суббота, 1 апреля 2017 г.

Про антикоррупционные митинги

Рассуждения о психологии. Если политика вызывает отвращение — дальше не читайте, я предупредил :)

Очень часто упоминания расследований ФБК и Навального встречают реакцию «аа, этот фашист/националист/идиот» (дословно). Это — когнитивное искажение. Личное мнение о человеке, вне зависимости от его взглядов, не может быть мерилом качества конкретной проделанной работы. Если вы можете доказать, что он не прав в конкретных случаях — доказывайте. Если вы можете сделать лучше — делайте. Но не оценивайте работу сантехника по его рассуждениям о Гоголе, а автомеханика — по его описанию матча Спартак-Зенит.

Из первого утверждения часто делается вывод «если ты рекомендуешь посмотреть его расследование или считаешь, что власть должна ответить — ты хочешь Навального в президенты». Опять же, когнитивное искажение. Мухи отдельно, котлеты отдельно. В музее я восхищаюсь творениями древних мастеров вне зависимости от их политических, религиозных или каких-либо ещё взглядов. Если меня человек на улице попросит помочь разгрузить машину — я помогу и даже не спрошу, каких он политических взглядов. Я простой как валенок человек. Я не рефлексирую об избыточных категориях. Если я хочу почитать на ночь книгу, я включаю лампочку, не рефлексируя о глобальном потеплении. Если я вижу, что человек делает годную вещь — я поддержу его в этом начинании вне зависимости от прочих его взглядов — если взгляды не ставятся во главу угла.

«Если ты поддерживаешь расследования, ты требуешь, чтобы власть давала ответы (далее следует произвольная конструкция)». Опять же, совсем не так. Никто и никому не обязан отвечать ни на какие вопросы, в общем-то. Тут не звонок в службу доверия «поговорите со мной, мне плохо». Здесь совершенно конкретные процедуры взаимодействия граждан и власти. Насколько мне известно, по результатам расследований ФБК были составлены запросы в совершенно конкретные ведомства. По ним и по текущему законодательству должны быть вынесены определённые решения и предоставлены ответы. Я поддерживаю запрос ФБК и Навального не потому, что мне нравятся его взгляды или ещё что-то, а потому, что предоставлен набор сведений, которые могут быть чётко оценены как «истинные» или «ложные». И именно потому, что я являюсь сторонником правового государства, то есть государства, где законы стоят выше политических взглядов конкретных людей, я хочу, чтобы этот человек, как и любой другой, получил ответ на свои запросы. По сути, любой, кто говорит, что против Навального в его антикоррупционных начинаниях из-за его политических взглядов, говорит, что исполнение законов должно зависеть от личности человека.

«Митинги (народные гуляния) ничем не помогут». Я — взрослый (юридически, по крайней мере) человек. У меня есть некоторая зона комфорта. В эту зону включается «помогать другим людям в решении некоторых задач». В неё же включается «высказать своё мнение, если меня спрашивают», а иногда и «высказать своё мнение, даже если меня не спрашивают». И я считаю нужным выходить и говорить своё мнение мирно. Да, к сожалению, за последние годы со свободой собраний идёт та же тенденция, что и несколько веков назад с закрепощением крестьян. Сначала крестьянам можно было переходить к другому помещику когда угодно, а потом — только в Юрьев день. Когда-то можно было собираться где угодно, а теперь — только там, где разрешат.

Если уж пошёл на незаконный митинг / встречу / гуляния — то можно оскорблять полицию / власть предержащих, драться, материться и так далее. Бред. Это худшее, что можно делать. Особенно публично. Потрясающий парадокс, когда кто-то выходит на митинг, чтобы правоохранительные органы провели расследование, и эти же органы оскорбляет. Впрочем, это касается всех сторон процесса, и, насколько недопустимы оскорбления со сторон «митингующих», настолько же — с другой стороны.

«Несовершеннолетние не должны участвовать». Эм, простите, вот когда мне партия «Единая Россия» принесёт официальные извинения за то, что сувенирная продукция с её символикой входила в мой «набор выпускника» средней школы, тогда и поговорим. Подобных примеров — море.

В общем, думаю, всем понятно, где бы я был и что бы я делал. Благо, опыт есть :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий