суббота, 12 марта 2016 г.

Обучение в ETH Zurich глазами аспиранта

Обучение, слушание курсов - одна из обязанностей аспиранта ETH Zurich. В этом посте я описываю личное впечатление от постановки учебного процесса в этом учебном заведении в целом и в моём институте в частности. Лирические отступления даются в тех случаях, когда, как мне кажется, они помогут целостному восприятию. В этом посте я никак не касаюсь рабочего процесса. Не претендует это и на какую-то экскурсию по университету.

Общий вид здания департамента наук о Земле. Центральный дворик, в котором проводятся выставки, конференции и праздники. Конструкция странной формы в нём - это небольшой геологический музей.
Предваряющая ремарка. Как показывает общение с аспирантами других вузов, условия обучения могут кардинально различаться между различными вузами даже одной страны, не говоря уже о разных странах.

Ещё одна не менее предваряющая ремарка. Этот пост нисколько не претендует на описание учёбы в бакалавриате/магистратуре даже в пресловутом ETH Zurich. Это впечатление аспиранта, который остаётся довольно-таки внешним человеком к образовательному процессу.

В музее. Сфоткал унылый кварц, хотя есть весьма неплохие турмалины, бериллы и дохлости.

Поступление в аспирантуру осуществляется по результатам рассмотрения заявки и резюме соискателя. Правила крайне сильно варьируют даже в пределах ETHZ от департамента к департаменту. Конкурс тоже категорически разный: в геологии конкурс крайне низок, в биологии же порядка 20 человек на место. Для поступления в аспирантуру по геологии не нужен даже сертификат о знании языка. Подразумевается, что коммуникация с людьми - это твои личные проблемы.
В бакалавриат принимают на основании школьного аттестата, даже без вступительных экзаменов (притом, что высшее образование для граждан Швейцарии бесплатно, а для иностранцев стоит весьма номинальную сумму порядка 600 долларов в семестр). Зато и вылет с первого курса в 50% потока - это норма. То есть за студентов тут не держатся и вытягивать за уши не будут.

Столы для студентов. Лампы, WiFi и розетки в комплекте.

«Институт сразу после школы» в Швейцарии не является нормой. Как пара примеров. У нас в группе недавно защитилась девушка из крайне обеспеченной местной семьи (уровень «вилла с бассейном на склоне гор с видом на Альпы»). Спросил, как она пришла в геологию. Она говорит: «ну как, я закончила школу. Родители отправили меня в макдак на кассу - а без образования никуда больше и не устроишься. Через полгода я хотела повеситься. Ещё через полгода я захотела получить образование, чтобы никогда больше ТУДА не попадать». Другой пример. Был на дне рождения у приятеля. Дом сдаётся нескольким квартирантам, арендодатель — девушка, у которой родители уехали пасти коровок на семейную ферму (без шуток). Аренды от 5 квартирантов вполне хватило бы на спокойную жизнь. Девушка таки работает медсестрой в больнице. Типа «вот когда выучусь на врача, тогда и зарплата будет больше». Конечно, эти примеры являются частными, но, в общем, они весьма характеризуют подход швейцарцев и к образованию (которое рассматривается как социально-зарплатный лифт), и к жизни.
В аспирантуре остаются учиться довольно мало местных: зарплаты ниже, чем в производственной сфере, да и много разъездов-командировок. У нас в группе из 20 человек примерно 4 имеют швейцарское гражданство (примерно, потому что есть с двойным гражданством). 

К слову, проблемой национального масштаба, как обсуждалось в одной из газет, является наличие в стране около 50 000 женщин (менее 1% населения), которые, получив высшее образование, не работали ни дня по специальности, а сразу стали домохозяйками. Дескать, деньги потрачены, а профита для экономики не получилось.

Для вовлечения юных падаванов проводится работа со школьниками. Обычный формат — это ведение собственного небольшого проекта. Защита этих проектов — мероприятие, обязательное даже для профессоров.

На входе в здание находится такая вот геологическая карта 3D. Высота макета - примерно 2.5 метра.

Итак, ты стал аспирантом отделения наук о Земле в ETH Zurich. В пределах своего департамента ты попадаешь в определённый институт (по размеру — этаж здания, порядка 100-150 сотрудников). В нём ты приписываешься к исследовательской группе. В нашей около 20 человек, включая двух профессоров и пару оберассистентов (соответствует доценту). Все люди, с которыми ты общаешься по организационным вопросам — это научный руководитель, секретарь твоей группы (один секретарь на 2-3 лаборатории, он, например, подтверждает целесообразность расходов на командировки), изредка — секретарь института (продление договора о трудоустройстве) и секретарь департамента (назначение дат защит/предзащит). Фактически, есть шанс почти 100%, что за все годы аспирантуры общаться по «бюрократическим» вопросам ни с кем больше ты не будешь.

Позиция аспиранта состоит из двух частей. Первая — это гордое звание аспиранта (PhD student). Статус аспиранта не даёт права на получение какой-либо стипендии. Зато даёт статус студента с некоторыми полагающими социальными льготами. Сразу скажу, что социальные льготы в Европе реализованы по-другому, нежели в России. Как пример: многие льготы на транспорт полагаются до 25-27 лет: подразумевается, что они нужны, пока человек не встал на ноги и не получает достойную зарплату. Но вот во многие музеи будешь ходить если не бесплатно, то дешевле. Институтские столовые тоже дают скидку, около 50%. Общежитий тут не подразумевается. Какие-то «ёмкости» у некоторых институтов есть, но они по условно-коммерческим ценам. Нередко есть полукоммерческие сторонние общежития, которые предоставляют проживание по расценкам на 25-50% ниже «рыночных».
Вторая составляющая — это ставка, по которой и выплачивается зарплата. Для выплаты зарплаты нужен проект. Трудоустройство без гранта и вовлечённости в определённый проект крайне малореально. Проект может быть как собственным (например, у нас в группе сейчас появился парень, который получил финансирование на продолжение работ по своей магистерской теме), так и полученным профессором. Проект является твоей непосредственной работой, однако для успешной защиты диссертации необходимо выполнить и несколько требований по образованию.

Обучение на младших курсах идёт по фиксированной программе, по мере «роста» появляется всё больше курсов, которые идут по собственному выбору. Базовые курсы читаются и на немецком, старшие — только на английском. Английский у всех лекторов, с которыми я общался, крайне хороший, без каких-то лютых акцентов. Хотя своего шефа-британца я не понимал первые 2 месяца общения. Потом привык.

Обычная учебная аудитория. Жалюзи на окнах. Доски для мела/маркеров поднимаются снизу (виден чёрный край). Кстати, тут есть потрясающе простая методика для предотвращения белые разводов от мела на досках. После протирания тряпкой в руки берётся скребок типа дворника от машины, которым белёсая жидкость сгребается вниз. И никаких разводов!

Структура образования крайне свободная. Лекции подразумеваются свободными для посещения. Более того, лекции начинаются обычно на 10 минут после официального начала и заканчиваются минут за 15 до официального окончания. Большая часть лекторов не считают нужным тянуть кота за хвост и часто прочитывают весь материал за половину семестра. На остальное время остаётся только самостоятельная работа (об этом ниже).
Все материалы курсов есть online. Материал в методичках должен быть необходимым и достаточным для сдачи экзаменов. Конспектов так таковых особо никто не ведёт. Лекции, особенно узкоспециальные, обычно идут в формате «лектор рассказывает, слушатели задают вопросы». Хотя, конечно, качество подачи информации (в том числе, в презентациях) варьирует, я ни разу не слышал, чтобы лектор отказывался отвечать на вопрос студента. Я неоднократно видел, что лектор начинал следующую лекцию с ответов на какие-то вопросы — вплоть до «вот, я распечатал для тебя статью, в которой есть ответ на вопрос».

 ArcGIS, ArcGIS... Берёшь и рисуешь серию разрезов с рельефом!

Пороговые знания для прохождения учебных курсов — это уровень школьной программы и математический анализ на уровне стандартного курса высшей математики естественно-научных специальностей. Программирование тоже нужно немного уметь. Но «вам это уже рассказывали, я не буду повторяться» не будет. Хотя самостоятельной работы, в том числе, с научными статьями, будет крайне много.
С учётом того, что пропускной системы де факто нет (то есть все институтские здания в свободном доступе для любого человека), получается, что любой человек «с улицы» может спокойно приходить и слушать любые курсы. Кстати, в рамках ETHZ существует несколько весьма неплохих естественно-научных музеев — с автоматически получающимся бесплатным и свободным посещением.

В холле выставлено множество таких прекрасных моделей. Многие из них датируются XIX веком.

Каждый курс имеет три главные характеристики для студента: оценка за курс (grade mark), сложность курса (баллы ECTS) и соответствие специальности. Оценка за курс — это то же, что подразумевается под оценкой в России. Конкретно в Швейцарии она от 1 до 6, хотя по факту ниже 2-3 не ставится. Дробная оценка типа 5.75 за курс является обыденным явлением.

Оценка обычно формируется из результатов работы за семестр (домашние задания, курсовые и т. д.) и самого экзамена с соотношением порядка 50/50. Рейтинга в «обычном» понимании нет, даже оценки за домашние задания либо сообщаются лично, либо вывешиваются с номерами студенческих карточек — типа, мы не можем допустить личных тёрок между студентами. Типичное домашнее задание выглядит как лист А4 с задачками типа «рассчитайте то-то». Они обычно оцениваются 0 — 0.5 — 1 балл, а итоговая оценка перенормируется на 6 баллов. Отспаривать баллы можно в своё удовольствие, и это даже работает. Лектор обязан уметь обосновать своё решение.
Домашние задания должны быть выполнены до определённой даты (deadline, due date). Сделал позже — твои проблемы, они просто не включаются в твою статистику. Хотя обычно можно договориться с лектором, если у тебя будет командировка или другие объективные обстоятельства, обычно тебе пойдут навстречу. Нередко есть опция вообще не делать домашних заданий - но тогда экзамен будет считать с большим весом (см. ниже).
Курсовые проекты также должны быть сданы до определённой даты. Обычно  они являются обязательными для получения допуска к экзамену, потому опоздание с его сдачей почти автоматически означает неуд по всему курсу.
Итоговый экзамен может быть в разных форматах. Списка вопросов заранее нет: «учить всё». По опыту, экзамены не требует выучивания каких-то цифр тоннами (кроме, не знаю, порядка величины, что вязкость пород в мантии Земли — порядка 10^21 Па*с) или каких-то отдельных фактов. Подразумевается владение материалом на уровне «на пальцах». Даже формулы сложнее законов Ньютонов будут приведены в заданиях. Экзаменационные задания даются по всему курсу. Может быть 3 листа А4 с задачками, может быть 2 страницы с общетеоретическими вопросами уровня ликбеза (конечно, сильно сложнее школьного курса, но отнюдь не затрагивающие какой-то ультратонкой специфики, которая давалась на лекциях). То есть варианты типа «выучить одну презентацию» категорически не проканают. Пересдача — через год, вместе со следующим курсом. Зато при сдаче своего ответа (экзамены почти все письменные) принято давать студентам шоколадки.
Да, важное отличие от «обычного» рейтинга, когда баллы суммируются и потом смотрится, границу какой оценки они прошли. В ETHZ принято, что вычисляется средний балл за домашние задания, затем берётся это среднее и с определёнными весовыми коэффициентами (например, 45% за домашние задания) суммируется с курсовыми проектами и баллами за экзамен. Звучит замороченно, но перед каждым курсом выдают табличку, в которой явно прописаны все эти правила игры. Соответственно, конкретные задания и их количества целиком зависят от конкретного преподавателя.

Размер некоторых моделей вызывает ряд обоснованных вопросов к упорству сумрачного швейцарского гения...

Подразумевается, что домашние задания выполняются вместе с другими студентами. Даже в условиях к курсовым проектам прямо прописано, что лекторы крайне одобряют общение студентов между собой (хотя к тем же курсовым по биологии мы одновременно сдавали подписанное заявление о том, что результаты получены лично, а не списаны у товарища). Но вот экзамены - это индивидуальная работа. Списывать не принято от слова "вообще", с другой стороны, должен признать, что большинство экзаменов действительно адекватны реальности по объёму спрашиваемого материала.

Баллы ECTS характеризуют сложность курса. Допустим, за семестр магистратуры надо «собрать» около 27 баллов. Мне за все годы аспирантуры нужно собрать 12. В ETHZ я приведу такую эмпирическую градацию. 1 балл ECTS — это простой курс формата «прослушал и забыл». 3 балла — у тебя будут уходить минимум один полный рабочий день в неделю на работу над курсом, 4 балла — ты костьми ляжешь, 6 баллов: смерть через матумбу гуманнее. То есть учёба — это реально полная занятость. По общению с людьми, учившихся в других вузах, баллы ETHZ крайне «дорогие» по трудозатратам.
Эти баллы ты получаешь за каждый пройденный курс все вне зависимости  от оценки за курс (разумеется, если ты прошёл проходной балл и не отправлен на пересдачу).
Баллы ECTS позволяют крайне легко включать в выписку к диплому любые курсы любых вузов. Например, соседнее с ETHZ здание — университет Цюриха. В начале каждого семестра рассылают email с просьбой зарегистрировать на сервисе обмена информацией о курсах. То есть посещение курсов в других институтах не только не запрещается, но всячески приветствуется. Я, например, включу в выписку своего диплома об окончании аспирантуры курс-тренинг, прослушанный в Дании.

Многие курсы читаются раз в пару лет, или вообще организуются под приезд конкретного лектора. Тогда они идут блоком в 1-2 недели по 5-8 часов. Те, в которых участвовал я, обычно сводились либо к некислой физике, либо к программированию этой физики. То есть ты 2 недели в свободном режиме (вплоть до "встал и пошёл пообедать") пишешь какую-то программу, общаясь с лектором, а потом тебе за это автоматически, нередко даже без формальной процедуры зачёта, ставят 1-2 балла ECTS.

 Модели включают и геоморфологию, и многие другие разделы цикла наук о Земле.

Программы обмена вообще крайне развиты. В нашей группе работает индус, который получил "сводный" диплом магистра от ETHZ, а также индийского и немецкого вузов. Хотя, насколько я понял, "титульной" организацией остаётся индийский ВУЗ, ETHZ, где он учился и работал над проектом полгода, "распознаёт" его как своего выпускника.

Соответствие специальности. Мне, как аспиранту ETHZ, из упомянутых 12 баллов ECTS надо минимум 4 получить по курсу-вне-специальности. Я выбрал клеточную биологию. Получил за неё grade mark 5.0 из 6.0 возможных. Лёг костьми, но нисколько не жалею и весьма удовлетворён полученными знаниями. Но курс в целом построен полностью доступным даже для геолога. Это, я считаю, потрясающий успех образовательной системы.
Что меня бесконечно радует — нет никаких философий, софофилий и других предметов, которые давались бы в принудительном порядке. Мне было рекомендовано шефом посетить несколько курсов в нашем институте — могу сказать, 90% полученных знаний я непосредственно использую в работе едва ли не каждый день. То есть никто не заинтересован, чтобы ты страдал какой-то ересью, когда мог бы работать над проектом. А личное духовное обогащение - по собственномму желанию.
Как человек, который не получал степени (B.Sc. - бакалавра или M.Sc. - магистра) в ETHZ, я должен был сдать qualifying exam. Наиболее полно это соответствует понятию экзамена по специальности. Если хочешь, ты ходишь на стандартный курс со студентами (у меня была термодинамика, все заинтересованы, чтобы ты сдал легко) — я ходил, чтобы освоить терминологию, которую знал преимущественно на русском языке. Потом у тебя устное общение в полчаса с лектором. Всё, все довольны и свободны.

 "Принцип инструментальной сейсмологии" князя Голицына, 1912 год. В центральном холле живёт ещё внезапно модель Малеевского рудника (Казахстан(!))

Отдельного замечания достойна система информационного обеспечения. Каждому студенту ETHZ даётся свой собственный email (даже есть ftp-файл хостинг и пространство для личного сайта, даже с БД). По этой учётке делается всё. Обновление данных при переезде на другое место жительства — раз в год, будь любезен, перепроверь свои данные. Свой файл-хостинг по типу google disk. Смена кода на пропуске-пластиковой карточке для доступа в здания инстутов по ночам (на ночь двери блокируются). Данные «услуги» являются довольно обычными для вузов «стран запада».
Запись на курсы. Информационная система, сделанная по типу «вот тебе 4 кнопки, и попробуй в них не попасть». Запись на курсы — вводишь название курса (ключевые слова и фамилии лекторов работают) и жамкаешь «да, принести себя в жертву». Через месяц тебе приходит email-напоминалка, что необходимо в течение пары недель окончательно записаться на курс, что подразумевает сдачу экзаменов. Первая регистрация, понятно, нужна для преподавателя, вторая — для самого студента. То есть если ты понимаешь, что курс категорически не для тебя, ты можешь без каких-либо санкций отказаться. Другое дело, что если ты «внезапно» захочешь зарегистрироваться на экзамен после крайнего срока — 50 франков. Практически, я не слышал о том, чтобы кто-то на это попадал.
Эта же система формирует для тебя индивидуальное расписание. То есть в момент, когда ты записываешь на курс, ты сразу получаешь автоматически сделанную табличку. Фишек типа «расписание будет за 1 день до начала семестра нет». Конечно, преподаватели могут отменять или переносить свои лекции. Как я уже отмечал, может статься, что лекции закончатся в середине семестра, а остаток времени будут только семинары. Семинары обычно идут в формате разбора прошлого домашнего задания.

В рамках обучения в ETHZ предоставляется бесплатный доступ к тоннам крайне специфического ПО. Лицензионный matlab, ArcGIS, maple и прочее крайне проприетарное ПО на личном компьютере — это нормально. Также предоставляется доступ к научным журналам. Не всем, но подавляющее большинство. Для работы из дома можно настроить VPN (так выдаётся IP адрес в зоне института).
В целом, я бы сказал, образовательная система имеет очень большой уклон в сторону "берёшь и считаешь". Вывод в одну-две страницы какой-то формулы в частных производных - это нормальный уровень для геолога. Написать какую-то небольшую (несколько сотен строк) программу за одну-две недели - обычно задание. Ну и какие-то обычные форматов задач по физике: вот тебе уравнение излучения чёрного тела, вот тебе формула Стефано-Больцмана, ты можешь добавить ещё что угодно по своему выбору - посчитай температуру, которая должна быть на такой-то планете.

По результатам прослушивания курса система просит заполнить два независимых опросника. Один из - оценка качества курса, другой - адекватность экзамена. Спрашивается достаточность времени, были ли все экзаменационные темы освещены в лекциях, были ли какие-то неадекваты со стороны лектора и так далее. Большая часть вопросов даётся с вариантами "насколько вы согласны с эти утверждением" и баллы от 1 до 5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий