четверг, 12 июля 2012 г.

Берега Оки возле Поленово

Маршрут: пл. 107 км – Подмоклово – Ланьшино – Поленово – Бёхово – Поленово – Страхово – пл. Тарусская. Пешком 30 км + автостопом 20 км.

Фотоальбом: http://fotki.yandex.ru/users/chl-fomin/album/236466/

Первого июля мы решили поехать на берега реки Оки. Сразу после Серпухова местность начинает понижаться, пока наконец электричка не проезжает мимо широкого Цимлянского озера. За узким перешейком начинается мост, и перед пассажиром открывается вид на широко разлившуюся, примерно на двести метров, Оку.

Следующая за мостом станция наша, и мы оказываемся среди полей. Выходим на автомобильную дорогу, идущую к первой на сегодня достопримечательности. С дороги во все стороны открывается вид на луга. Заросшие разноцветными травами и цветами, они тянутся до самого горизонта. Лишь у самого края они прерываются тоненькой еле заметной полоской домов и леса. Сверху к ним спускается блёкло-голубое небо, по которому раскиданы редкие кучевые облака. Чуть сиреневые снизу, они белеют вверху. Самые дальние, возле горизонта, начинают слегка растворяться в мареве. Солнце палит нещадно.

Первый пункт на нашем пути – речка Скнига и одноимённый посёлок. После них мы переходим на просёлочную дорогу и дворами выходим к следующей полоске деревьев – следующей речке. Здесь уже начался нужный нам посёлок Подмоклово. По тропинке мы начали спускаться к ней, надеясь найти брод или мостик, однако дошли лишь до родника, бьющего из крутого склона берега. Поднимаемся наверх и идём вдоль лесной полосы. Вскоре замечаем в прогалине между деревьями вершину церкви – первого объекта на сегодня. Вскоре мы замечаем нахоженную тропинку и по ней доходим до мостика. Практически сразу, перейдя на другую сторону речки, мы упираемся в остов строения усадьбы. От него остались только стены, хотя под крышей второго этажа до сих пор можно увидеть остатки лепнины.

От разрушенной усадьбы мы выходим к церкви Рождества Богородицы. Построенная в начале XVIII в. в стиле итальянского барокко, она имеет очень необычную в наших краях архитектуру – c круглым основанием, нижний этаж окружён рядом колонн, на которых держится балкон второго этажа. На балконе, над колоннами, высятся фигуры 12 апостолов. После второго этажа начинается крыша, над которой высится небольшая башенка, увенчанная куполом. Сейчас церковь реставрируется. Пришли мы в самый разгар рабочего дня, так что попасть внутрь мы не смогли.

От церкви мы направляемся к усадьбе Поленова. От церкви-ротонды нас провожает молоденькая козочка. Оставленная в одиночестве на привязи, она очевидно скучает и незнакомцами интересуется, хотя и побаивается. Выходим на дорогу. Сразу за последним домом мы натыкаемся на водонапорную башню с лаконичной надписью «спирт». Проверять не стали, решив не поверить на слово.

Вышли на дорогу через поля. Где-то здесь мы незаметно пересекли границу Московской и Тульской областей. Через несколько километров мы зашли в долгожданную лесную тень. Здесь пытаемся найти просеку – она поможет нам срезать лишние несколько километров. Однако, несмотря на обещания карты, просеки напрямик мы не обнаружили, после чего начали ловить машину. Нас довезли до следующего посёлка – Ланьшино, расположенного у берега Оки. Здесь же находится одноимённый песчаный карьер, с отвалов которого открывается панорама на другой берег реки. Отсюда мы идём дальше по дороге, пока не ловим следующую машину, которая нас довозит прямо до поворота к усадьбе.

Саму усадьбу мы довольно быстро проходим по аллее, обсаженной высоченными соснами. Превращённая в серию выставок с экскурсиями, она уже становится понемногу чисто туристическим центром. Останавливаемся мы только в аббатстве – мастерской художника. Здесь сохранились фрагменты интерьера того времени. Выходим из аббатства, доходим до берега Оки и идём вдоль него до Бёхово. Здесь по лестнице мы поднимаемся на высокую речную террасу, распадающуюся на отдельные холмы. С них открывается великолепный вид на изгиб Оки и спускающиеся по другому берегу к ней луга. Ближайший к нам холм, заросший берёзами, отведён под небольшое кладбище. Холм огибает дорога, по которой мы выходим к следующему холму, на котором высится белоснежная церковь. Дальше наш путь идёт по узкой тропинке через лес. Тропинка выложена каменными плитками – меловыми известняками. Из плиток местами выглядывают ракушки размером в несколько сантиметров.

Тропинка приводит к святому источнику. Пьём чай и начинаем собираться в обратный путь.

Проходим мимо Поленово и упираемся в луг перед речкой Скнижкой. К воде спускаются обрывы в пару-тройку метров, так что решение о броде приходится принять несостоятельным. С трудом находим полуразвалившийся мостик, по которому переходим на другой берег. Мы попадаем на поле, по которому тянется несколько дорог. Поле упирается в лес, за которым должен быть Велегож – село, в которое мы собирались прийти изначально. Однако уже вечереет, и мы принимаем решение дойти до более близкой деревни Страхово. Выходим на дорогу и идём по ней, пока наконец не видим шоссе. Однако нас отделяет от него река Скнижка. Но здесь удаётся найти груду поваленных деревьев и досок, по которым удаётся перебраться на другую сторону.

Ловим машину, которая нас довозит прямо до платформы Тарусская. Перед отъездом закупаемся тульскими пряниками – тут они очень свежие и дешёвые.