Некоторое
время назад я разговаривал с разработчиком
алгоритмов подбора релевантной
интернет-рекламы. И мы заняли крайне
противоположные точки зрения. Я утверждал,
что ставить блокировщики рекламы может
каждый, точка зрения же моего оппонента
(утрированно) сводилась к тому, что такие
поступки разрушают механизмы финансирования
сайтов с общедоступным контентом. Кроме
того, важным пунктом позиции моего
собеседника было то, что наличие систем
интернет-рекламы в странах с высоким
уровнем жизни позволяет получать
бесплатный доступ к соответствующим
сайтам жителям не столь обеспеченных
стран.
Дискуссия
получилась весьма жаркой, а тема
показалась мне достаточно интересной,
чтобы написать по некоторому размышлению
этот постик. Сразу подчеркну, что этот постик посвящён скорее текущему положению вещей, нежели какой-то абстрактной идеальной ситуации.
Сначала
хотелось бы поговорить о юридической
стороне дела. У многих “серьёзных”
сайтов есть пользовательские соглашения.
Если в нём явно не прописано, что я
обязуюсь просматривать рекламу и не
ставить блокировщики, я не понимаю,
какие ко мне вообще могут быть претензии.
Кстати, было бы весьма неплохо, если бы
эти самые пользовательские соглашения
при первом заходе на сайт (cookie – наше
всё) показывались бы в принудительном
порядке. А то система “согласен по
умолчанию” как-то подозрительно похожа
на авторитарное “вас тут не спросили”.
Теперь о
практической. Прежде всего, необходимо
озвучить, какие сайты я посещаю.
Это несколько новостных лент, википедия,
пара почтовиков, сайты научных журналов,
поисковик google, пара соцсетей и некоторые
бложики. Видео я смотрю весьма редко, в
онлайн-игры не играю. Давайте пробежимся
по каждому из этих видов ресурсов.
Новостные
ленты. Я смотрю только версии для
мобильных телефонов или текстовые. Мне
они удобнее, и рекламы в них нередко нет
вообще. Кроме того, я изучил соглашения некоторых крупных
ресурсов (в т.ч. lenta.ru и gazeta.ru). В них нет
ни слова о необходимости или даже желательности смотреть
рекламу. Наоборот, прописано безвозмездное использование. Требовать от меня просмотра
рекламы в таком случае, чтобы поддержать
сайт – это всё равно что требовать
купить личный автомобиль, чтобы поддержать
транспортным налогом строителей
автомагистралей. Примерно с тем же ущербом для экологии (расходы на электроэнергию по трафику и обработке информации).
Хороший
механизм рекламы у newsru.com. Их поддерживает
Сбербанк, и в качестве рекламы они
публикуют раз в месяц-другой новости о
его услугах. Просто ещё одна ссылка в
ленте. Текстовая. Ненавязчивая. Идеально.
Единственная новостная лента, которая просила меня включить рекламу - РИА новости. Мне крайне странно, что почти официальный вестник правительства РФ с господдержкой не может даже сделать сайт без рекламы. Впрочем, признаться, даже если мне запретят его смотреть - я сожалеть не буду. Я и так его не читаю.
Википедия и
некоторые сходные ресурсы. Они предлагают
вариант добровольной или
доброльно-принудительной оплаты. Я
считаю этот вариант оптимальным в
принципе. Я плачу деньги – я получаю
услугу по контенту. Нередко – вообще
без признаков рекламы.
Даже со студенческой стипендии МГУ я как-то без проблем выделял несколько долларов в год на википедию.
Пара почтовиков.
У меня есть полтора ящика на бесплатных
ресурсах. На них приходится менее 0.1%
моей переписки и трафика. Ещё один
почтовик – я сам его дотировал деньгами,
и в его условиях прописано бесплатное
и безрекламное использование. Основными
ящиками, так получалось, у меня всегда
были “служебные”.
Коль речь
зашла о переписках – упомяну скайп. Ну
как, skype под linux – и никакой рекламы я в
нём не видел.
Социальные
сети. Основной для меня является
ВКонтакте. Когда я регистрировался на
этом сайте, я прочитал пользовательское
соглашение. В нём было прямо и дословно
прописано, что рекламы нет и никогда не
будет (!). Шли годы, и как в
повести “Скотный двор” известного
писателя, правила игры незаметно
менялись. Мне никто не говорил об этом.
И чтобы проиллюстрировать своё отношение
к этому – я предлагаю рассмотреть такую зарисовку.
Вы купили
билет на поезд на определённые тарифные
зоны. Едете в нём. Подходит контролёр,
проверяет билет – и выкатывает штраф.
Тарифные зоны поменялись, пока вы ехали
– ведь в 100500 пункте контракта прописано,
что транспортная компания имеет право
менять границы зон без уведомления и в
любой момент. Или – ещё проще – вы взяли
кредит и банк поменял ставку во время
выплат – со ссылкой на тот же пункт. Мне
вот интересно, что решите вы и суд в таком
случае.
Здесь же у
меня отношение такое же. Если правила
меняются на лету без предварительного уведомления клиента – это полнейшая
юридическая дыра.
Научные
журналы. За них платят научные институты,
и рекламы на этих сайтах нет. То есть вообще нет - они монетизируются принципиально иными способами.
Google сам вполне
умеет ранжировать поиск по релевантности
и проплаченности позиций, и никакой
adblocker это не режет.
Личные сайты
и бложики. Тут уже никаких проблем, но засилья рекламы я на них как-то не видел - во всяком случае, если человек просто завёл страничку на сайте типа narod.ru. Во многом эти бесплатные маленькие странички покрываются платным хостингом крупных проектов у тех же серверах. Реклама, как видно, опять получается маленькой изюминкой.
Я сам, добровольно, пытался на этот бложик прикрутить adsense от google. Мне вынесли вердикт, что у меня подозрительная активность в блоге вида “накрутка просмотров”. Пояснений не было, приговор окончательный и пересмотру не подлежит. Ребят, на нет и суда нет. Ваши проблемы, что вы не предлагаете конструктивного диалога.
Я сам, добровольно, пытался на этот бложик прикрутить adsense от google. Мне вынесли вердикт, что у меня подозрительная активность в блоге вида “накрутка просмотров”. Пояснений не было, приговор окончательный и пересмотру не подлежит. Ребят, на нет и суда нет. Ваши проблемы, что вы не предлагаете конструктивного диалога.
Пара дополнительных замечаний.
(1) Я регулярно смотрю сайты в
интернете с консольного браузера. Да-да,
текстовая консолька – и вперёд.
Мне это комфортно. Никакой рекламы там
не отображается в принципе. Если мне
выдвигается тезис, что я обязан (место
для любого модального глагола) смотреть
рекламу – не выдвигается ли мне этим
условия на уровень техники? Что я обязан
иметь современный компьютер, современный
браузер – и ещё много чего?
Более того,
как молодой учёный, у меня много разъездов.
Могу сказать, что даже в неплохих отелях
по всему миру есть шанс получить интернет на скорости dial-up. Да что говорить, даже в
том общежитии, где я живу сейчас, скорость
dial-up – это нормально. На этой скорости
реклама не грузится. Продолжаю задавать
вопросы: обязан ли я купить скоростной
доступ в интернет, чтобы смотреть рекламу
– ради жителей третьего мира, которым
нужен бесплатный доступ к информации?
(2) Покупая товар в магазине, я уже оплатил его рекламу. Более того, я оплатил не только показ рекламы. Я оплатил ещё и теневой (и активный) бизнес по покупке просмотров рекламы, который снижает её эффективность. Кроме того, реклама сейчас часто монетизируется по кликам - то есть переходам по ссылкам. Вопрос. Обязан ли я тогда, во имя бесплатного интернета, ещё и методично прощёлкивать все баннеры на страницах?
(2) Покупая товар в магазине, я уже оплатил его рекламу. Более того, я оплатил не только показ рекламы. Я оплатил ещё и теневой (и активный) бизнес по покупке просмотров рекламы, который снижает её эффективность. Кроме того, реклама сейчас часто монетизируется по кликам - то есть переходам по ссылкам. Вопрос. Обязан ли я тогда, во имя бесплатного интернета, ещё и методично прощёлкивать все баннеры на страницах?
(3) Обеспечение людей с низким достатком
доступом к сайтам. Я не верю, что у
человека, который не может выделить 5
долларов в год (“базовая ставка”
википедии), будут деньги на доступ к
какому-нибудь устройству с этим самым
интернетом и оплату этого интернета.
А ещё и на электричество на зарядку этого устройства, курсы английского, компьютерной грамотности... И ещё... Так выстраивается очень
большая цепочка того, что ему нужно - и по такой логике, кто-то кому-то
должен. И в конечном счёте сведётся к
тому, что у его нет ни крыши над головой,
ни медицины. Пусть кто хочет – тот этим этого человека
обеспечивает. Добровольно и адресно. А то получается
сбор денег на освобождение Анджелы Дэвис
– примерно с той же идеологической
компонентой (вариант от СССР). И, кстати, не все современные
“аборигены” жаждут приобщиться к
“цивилизации” - и я считаю принуждение
к цивилизации не меньшим насилием над
личностью, чем что-либо ещё.
Итак,
подытоживая. Любой действительно хороший
контент либо платный, либо
условно-(добровольно)-платный и так. И
он не содержит рекламы. Любой другой
контент предоставляется (предоставлялся)
без условий просмотра рекламы или с её минимальным количеством. Остаются только сайты крайне сомнительного
содержания – и я нисколько не возражаю,
если их станет существенно меньше.
Нельзя бороться за свободу распространения информации за счёт падения качества этого самой информации. Бесплатные сайты с приколами ниже плинтуса и историями про рептилоидов при стоимости обычной научной статьи в $40-50 - это явно не то, для чего нужно смотреть онлайн-рекламу.
Нельзя бороться за свободу распространения информации за счёт падения качества этого самой информации. Бесплатные сайты с приколами ниже плинтуса и историями про рептилоидов при стоимости обычной научной статьи в $40-50 - это явно не то, для чего нужно смотреть онлайн-рекламу.
Интересная точка зрения. Возражу лишь в контексте пользовательского соглашения - оно меняется с течением времени и об этом клиента уведомляют, в том числе я помню такие объявления и ВК. В случае с банком действует договор, а не пользовательское соглашение - полагю, эти документы имеют разную юридическую силу.
ОтветитьУдалитьА вообще, вспоминаю шутливую фразу из Баша: Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если ты пользуешься бесплатным ресурсом, то ты не клиент, ты - товар.
Интересная точка зрения. Возражу лишь в контексте пользовательского соглашения - оно меняется с течением времени и об этом клиента уведомляют, в том числе я помню такие объявления и ВК. В случае с банком действует договор, а не пользовательское соглашение - полагю, эти документы имеют разную юридическую силу.
ОтветитьУдалитьА вообще, вспоминаю шутливую фразу из Баша: Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если ты пользуешься бесплатным ресурсом, то ты не клиент, ты - товар.