суббота, 7 сентября 2013 г.

Эмиграция: начало

Думаю, мои постоянные читатели и знакомые в курсе всех моих отношений с российской наукой: как на меня списывали растраты, как доктора наук торговали моим дипломом, примерно в курсе полного отсутствия рабочих инструментов, безумного засилия бюрократии и прочего.Обо многом из этого я уже неоднократно писал,и, при желании, могу дать точные ссылки на материалы в этом блоге. Максимальное, что мне предлагали в России, это либо примерно 7 000 рублей в аспирантуре НИИ (160 евро), либо от 70 000 рублей в месяц с переездом в Норильск. Поскольку я не враг своему психическому и физическому здоровью, и, кроме того, считаю своим долгом работать  по специальности, вопрос об эмиграции для меня не стоял.
В этом посте я кратко расскажу об основных ощущениях от Швейцарии в целом и ETH Zurich в частности.
Зарплата
Думаю, это основной вопрос :-) Так вот, моя зарплата - это минимальный размер оплаты труда в Швейцарии. 42 000 франков в год или 120 000 рублей в месяц. Налоги? 8%. Еще соцстрахованием, пенсионными и прочим - набегает под 13%. НДС на продукты питания тут 2.5 %. Короче, получается со всеми-всеми платежами 20% против примерно 55% реальных налогов с зарплаты в России. Это, повторюсь, стипендия аспиранта и МРОТ.
Рекомендую учесть, что у Швейцарии нет таких ресурсов нефти и металлов, да и вся страна затеряна в горах-предгорьях. В отличие от черноземов и богатств моей Родины, столь бездарно, как понимаешь в сравнении, расходуемыми.

Условия работы:
Офисы со свежим ремонтом, современными персональными компьютерами. Кухня на этаже, гостиная (на диванах там иногда спят после обеда), туалеты с мылом и туалетной бумагой и даже сиденьями на унитазах (МГУ должен сейчас покраснеть и застрелиться). Офисы на 2-4 человека, по 6 квадратов на человека. Общие на отдел принтер, факс, копир, прочая оргтехника. Жалюзи на окнах открываются и закрываются автоматически. Настольные лампы регулируют свет автоматически датчиками.
И вы знаете, скажу одно - придя в такой офис, хочется работать, а не "надо бы попить чаю"...
Каждую пятницу, по вечерам, весь институт выходит на крыши своих зданий. Там цветочки и столики для общения с пивом и вином. Да, тут не надо, как в российских НИИ, воровато запираться в лаборатории (заодно мешая всем, кто продолжает работать).
Сразу скажу, что работа сложная. Целыми днями сижу над дифференциальными уравнениями с тензорами, зарабатывая головную боль каждый день.

Транспорт
Ходит как часы. Точнее, его можно так и использовать. Во всех трамваях и прочих перемещалках установлено по несколько ж/к мониторов с информацией не только о ближайших остановках, но и с расписанием ближайших других маршрутов от текущей остановки.

Месячная карточка для студентов и лиц моложе 26 стоит 2100 рублей в месяц. Комфорт зашкаливает. В городе очень много фонтанчиков для питья и велосипедных дорожек - потому я просто решил купить велосипед.
Я купил велосипед за примерно 15 500 рублей - это с 24 скоростями, багажником, лампочками на генераторе в оси переднего колеса и прочим.
От дома до института мне добираться менее 5 км, из которых половина идет через лес, а половина - по тихим улочкам. В лесу, кстати, есть дивный дуб в три обхвата.
Как социально слабой категории населения, мне полагается скидка в 50% на все междугородние рейсы. Заявка отправляется факсом, надо лишь раз прийти на вокзал, чтобы отдать фотографию. На вокзале же выдают временную карточку. Постоянная приходит по почте в течение неделм (мне пришла через день).

Почта
По Цюриху почта класса "А" доставляется на следующий день (35 рублей за конверт), а класса "Б" - за 2-3 дня. Проверял - работает. Для сравнения - в Москве письма между соседними домами одного отделения идет неделю, у авиапочты срок доставки в России - до 6 месяцев по официальным нормативам.
Вид на жительство, банковские карточки, страховки и прочее доставляется в Швейцарии по почте, как и во всем цивилизованном мире. Потому что она работает, а не выполняет несвойственные почтам функции управления имуществом.

Банки
Открыть зарплатную карточку можно в любом банке. Я выбрал UBS. Уровень сервиса: узнав, что я аспирант, меня отвели в отдельный кабинет, а сотрудница начала открытие счета с того, что предложила на выбор кофе, чай, сок или минералку. Помимо бесплатного основного счета открываетя дополнительный накопительный с процентами - на пенсию. 
Естественно, я сразу вывел все средства из России, где они обесценивались на 6% инфляции на продукты, 15% инфляции на транспорт, а также обесценивание в 10% за полгода, затеянное российскими властьимущими "для привлечения иностранных инвестиций". Пусть лучше мои деньги порастут в Швейцарии, чем будут обесцениваться на 20% в год.
Кстати, все, что мне удалось скопить за 7 лет работы в России - это 2 МРОТ в Швейцарии. Спасибо партии за это!

Медстрахование
Меня пугали, что оно будет дорогое. Я оформил себе страховку за 2.5% зарплаты. В России на нашу "бесплатную", как ее любят называть чиновники, у каждого уходит около 4.5% зарплаты.

Жилье
За 600 франков (около 20 000 рублей в месяц) я снимаю комнату в общежитии. В комнате я один, площадь 12 квадратов, в ней холодильник, раковина, стол, кресло, шкаф и гардероб. Огромная общая кухня, огромная общая гостиная со столами и диванами. Бесплатный WiFi везде, и бесплатный кофе и чай в гостиной. Естественно, чистые душевые и туалеты со всеми гигиеническими принадлежностями.
Цены на "квартиры" здесь в том же ценовом диапазоне, т.е. за эти деньги можно найти (и люди находят) полноценные квартиры. Просто это общежитие стало первым получившимся вариантом.

Цены на питание
Цюрих, как мне жалуются аспиранты, дорогой город.
Судите сами: макароны 34 рубля за килограмм, рис - 40 рублей. Картошка целый 41 рубль за килограмм (уже мытая, конечно). Гель для душа - 60 рублей литр. Свежее молоко со сроком жизни в 2 недели - 50 рублей примерно за литр. 300 грамм камамбера - 90 рублей, 600 грамм моцареллы - 120. И так далее. В общем, на уровне Москвы, а то и дешевле в 1.5-N раз.
Много меня пугали, что будет сложно найти работающие по вечерам/утрам магазины. По факту, большинство супермаркетов работает с понедельника по пятницу с 7:30-9:00 утра до 20:00-21:00 вечера. Их довольно много.

Регистрация
Оформляется в полиции 20 минут. Нужна только, как мне объяснила сотрудница, только для банка.
Вместе с видом на жительство можно набрать брошюрок с анонсами бесплатных экскурсий по Цюриху.

Пенсии
Недавно мне пришло письмо из пенсионного фонда (местного, разумеется). Из него следует, что, если я всю жизнь проработаю за местный МРОТ, моя пенсия будет 42 000 рублей в месяц. Если выходить на пенсию не в 60, а в 65 лет - то уже 60 000 рублей. Понятно, что с ростом зарплаты будет расти и пенсия. Потому местные пенсионеры и сидят в ресторанах, а не на лавочках у подъездов.

Прочее
Швейцарцы очень гордятся качеством своих продуктов - шоколад, мороженое, сыры, точные механические и оптические приборы. Гордятся своей природой и местами для отдыха. Очень много людей сидит на обзорных площадках и просто отдыхает.
Возможно, качество своей работы и работы окружающих здесь-и-сейчас - это гораздо лучшая основа для патриотизма, чем былые победы.
Очень мало, почти нет, полиции. В институтах вообще нет поопусков, и никто не спрашивает, зачем ты пришел. Даже в обшежитии нет пропусков. В банках нет шкафообразных бездельников (ой, извините, вырвалось, конечно же, трудящихся в поте лица охранников), стоит по статуе китайского воина.
Очень мало камер видеонаблюдения.

И вообще, как тот самый Рабинович на орбите из известного анекдота, можно почувствовать себя свободно.

2 комментария:

  1. Классный пост, периодически перечитываю и преисполняюсь оптимизма просто. :-) Спасибо!

    ОтветитьУдалить