вторник, 27 августа 2013 г.

Чудеса железнодорожной математики

Узнал интересную вещь об РЖД. Перед этими выходными покупал билеты на электричку от Москвы до станции Кубинка-1. Планировал я сесть на Курском вокзале, благо через него ходят прямые электрички. Посмотрел цену билета - 132 рубля. Отлично. Посмотрел билет от станции Фили (промежуточная между Курским вокзалом и Кубинкой) - 82.5 рубля. Итого, простым вычитанием получаем, что доехать от Курского вокзала до Филей стоит 49.5 рублей.

Теперь смотрим карту. Расстояние от Курского вокзала до станции Фили по прямой - 9 км 400 м. То есть 5 рублей 27 копеек за километр в полуразбитой электричке (ремонтом там и не пахло). И на то, чтобы проехать 9.4 км, эти электрички тратят от 33 до 42 минут (средняя скорость электропоезда РЖД от 13.4 до 17 км/ч!). Для сравнения: максимальная скорость электрички в России, которую я снял по GPS и видел в жизни - 119 км/ч (электричка нагоняла получасовое опоздание). Средняя скорость у российских электричек-экспрессов - около 60 км/ч.

Для сравнения, Яндекс-Метро предполагает для этого же маршрута на метро 20 минут (цена поездки не более 30 рублей). И это притом, что в метро не надо тратить избыточное время на бесконечные платформы и переходы по станциям и вокзалам железных дорог.

Да, можно говорить о том, что электричка не едет по прямой. Но ведь мне, как конечному пользователю, абсолютно безразлично, по какому маршруту меня везут. Меня волнует только то, как быстро это произойдёт и на какое расстояние я приближусь к своей цели поездки.

Внимание, лайфхак! Кстати говоря, интересный нюанс: если купить билетик от Курского вокзала до Филей, то стоить он будет, внимание, 26 рублей! Т.е. купить 2 билета на части поездки оказывается выгоднее, чем купить один на всё расстояние! По ходу дела, РЖД себя возомнила самолётами - насколько я знаю, только самолётами летать выгоднее с пересадками.

Все цены актуальны на 27 августа 2013 года. Источник: сайт РЖД http://www.rzd.ru/, сайт Метрополитена http://mosmetro.ru/, Яндекс-Метро http://metro.yandex.ru/moscow/.

А для сравнения, расскажу немного о железных дорогах в Швеции, с которыми мне довелось познакомиться совсем недавно.
Первое. Медленные поезда идут с крейсерной скоростью 150-200 км/ч. Средняя  (с учётом остановок) - 80-100 км/ч. Движение не замечается вообще - вагонный кондиционер заглушает двигатели (притом, что ты спокойно слышишь разговоры на другой стороне вагона, которые заглушают кондиционер).
Второе. Каждое пассажирское оборудовано откидным столиком (также есть опция нормального стола для больших компаний). Каждые два пассажирских кресла оборудованы работающей розеткой 220 V. Каждый вагон оборудован туалетом для женщин-мужчин и инвалидов со столиком для пеленания детей. Туалетная бумага, полотенца и мыло прилагается. 
Третье. Как говорят сотрудники SJ (Шведские Железные Дороги), билет - это гарантия доставки в пункт назначения (перевод дословный). Потому в случае отмены поезда компания (а) заказывает автобус для пассажиров, идущий по расписанию поезда, (б) вызывает личное такси для пассажиров и (3) предоставляет отель в случае задержки на ночь.

По личному опыту скажу следующее: нам SJ оплатила поездку на такси за 22 000 рублей за пару сотен километров (Borlaenge - Uppsala). Потому что билет - гарантия доставки. Причём для этого не надо было кого-то искать, писать заявления и прочее. Просто тебя уже встречает девушка - представитель компании, которая тебе сама вызывает такси.
А желающие тем временем могут попросить оплатить такси в случае отмены пригородной электрички РЖД.

Комментариев нет:

Отправить комментарий