоним.
  • Есть грибы и даже съедобные грибы - рыжики и маслята. Собирал, ел.
  • Оставлять открытую еду в палатке - приглашать муравьёв и термитов. На открытую еду вне палатки покушаются те же насекомые, а также кузу (поссумы) и сороки. Сороки и курравонги вообще проявляют крайне нездоровый интерес к открытым палаткам, оставленным вещам и вообще всему.
  • Дразнить кенгуру, в том числе, едой - нарываться на серьёзные проблемы со здоровьем и визит в травмпункт.
 Сетчатая коричневая змея - вторая по ядовитости среди сухопутных
Местные

Разбиваем лагерь:
  • С практической точки зрения, земля делится на три типа - населёнка, королевская (Crown land, федеральная собственность), заповедники (National Park).
  • Палатки можно ставить где угодно на королевской земле (ситуация может быть разной в разных частях Австралии), хотя и рекомендуется пользоваться бесплатными стоянками и кемпингами. Вблизи Сиднея королевских земель нет: всё либо населёнка, либо заповедник.
  • За установку палатки в населёнке (например, на городском пляже) очень легко схлопотать штраф, начинающийся от 110 AUD. Можно попробовать договориться с конкретным землевладельцем, например, фермером, что поставишься на пару ночей у него во дворе (насколько это работает, сказать не могу)
  • В населённой зоне есть множество платных кемпингов, но доступных "уже завтра" мест крайне мало. Недавний поиск места для палатки на берегу океана затронул полосу в 50 км протяжённостью: всё забито намертво! Решалось почти в ручном режиме со звонками и списываниями по email. К дополнительным издержкам можно отнести то, что большая часть кемпингов требует минимального бронирования на две ночи на выходных.
  • В заповедниках есть стоянки (campground), как платные, так и бесплатные (и те, и другие могут быть вообще без удобств, то есть это просто место, где можно поставить палатку). Платные могут быть забронированы на несколько месяцев вперёд (!) - например, North Era в Royal National Park (хотя в будние дни места есть хоть на следующей неделе). Бесплатных стоянок достаточно много, включая таковые около рек, с хорошо вытоптанными полянами и с кострищами - приходи и ставься.
  • Если в европейских кемпингах часто остаётся много еды, приправ и прочего, что можно использовать, тут нет ничего. 
  • Какую палатку брать? В горах ночью может быть около +5°C, а то и заморозки. На берегу могут быть ветра до 65 км/ч (ночевал в такую погоду). Рекомендую палатку с юбкой и хорошее крепление.
Прочие удобства:
  • Во многих популярных туристических местах есть площадки для барбекю с плитами, кранами с питьевой водой, туалетами. Но без мусорных баков, что достаточно логично: не прикармливать диких животных.
  • Вода из ручьёв не рекомендуется к питию даже после кипячения: как правило, она так или иначе загрязнена сливом из сёл или смывом удобрений с полей. Хотя раки водятся в изобилии. Я напомню, что организации здравоохранения рекомендуют кипение в течение минуты.
  • Ситуация с огнём делится на три категории: отсутствие запретов на разведение огня, когда можно разводить костры из валежника на кострищах (ищите стоянку!); запрет огня, когда можно использовать газовые горелки (fire ban); полный запрет на почти весь огонь, включая горелки (total fire ban). 
  • Магазины. Отсутствуют даже в формате кафе, ларька или вендингового автомата на очень многих даже популярных среди туристов станциях. Проверять перед выездом.
Royal National Park, 30 км на юг от Сиднея
После лесного пожара

Тропы и выбор маршрутов:
  • В НЮЭ нет общепринятой цветовой маркировки троп (bushwalking trail) по сложности. Вместо этого используются текстовые описания типа "medium to hard grade". Весьма помогает сайт службы заповедников и многочисленные форумы и блоги с описаниями конкретных мест.
  • Есть некоторые сайты с цветовой маркировкой и даже нанесёнными на карту тропами. Есть сайты с маршрутами между станциями общественного транспорта.
  • Для новых маршрутов я стараюсь находить на форумах GPS-треки и использовать их в качестве страховки.
  • Маркировка троп есть далеко не везде, местами очень легко протеряться из-за обилия голых скальных выступов.
  • Тропы практически не видно на спутниковых снимках из-за залесённости местности. Однако они весьма неплохо отмечены на доступных картах типа Walkabout.
  • На снимках отлично читаются грунтовые дороги, которые тут называются fire trails - они, прежде всего, противопожарного назначения, хотя по ним можно и на обычной машине ездить.
  • Отдельно отмечу, что местные сухие эвкалиптовые леса вызывают у некоторых ощущения затруднённости дыхания. Также многие сталкиваются с жесточайшей аллергией на местные растения (меня, вроде, миновало).
  • Самовольное посещение карстовых пещер в заповедниках запрещено (но, допустим, наш спелеоклуб получает разрешения в абсолютно официальном порядке). Посещение заброшенных горных выработок, морских пещер и гротов разрешено.
  • Морские маршруты необходимо планировать с учётом приливов-отливов и возможной высоты волн. Не все интересные для посещения точки доступны в прилив.  
  • По транспортным магистралям разрешено ездить на велосипеде. Местные в целом водят очень аккуратно и вежливо.
Синие горы (Blue Mountains), 100 км на запад от Сиднея
Типичная грунтовка (fire trail)
Royal National Park, 40 км на юг от Сиднея
Пройти сюда можно только во время отлива
Синие горы (Blue Mountains), 100 км на запад от Сиднея
Типичный лес. Скорость прохождения не по тропе примерно нулевая.

Экстренные ситуации и связь:
  • О длительных походах крайне рекомендуют оповещать администрацию парков. В нескольких точках бесплатно выдаются (под залог) GPS-буи для вызова спасательных служб. Я не знаю, кто будет оплачивать эвакуацию туристов, скорее всего, это надо решать при оформлении медицинской страховки.
  • Сотовая связь покрывает преимущественно населённые пункты и может отсутствовать даже на автодороге между соседними железнодорожными станциями вблизи Сиднея. На маршруте с большой вероятностью сигнала не будет. GPS сигнал тоже может сильно врать в узких каньонах и в лесу.
  • Сим-карта легко покупается в супермаркетах с дальнейшей регистрацией онлайн. Нормальный долгосрочный prepaid-тариф (с повременной оплатой) найти очень сложно: у большей части операторов деньги "сгорают" через месяц.
Контакты с местными:
  • Местные очень дружелюбны. Австралийцы в целом - одни из самых открытых и идущих на контакт людей, которых я видел. Крайне позитивное впечатление.
  • Очень часто, к сожалению, встречается рефрен: "это всего лишь конца XVIII - середины XIX века, у вас в Европе всё сильно древнее, для вас это не интересно". Я всегда в ответ поясняю, что на большей части России памятники архитектуры имеют примерно тот же возраст.
Правовые нюансы и где-что-смотреть:
  • Австралия - страна лесных пожаров. На этой неделе огнём было охвачено более миллиона гектаров леса. Соответственно, к незаконному разведению костра снисхождения тут не будет. Штрафы начинаются от 2200 AUD и кончаются годом тюрьмы и компенсацией всем пострадавшим, если начался пожар.
  • Доступна online карта со всеми пожарами в реальном времени
  • Местное бюро погоды даёт очень детальные и неплохо работающие прогнозы.
  • Некоторые части парков могут быть полностью закрыты для посещения ввиду угрозы пожаров и прочего. Полный список всех ограничений доступен на сайте службы заповедников.
  • Документ с дальнейшими ссылками о том, где можно и где нельзя ставить палатки.
  • Правила поведения в заповедниках - обязательны к соблюдению всеми посетителями.
  • На сайтах заповедников указана плата за вход (park entrance fee). Она касается только въезжающих автомашин. Пешеходы входят бесплатно.
  • Курение в заповедниках полностью запрещено. Оно также запрещено, например, на железнодорожных станциях и может быть запрещено городской администрацией на определённых улицах.
  • Алкоголь разрешён. Надо учитывать, что многие крупные супермаркеты лицензии на продажу спиртного не имеют и продают безалкогольное пиво и вино. В алкомагазинах очень много хорошего и дешёвого вина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий