суббота, 1 ноября 2014 г.

Мордовский фольклор: так случилось, герои ушли

Мордва - одна или пара (в зависимости от классификации) небольших финно-угорских народностей в Поволжье. Окружённые со всех сторон другими этносами, они сохранили немало и от своей первобытной культуры.


Неплохое этнографическое описание можно найти, например, здесь (и далее по ссылкам внизу страницы), хотя недавно появились и совсем энциклопедические издания типа 992-страничного "Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа".

Самым легкодоступным для знакомства с народом, является, конечно, его литература и эпос. Большое количество всякого разного выложено на том же сайте. Прежде чем перейти к самим текстам - посмотрите на лица сказителей. Очень ведь харизматичные!

Итак, тексты. Рекомендую посмотреть следующие (на том же сайте):
Из большого и длинного - эпосы - Масторава и Сияжар. 

Фольклор очень чётко для меня поделился на три группы:

1) эпос. Масторава весьма напоминает Калевалу (как минимум, по общему стилю изложения), Сияжар - классический героический эпос. 

"Предания о царе Тюштяне". Очень печальный и безысходный интересный сюжет. Мордовский народ перед угрозой порабощения вражескими ордами. Правитель предложил тем, кто не готов был попасть в рабство или платить дань, уходить с обжитых мест. С ним пошли только самые смелые и бедные: богатые предпочли остаться при своём скарбе. Ушли они, кстати, вполне по Моисею: воды Волги расступились, и так они оторвались от захватчиков. Царь затем куда-то потерялся (!), а ушедшая с ним мордва расселилась в Сибири и на Урале.
То есть, на исторической земле, в республике Мордовия, остались только наиболее зажиточные, но и наиболее пассивные и смирные, жители. Герои ушли, крестьяне остались.
2) исторические повести-зарисовки. Зарисовки, в первую очередь, про борьбу мордвы за свою историческую землю в союзе с Иваном Грозным. Жестокий и своенравный царь предстаёт благим и щедрым добродетелем - ведь он победил Казанское ханство, даровал землю мордве. 
Что интересно, во второй половине эпоса "Сияжар" также повествуется о походе московского царя.

3) сказки. Сказки довольно обычные - обычные для человека средней полосы. Очень много общего в деталях и параллелей в сюжетах с русскими сказками. Разве что хозяйственность молодого человека из "Дуболго Пичай", нашедшего в поле гроб, и немедленно притащившем его домой, несколько настораживает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий