пятница, 1 апреля 2016 г.

Matlab vs Internet

Пятиминутка зашкаливающей ненависти. Просьба убраться от мониторов мужчинам, женщинам, детям, животным и прочим обладателям психики.

Вот поехал я на неделю в другую страну в гости. И хотел за эту неделю дописать скрипт в matlab. А matlab у меня на ноутбуке, спасибо институту, лицензионный. Так эта сволочь категорически отказывается запускаться без подключения к интернету, поскольку не может проверить свою же лицензию. И более того, для того, чтобы лицензия на matlab “опозналась”, необходимо иметь IP-адрес в диапазоне сети института. Да, я хотя бы могу включить VPN и получить этот адрес — честь и хвала департаменту IT института, который даёт и такие возможности. И то хлеб. Точнее, сухарь.

понедельник, 28 марта 2016 г.

Пасха на Сицилии

Во время пребывания на Сицилии мне предложили поехать посмотреть на традиционное празднование Пасхи в самом её центре - городке Энне (Enna). Различные церемони продолжаются в течение всей пасхальной недели, и на пятницу приходится шествие монахов. В церемонии участвуют около полутора десятков орденов со всего острова (полный список можно посмотреть здесь), среди которых есть как и старинные, с середины XIII века, так и весьма молодые, вплоть до XXI века.


Обряд пришёл на Сицилию из Испании во времена её владычества (см. напр. тут), и поэтому многие из её элементов оказываются весьма необычными даже по местным меркам. Насколько я понял, многое потому напрямую относится к временам Святой Инквизиции. Сейчас церемониальное действие внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Большое спасибо Natasha Athanasiou и профессору её департамента, благодаря которым я и смог побывать на этом увлекательнейшем мероприятии.

 Happy Easter! / Buona Pasqua!

пятница, 18 марта 2016 г.

Про интернет-рекламу

Некоторое время назад я разговаривал с разработчиком алгоритмов подбора релевантной интернет-рекламы. И мы заняли крайне противоположные точки зрения. Я утверждал, что ставить блокировщики рекламы может каждый, точка зрения же моего оппонента (утрированно) сводилась к тому, что такие поступки разрушают механизмы финансирования сайтов с общедоступным контентом. Кроме того, важным пунктом позиции моего собеседника было то, что наличие систем интернет-рекламы в странах с высоким уровнем жизни позволяет получать бесплатный доступ к соответствующим сайтам жителям не столь обеспеченных стран.

суббота, 12 марта 2016 г.

Обучение в ETH Zurich глазами аспиранта

Обучение, слушание курсов - одна из обязанностей аспиранта ETH Zurich. В этом посте я описываю личное впечатление от постановки учебного процесса в этом учебном заведении в целом и в моём институте в частности. Лирические отступления даются в тех случаях, когда, как мне кажется, они помогут целостному восприятию. В этом посте я никак не касаюсь рабочего процесса. Не претендует это и на какую-то экскурсию по университету.

Общий вид здания департамента наук о Земле. Центральный дворик, в котором проводятся выставки, конференции и праздники. Конструкция странной формы в нём - это небольшой геологический музей.

среда, 20 января 2016 г.

make install: GMP, MPFR, MPC, ISL, binutils, GCC, MPICH, HDF5, libpng, PETSc

Пост про установку связки компиляторов и библиотек GCC + MPICH + HDF5 + PetSC на чистой системе.

Операционная система: Debian 8.2 в стандартной поставке. В систему включён gcc 4.9 (прекомпилированные бинарники).

Конечная цель: скомпилировать и запустить нашу замечательную софтину, StagYY (кому интересно, одна из базовых статей).

Мотивация: так как я пользуюсь достаточно специфической связкой компиляторов и утилит/библиотек, сильно проще искать проблемы совместимости и компиляции (и их решать!), когда они установлены с чётко известными ключами в чётко известном месте, а все зависимости прописаны ручками и/или одобрены глазками.
Постановка задачи: научиться ставить на максимально голой системе из исходников весь необходимый набор софта. Сборка ведётся в домашней директории пользователя. Это позволяет минимально загадить систему при пересборках и экспериментах.
Дополнительные условия: я пользуюсь последними версиями библиотек, которые зачастую новее тех, которые присутствуют в репозиториях debian.
Цель: получить связку действий, которая гарантирует приход к успеху (компиляция софта по работе) на системе с минимальным содержанием софта. Читать: мазохизм.

 Кратко о том, почему я отказался от системного gcc.

суббота, 9 января 2016 г.

Новый Год - 2016

Небольшой (фото)отчётик о Новом Годе и четырёх прекрасных днях в компании замечательных людей

 У нас подобралось общество ультраортодоксальных коммунистов.
Клейма ставить было некуда.

пятница, 8 января 2016 г.

Гессе "Игра в бисер"

“Игра в бисер” Германа Гессе. Грядущее общество, в котором одним из важнейших явлений культуры стала Игра в бисер и маленькая страна-в-стране Касталия, построенная вокруг этой Игры. Изначально придуманная для поиска взаимосвязей между различными явлениями и областями знаний, Игра из инструмента стала state-of-art, предметом искусства и утончённых забав высшей касты. Пережив свой расцвет, когда она была одним из важнейших явлений общества, массовая культура del arte, к моменту событий в романе уже скорее почует на лаврах, чем является реально значимым событием.

Что я увидел в этом произведении? Для меня это был всегда очень сложный вопрос, и в этом случае легче он не стал. Наверное, путь идеи от людей в небытие на волю. Сначала появляется какая-то идея, она увлекает за собой людей - ведь она может решать какие-то вопросы. Однако, решая эти вопросы, она и сама насыщается ими - как появляются упомянутые в книге справочники комбинаций - и становится из инструмента вещью-в-себе. Вещь-в-себе требует послушников - и вокруг Игры формируется орден. Появляется "классическая" иерархия, более того, орден становится финансируемым - и из формы досуга он становится образом жизни. По мере усложнения метаязыка игры он становится всё более и более элитарным - что и ведёт к его дальнейшей самоизоляции. Положительная обратная связь.
Для меня чётко прозвучало указание Гессе на то, что общество без цветовой диффенциации штанов не имеет цели, не решающее конкретных, пусть и долгосрочных, задач, не имеющее цели своего развития, превращается в формализованную систему. Отсутствие цели приводит к ритуалам вместо действий. Ритуалы неадаптивны - и общество становится болотом.
Какой мог бы быть из этого выход? Переназначение целей. Цели должны опережать ритуалы. Но в романе не указаны те, кто мог бы переназначить цели. Мы не знаем, чем заканчивается действие в романе и как дальше распорядится орденом судьба. Однако, мне кажется, настрой автора весьма однозначен.
Сама идея метаязыка для описания топологий связей между понятиями и объектами мне крайне близка, потому читал я роман с огромным интересом. Наверное, роман стоит прочитать хотя бы для знакомства с такой концепцией. Читая это замечательное произведение, я не мог удержаться от задания вопросов – и поиска ответов.