четверг, 17 октября 2013 г.

История одного бога


Читая Библию и пытаясь составить собственное мнение о ней, я не хотел бы повторять путь многих критиков, разбор которых основан на чисто текстовом анализе. Одна из лучших, по моему мнению, подобных книг – это "Книга о Библии" И.А. Крывелева. Вместо этого я хочу показать, что лично я увидел в тексте Библии, полагая априори, что всё сказанное в ней – это правда.

Внимание! Данный текст способен задеть чувства верующих! В том случае, если Ваши чувства могут быть задеты, просьба прекратить чтение.
Мотивация написания этого текста - что очень мало кто из моих знакомых, как выяснилось, читал Библию. Мне кажется, что это та книга, которую, в общем, должен был бы прочитать каждый. Многие, как показывает мой круг общения, воспринимают Библию лишь как некие добрые человеколюбивые сказки.
Цель данного текста - не задеть чьи-либо чувства, а показать некую точку зрения на это произведение и побудить других людей к прочтению этой книги и формированию собственного мнения.
Я буду очень рад, если кто-либо из людей сведующих разъяснит мне иное, более верное, понимание этой книги.
 

Часть 1. Первый договор. Адам, Ева, Ной.
Ветхий Завет начинается картиной сотворения мира. В райском саду, куда бог поместил всех тварей, а змей был лишь самым хитрым, но божьим созданием (а не отродьем сатаны), происходит акт поедания яблока. Результатом становится то, что Адам и Ева переходят от объективного восприятия мира к субъективному – они начинают различать добро и зло. Грехопадение состояло в том, что человек понял, что для него есть хорошо. За это бог-отец изгнал своих детей из дома-Эдема.
После изгнания Адама и Евы из Эдема началось расселение людей по всей земле. Они говорили на одном языке и были одним народом. Однако вскоре часть из них начала грешить, причём, что важно отметить, речи о поклонении другим богам не шла. Первой мерой со стороны бога было сокращение срока жизни людей до 120 лет – чтобы они не успевали забыть о боге. Когда это не помогло, бог нашёл соблюдавшего верный образ жизни человека (хотя, кстати говоря, никаких указаний о том, какой именно образ жизни вёл Ной, нет, потому речь идёт только о том, что сам бог произвольно выбрал человека с богоугодным поведением). Интересно отметить, что Ною было на тот момент 600 лет, т.е. мера ограничения жизни была неэффективной кадровой политикой с позиций богоугодности персонала Земли.
После потопа, когда согрешили люди, а бог стёр всю жизнь с лица земли, бог ужаснулся результатом и поставил себе «крестик на руку» - создал радугу на небе, чтобы не забыть о том, что в этом мире потопов больше быть не должно. Это и было первым договором-заветом, причём, по сути, односторонним – обещанием бога не творить потопы. Поясняю: слово «завет» можно переводить по-разному, и одно из значений этого слова – «договор».
Таким образом, создаётся ощущение, что бог – это сварливый пожилой родитель, который выгоняет сына из дома за то, что тот стал обладать своим мнением о том, как следует прожить свою жизнь. Затем, когда сын вполне себе обустроился и завёл детей, он пришёл и утопил всех, кроме одного понравившегося. Вернувшись на следующий день на место погрома, родитель ужаснулся результатам и нарисовал на калитке заметку «тут не дебошить». Милосердие, что.

Часть 2. Второй договор. Авраам, Иаков.
Действие Библии переносится в некоторое будущее, когда люди захотели на том месте, откуда они начинали заново расселяться по земле, просто поставить памятник-башню. Такой маяк, чтобы навсегда запомнить своё культурное и историческое единство, сохранить это наследие для потомков. Бог спустился и смешал языки и разделил народы.
То есть, проводя аналогию. Решило несколько семей, дружившие много поколений, поставить стеллу, чтобы у детей всегда было место встречи (кстати говоря, пропагадна традиционных семейных ценностей в чистом виде). Нашли пустырь, начали строить – причём тексте Библии я не нашёл упоминаний, что это делалось для того, чтобы подняться к Богу или как-то приблизиться к нему. Речь шла о постройке исключительно для земного пользования. Но внезапно пришёл всё тот же сварливый старик. Бог, проводя аналогию, вызвал полицию. За незаконное массовое собрание народы рассеяли по колониям-поселениям, ещё и изменив языки. Семейные ценности, что.
Далее ведётся описание жизни пророка, посредника между людьми и богом, Авраама и его ближайших потомков. В большом количестве присутствует проституция (как акт покупки права на секс за определённое материальное вознаграждение) и секс между ближними родственниками. В тексте присутствуют акты откровенного выторговывания у Бога человеческих жизней. По-видимому, всё это является вполне богоугодными деяниями. Отметим момент, когда Бог пошёл на намеренный обман Авраама, вынуждая его к принесению в жертву сына, которое было потом отменено.
Вообще говоря, можно ли после этого хоть как-то доверять любой священной книге, основанной на Ветхом Завете? Ведь тогда получается, что нет никаких гарантий, что всё, что Бог говорил до – это не очередное испытание.
Самый интересный момент – это акт заключения нового договора между Авраамом и Богом. Сообразно ему, в частности, все мужские пользователи божьей благодати обязаны были сделать обрезание.
Следует отметить, что эти мужские пользователи употребляли обряд обрезания и для личного сведения счётов. В частности, когда один парень, Сихем, по большой любви изнасиловал Дину (и согласился жениться на ней), её обрезанные родственники потребовали совершить обрезание и перейти в веру от всего города, где жил насильник. Когда они все это сделали, то родственнички, воспользовавшись болезненным состоянием горожан после операции, вырезали весь город.
Весьма умиляет история, когда  один из потомков, Иаков, заключает дополнительное соглашению к договору Авраама, с условием «из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Сейчас это называется «откат».  Я уж не говорю о том, как можно Богу, творцу всего, предлагать Его же дары. Богохульно как-то.
То есть, подводя итог, мы видим, что Бог полностью отказался от роли демиурга. Теперь он ограничивается договорами с конкретной группой физических лиц. Свидетельством попадания физического лица под юрисдикцию договора служит обрезание полового члена. То есть богом был выбран тот физический признак, который не может быть диагностирован со стороны. Кроме того, впервые упоминается необходимость жертвоприношений как долей от переданного богом, задача теперь бога – это получить 10% от того, что получают его люди. По-видимому, бог не имеет возможности взять это сам, для чего ему и приходится пользоваться услугами посредников. Передача имущества осуществляется посредством сожжения оного, причём бог много раз подчёркивает, что запах горелого мяса, кожи, рогов жертв ему крайне приятен.
То есть вместо бога, который мог по мановению руки затопить весь мир, теперь мы видим бога, который в обмена некоторые услуги определённым людям (а уже не всему народу) получает 10% приобретённых ими благ. Важно, что в тексте мельком упоминается и существование других богов, помимо израильского.

Часть 3. Третий договор. Моисей.
История, как водится, началась задолго до Моисея. Началась она с того, что толпа братьев из богоизбранного народа продала своего же брата в рабство египтянам. Мальчик Иосиф оказался весьма толковым. Весьма быстро он, раб, сделал карьеру до второго лица в государстве после фараона. Предсказав годы урожаев и засухи, он воспользовался служебным положением и ввёл налог в 20% на весь продукт, вырабатываемый в государстве Египет. Так он за 7 лет набрал очень приличные запасы. Когда же начались 7 неурожайных лет, он начал продавать хлебопашцам их же зерно. Сначала он собрал с них все деньги, потом скот, потом перевёл в собственность землю, а потом и сам народ египетский обратил в рабство. Причём параллельно он, по-видимому, для повышения цен, торговал и в другие страны. Примечателен тонкий политический ход: жрецы и храмы язычников-египтян в ходе махинаций не пострадали.
После этого Иосиф предложил своим братьям и отцы поселиться с Египте, между делом назвав себя рабами фараона. То есть рабство было изначально сугубо добровольным. Собственно, от братьев Иосифа, тех самых, которые продали его ранее в рабство, и произошёл народ Израиля.
Следущий египетский фараон увидел, что евреи (по сути, гастарбайтеры) весьма расплодились в земле Египетский. Он их начал крайне притеснять, в том числе, и приказывая умерщвлять всех детей-мальчиков и отправляя на тяжёлые работы. В этот момент на исторической-библейской сцене и появляется Моисей.
Как пишется, Бог «услышал» стенания евреев и «вспомнил» о договорах с их предками. Бог явился к Моисею и предложил вывести народ из рабства. Примечателен момент, когда Моисей спрашивает, как представить народу того бога, который ему явился (!), на что бог отвечает, что зовут его Иегова.
В пустыне бог предлагает Моисею схему акций устрашения египетского народа, состоящую из нескольких циклов ультимативных требований у фараона отпустить народ Израиля, отказов фараона и чудес-кар господних. При этом прямо пишется, что Иегова нарочно ожесточает сердце фараона, чтобы он не отпускал народ Израиля.
Собственно, далее последовала серия кар Иеговы, кульминацией которых стало умертвление всех детей-первенцев у людей и скота Египта. После этого евреи ушли из Египта, забрав ещё у египтян их имущество. После этого Иегова «ожесточил сердце фараона», вынудив его послать после всех кар своего народа армию за народом Израиля. Исход известен – Бог утопил всех посланных по его же принуждению египтян в море.
После этого начинаются странствия народа Израиля по пустыне, сопровождающие актами геноцида местного населения (в частности, амаликитян).
Примечателен момент, когда Иегова обрекает свой народ на 40 лет странствий. Делает он это, как следует из текста Библии, чтобы умерли все кто познали все ужасы рабства у египтян: они постоянно жаловались, что в рабстве было лучше, чем в скитаниях.
Что интересно, Иегова сначала выводит народ из Египта, а только потом даёт им заповеди и законодательство. То есть ставит народ в изначально безвыходную ситуацию, а потом они вынуждены следовать предложенным правилам. Поражают своей безумной детальностью многостраничные описания всех предметов культа, вплоть до количества лепестков на тех или иных цветах. Что интересно, самого подробного описания удостаивается ковчег – т.е. портативный ящик умопомрачительной роскоши для жилья самого бога. Т.е. теперь бывший демиург сам себе создал клеть и повелел отделать её так, как не создавал этот мир – золотом, кедром и прочими драгоценностями. В условиях бесплодной пустыни, где еда и питьё есть милость бога, выбора у евреев не остаётся.

Часть 4. Кратко о дальнейшем тексте Ветхого Завета.
Остальные части Ветхого Завета повествуют о длительной истории то милости божьей, то об отсутствии оной. Подробно описываются жертвоприношения. Несмотря на то, что многие современные верующие считают, что Бог в регулярных жертвах не нуждается, даны чёткие указания отдавать богу каждого ребёнка-первенца и в жертву приносить каждого первенца скота, а также десятую часть всех доходов. Попутно идёт истребление окружающих народов. Многочисленные однообразные описания перевода людей на компост следует опустить, ибо это лучше читать самостоятельно. Но пару примеров привести надо:
«А народ, бывший в нём /захваченном городе/, он /царь Давид/ вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими». В общем, не сильно отличается по описанию от печально известных лагерей смерти.
«Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от их трупов поднимется смрад, и горы размокнут от крови их … Ибо день мщения у Господа … И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля горящей смолою». Сложно как-то верить после этого в милосердие Творца.
Краткое содержание текста: Бог выбрал себе народ и заключил договор. Народ Израиля постоянно начинает нарушать заветы, после чего его быстренько разбивают соседние народы. Бог в очередной раз прощает народ и последний одерживает военные победы и приносит обильные жертвы богу. Повторяется много раз.
Во время всего этого текста прямо существование других богов не отрицается; то, как они упоминаются, создаёт впечатление о том, что эти боги суть  той же природы, что и Иегова. Лучше всего это выражено в сцене, когда Моисей спрашивает, что же за бог ему явился.

Часть 5. Новый завет.
Одна из наиболее примечательных особенностей, которая мне бросилась в глаза – что именно в Новом Завете начинается упоминание сатаны как относительно независимой от Бога персоны. До этого сатаной считается если не подосланный Богом ангел, то, в любом случае, зависимая от него особь (хотя все упоминания сатаны в Ветхом Завете единичны).
Крайне сильно меняется религиозная доктрина – в частности, постулируется принцип всепрощения вместо мести. Происходит кардинальная смена предлагаемых богом благ: вместо благ сугубо материальных предлагаются блага духовные – воздаяние за прижизненные дела после смерти. Другое дело, что всепрощение - оно тоже не для всех, так, предлагается "а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". Какой-то такой, гуманизм не для всех.
Примечательно, что в Ветхом Завете тема посмертного воздания практически не затрагивается. Даже Моисей просто «умер», и на этом слове всё описание его кончины и возможных посмертных благ заканчиваются. Так же кончаются жизнеописания и других ветхозаветных личностей. Хотя, казалось, показать на конкретных примерах райские чертоги было бы весьма полезно.
Создаётся впечатление, что сам Иегова, Сущий, изменился от Ветхого Завета к Новому. Либо он опустился на тот уровень, когда не смог давать материальные блага, либо поднялся на тот, когда смог. Становится более выраженным противостояние Бога и Сатаны.

Небольшие выводы
Главный мой вывод по Библии – что описанный в ней Бог не является неизменным. Все книги Библии так или иначе показывают, что Бог способен изменять своё мнение, т.е. его суждение не является истиной (если имеют место два противоположных утверждения, то одно из них ложно, сообразно формальной логике). Таким образом, Библейский Бог способен ошибаться.
Теперь рассмотрим предание о Вавилонской Башне. Сорвав строительство зиккурата, Бог уничтожил себя, перестав существовать в библейской реальности как творец. До этого эпизода Бог – это единственный демиург, а после – один из богов, которым поклоняются народы. Разделив народы и разделив языки, бог разделил и самого себя. Не допустив возвеличивания своих детищ до своего уровня, их творец опустился до их уровня – уровня отдельных воюющих друг с другом племён.
Весь последующий текст Ветхого Завета - это попытка бога иудеев стать единственным богом. Достигается это путём истребления  тех народов, которые исповедуют веры в других богов. Идёт передел информационного, астрального пространства. Боги борются за общественное надсознательное место под астральным солнцем.

Бог отражает свой народ. Пока народ един, бог един и всемогущ. Когда народов становится много, то либо Бог будет «пододвигаться» на небесах, принимая и других богов или их имена, или начнёт с другими богами воевать. Иегова был силён, пока ему были подчинены 12 колен израилевых – потомки 12 братьев. Как только они были рассеяны по свету (конец эпохи второго храма) – Иегова утратил свою мощь.
Переходы к более новым договорам-заветам (как к самому «Новому Завету», так и к, допустим, завету Моисею), допускает как изменение самого Бога, так и смену Бога – «перехват» народа. Многие эпизоды, в частности, кардинальные смены доктрин, наиболее просто и непротиворечиво рассматривать с позиций изменения самого бога. В частности, это прекрасно объяснит, почему от истребления других народов и материальных благ Иеговы бог Христа внезапно переходит ко всепрощению и к посмертной вечной жизни и воздаянию.
Итак, мне видится, что Библия – это не история одного Бога, но история самоубийства, распада творца. И после распада творца начинается «феодализм» - новообразованные боги начинают соперничать за сферы влияния, которые, очевидно, выражаются в количестве верующих. Важно отметить, что боги не стремились объединяться – нет, речь шла о войне на поражение. Переход к философии всепрощения и мирной жизни – это свидетельство слабости богов. Когда истощился начальный человеческий и имущественный ресурс (ведь культ Иеговы был основан на фантастически богатых жертвах и предметах культа), когда закончилась эпоха истовой веры в покровительство и чётко очерченного круга верующих, Бог стал слаб настолько, что уже почти не мог влиять на эту реальность (что есть чудеса Христа по сравнению с чудесами Моисея?), и единственное, что ему остаётся сулить – это рай после смерти.

1 комментарий:

  1. мне нравится Ваш текст, ...как текст, но меня удивляет исходный посыл,
    который как-то сразу "путает карты" : "...полагая априори, что всё сказанное в ней – это правда...", а знаете почему это путает карты? ...видимо потому что Вы на самом деле не предполагаете, что :...всё сказанное в ней – это правда...? )))

    ОтветитьУдалить