пятница, 21 апреля 2017 г.

Не бойтесь писать письма!

Сегодня меня интервьюировали для научной работы о социальной миграции, а конкретно - эмиграции российских учёных за границу.
Обратил внимание на одну поразительную вещь. В университете у меня было 7 семестров английского языка. И не было ни одного занятия, на котором мы бы разобрали простейшую вещь: как написать письмо нерусскоязычному коллеге или профессору. Не так просто было найти пример письма, принятого в научной среде. Как написать обращение? Как изложить просьбу? Как то, как это.

Казалось бы, в чём проблема? Должен же быть пример. Но, работая с несколькими русскоязычными научными руководителями, я крайне часто сталкивался с формулировкой "а, ну это американцы написали программу, но у нас её нет, и её не дают" и подобные. Как ни странно, стоило мне только написать самому безграмотный, как я сейчас понимаю, e-mail и попросить - внезапно, всё присылали. Притом, что я не доктор каких-нибудь наук был, а студент.

Не бойтесь писать письма!

Во всём мире абсолютно нормально попросить текст статьи, если у твоего института нет на неё подписки. Это никого не удивляет. Однажды я писал одному американскому профессору лет 80. Он ответил на следующий же день, извинился (!), что у него нет pdf, и через 2 дня прислал скан статьи.

Во всём мире абсолютно естественно попросить программу, которой пользовались для расчётов. Вот, например, вышла статья в 90х годах с описанием программы для моделирования диффузии изотопов кислорода с примечанием "пришлите дискетку 5.25", и я вышлю код программы". И сейчас можно спокойно написать автору, и он ответит, и пришлёт код (в моём случае - перенаправил на аспирантку, которая имела свежайшую версию).

И так далее. Пишите письма, товарищи!

Пример абсолютно нормального письма:

Dear (Prof.) Name Surname,

I'm interested in your paper (title). I'd like to ask ...? Can you send me a pdf? Can you send me the program you used in your research or a link to it? Is it possible to get the raw data you plotted on fig. XXX?

with best regards,
Name Surname
(PhD | Master) student
department of (направление кафедры)
Institute/University
А так - конечно, забавно. Даже можно поплевать в потолок и потолковать о влиянии на менталитет. Вы (составители учебных планов) сначала растите читателей, а потом они удивляются, почему у нас всё грустно с наукой и сотрудничеством.

Комментариев нет:

Отправить комментарий