Пара остановок до Костромы и поездка по Костромской области. Несколько заброшенных церквей, монастырь, виды природы и заброшенная военная база. И даже находка языческого идола - правда, 200 лет назад. Наше пребывание в Костроме описано в предыдущем посте.
Выезжаем в Кострому среди ночи. Уже на рассвете проезжаем село Петровское. Википедия пишет, что селу более 800 лет. Сейчас в нём есть прекраснейшая организация "Петровское поселковое потребительское общество".
Дорога к Костроме
Выезжаем в Кострому среди ночи. Уже на рассвете проезжаем село Петровское. Википедия пишет, что селу более 800 лет. Сейчас в нём есть прекраснейшая организация "Петровское поселковое потребительское общество".
Петропавловский храм. Построен на личные средства Екатерины II. Освящён в 1783 г. Обращает на себя внимание необычная форма куполов и часы.
Река Туношонка и село Туношна
Спустя некоторое время в стороне от дороги видим явно заброшенную церковь. Это село Левашово.
Церковь Воскресения (1779 г.). Старейший колокол вылит в 1785 году мастером Дмитрием Мартыновым и весит 104 пуда 13 фунтов. Вообще, про село и храм интересно написано в википедии.
База ядерных ракет и БЖРК
После Левашово мы приезжаем в Кострому. Уже на следующий день наша поездка продолжается. Из города мы едем на заброшенную военную базу - в/ч 96780, где были силы РВСН. Именно тут когда-то была одна из баз по обслуживанию ядерного поезда (Боевой железнодорожный ракетный комплекс)
Основные дороги находятся в неплохом состоянии, но, стоит только свернуть вбок, всё становится интереснее...
По пути проезжаем небольшой песчаный карьер. Сторож выскакивает из будки и пытается убедить, что фотографировать ничего нельзя. Видимо, особо охраняемый объект статегического назначения.
База видна с просёлка. Ну как база. Остатки.
Вынесено всё. Не всё, а ВСЁ. Даже перила выпилены на чермет. Вся база в канавах и ямах: это выкапывали водопровод. Не осталось ничего, что могло представлять ну хоть какую-то ценность.
Поверка приборов времени.
Химические лаборатории вынесены полностью
Единственное, что осталось целым. СТ для заправки изделий, если вы понимаете, о чём это.
ДекадансЪ.
Огромная территория в пару километров в поперечнике (не считая дальних железнодорожных путей и расстояния между объектами). "Интересные" ощущения так ходить по разваленной базе стоимостью во многие миллионы - особенно с учётом цены "изделий" - которые (к счастью) так никому никогда и не понадобились.
Воспоминания строителей и служащих можно почитать в этой статье. Весьма интересно.
На базе начинается геология - здания рассыпаются и порастают деревьями...
На одном здании мы нашли дату постройки - 1966 год.
Продолжение геологии. Насколько я понял, база была покинута в 2005 году. Так что этим сталактитикам примерно 10 лет. Скорость получается порядка 4 мм в год. Величина вполне совпадает с пещерами и литературными данными.
Медный купорос
Ну конечно же куда без ню-фотосессии
Приобретайте стеклопакеты от РВСН!
В одной из построек за дополнительной оградой из колючей проволоки. Между двумя комнатами такой вот щит со сквозной трубой. На табличках - дозы до 200 Р/ч (!!!) и модели дозиметров-радиометров.
Что это - я так и не понял. Видимо, что-то для поверки приборов...
КПП. Напоминает подлодку защитной расцветки.
За котельной находятся озёра мазута. Да-да, это не вода
Мазутом же залиты подземные коммуникации. Эта труба торчала из одного из люков (кстати, на заметку: на базе элементарно провалиться в люки, они все были вывезены на чермет).
Примерно на глубину в полтора человеческих роста - мазут. Приятного плавания!
По этим путям когда-то ходил БЖРК.
Чуть позже мы добрались до остатков бетонного завода, который оказался тоже никому не нужен. В ангаре мы поставили магнитолу типа "радио советское" - да, именно благодаря ей я впервые ощутил разницу между ламповым и транзисторным звуком.
Как показали полевые испытания, если включить "Гражданскую Оборону" и расставить свечи пентаграммой, можно призвать местного бича. Мужик вызвался показать нам шахты межконтинентальных баллистических ракет УР-100.
Жилище мужика
И сам он с питомцем. Мужику тут довольно скучно, только такие туристы и развлечение. Дипломатические сигареты и попытка (неудачная) слить ему бензин расположили его к нам. Живёт он, кстати, весьма цивильно - с бензиновым генератором (и электричеством) и печкой.
А вот и сама база ядерных ракет. Это командный пункт. Взорван охотниками на чермет.
Пусковая шахта. Взорвана. В ней сейчас озеро.
Старый командный пункт. Уже поздно, и по земле стелется туман
Здесь даже осталось немного чермета - вентиляции
Ночевать тут совершенно не хочется, и мы прощаемся с мужиком. Пока мы пытаемся выехать на трассу, в очередной луже у нас отваливается подвод выхлопной трубы к глушителю.
Ремонт.
Благодаря небольшому ручью и газовой горелке починка была скрашена кофе и горячей едой.
Дорога к Бую
Так мы приезжаем в Сусанино. Именно в этих краях и состоялся подвиг (а ещё тут был промысел железных руд, подробнее). Кстати, с соседним селом связан крупнейший скандал ещё царского времени.
Это мы продолжаем особую методику осмотра достопримечательностей в свете фар. Это та самая церковь, которая изображена на знаменитой картине "Грачи прилетели". Над куполами виден Осенне-летний треугольник (Вега - Денеб - Альтаир)
В прошлом посте я упомянул, что мы взяли несколько кусков дерева.
Так вот, из полого внутри куска получился неплохой унитаз хипстерский светофильтр "окно в Россию"
На рассвете заезжаем в небольшое село Головинское с разрушенными церквями. В нём есть живописнейший прудик.
За селом начинается длинный спуск в долину, затянутую утренним туманом... Где-то там вдали город Буй.
От Буя до Чухломы
Так мы доезжаем до города Буя. Как и в Сусанино, никакого общедоступного жилья типа "хостел" среди ночи тут не видать, и мы заснули в машине. Проснулись от жары и духоты: солнце начинает припекать рано.
Идём в магазин купить подкрепления. И тут сразу же проблемы: во-первых, нет света. А нет света - не работает кассовый аппарат. А нет кассы - нет размена денег. С трудом собираем мелочь на покупки.
История Буя очень хорошо и познавательно изложена здесь и сопровождается фотографиями.
Здание бывшего Дворянского собрания (1910 г.)
Река Кострома
Церковь Воскресения Христова (1836) на реке Костроме
Около Буя должно быть городище - насыпные валы. Из-за плохой теоретической подготовки мы поехали его искать в местный городок Чистые Боры, где строят АЭС. Приехали, не нашли, уехали. Потом выяснилось, что мы на нём стояли в Буе.
По дороге перегоняют военную технику.
Буйский областной колледж искусств. Перед ним множество резных деревянных скульптур.
Уже полдень, и хочется всё-таки нормально поесть. В конце концов мы находим какую-то странную столовую, где нас просто сажают в какую-то подсобку, где наливают супа и дают пирожков.
После Буя начинаются такие вот прекрасные грейдеры с рекомендуемыми скоростями.
Начинается холмистая местность. Из-за лесов показывается разрушенная церковь. Село перед ней - Туровское
Именно тут был найдено одно из редчайших свидетельств о традиционной вере предков - бронзовый Збручский идол (вторая половина 2 тыс. до н.э.). А про весь найденный клад (Галичский клад) можно прочитать здесь, его фотография есть тут. А все подробности можно прочитать в издании Русскій историческій сборник за 1837 год, выложенном в открытый доступ на google-книгах.
Про само село можно почитать тут. Типа, древнее оно, и название Туровское происходит от имени языческого бога Тура.
Отправляемся на осмотр церкви Иоакима и Анны (1815 г.)
Добро пожаловать!
Через проломы в стене колокольни можно попасть на крышу. Вот так выглядит свод. Балки, кстати, оригинальные, с огромными четырёхгранными кованными гвоздями.
Оригинальные краски, конечно, не сохранилось, хотя звёзды остались. Судя по всему, как и у других церквей, купол был голубым, а звёзды - золотыми.
Вид с крыши церкви на село за погостом.
А с высокой крыши | всё на свете слышно | Кто-то хитрый и большой | наблюдает за тобой
Галичское озеро
У подножия холма стоит огромная яблоня, адаптированная для отдыха человеков.
Туроский сельский клуб.
Сочетание покинутого дома и цветущего дерева прекрасно
Сочетание покинутого дома и цветущего дерева прекрасно
И мы скоро уже едем дальше...
Скоро мы приезжаем в город Чухлому. Про неё очень обстоятельно написано здесь.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1730 г.)
Одна из центральных улиц
На одной из боковых улиц мы обнаруживаем это явно неноводельное строение:
Церковь Спаса Преображения (1746 г.)
Сейчас это гараж и склад.
Памятник архитектуры XVIII века, продолжение осмотра. На переднем плане памятник машиностроения XX века.
Внутри были мастерские, они сейчас заброшены.
Тут выясняется, что машу машина постигла очередная беда: пробито колесо. Машину сдаём в шиномонтаж, сами отправляемся искать еду.
Тут, кстати, местные за гордость борются:
Мебель на свободе! Это прекрасно
Декаданс с обитателем
И ещё немного декаданса
Больница-стационар
После починки колеса мы отправляемся дальше, на тот берег Чухломского озера
Авраамиев Покровский Городецкий монастырь
Основан в XIV веке, как и большинство храмов на территории Золотого кольца и рядом с ним - когда традиционное язычество стало уже совсем вытесняться новой религией. Первая каменная церковь во всём регионе, храм Покрова Пресвятой Богородицы строился в 1608-1631 годах. Потом, во второй половине XIX века, начали появляться другие церковные постройки.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
С другой стороны монастыря начинается длинная лестница к самому берегу озера. Там расположены купальни с ледянейшей водой.
От монастыря мы начинаем наш обратный путь. По дороге замечаем ещё одну полуразрушенную церковь - нельзя не свернуть. Итак, село Морозовское
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1853 г.)
Пасторальки
Центр села. Спокойная, тихая гавань...
Да, это лужа.
Ещё мы нашли колесо - и немедленно испробовали.
Технология!
И всем рекомендую мультфильм "Первобытный папа". Уж очень похожи!
Во дворе перед церковью нас ждало на редкость поганое открытие. Могильные плиты, древние, дореволюционные, взяты и выброшены на свалку.
Очень надеюсь, что их хотя бы заменили, хотя ряд свежих могил не позволяет оставить такую надежду... Вообще, меня поражает такое отношение у "самой духовной нации" к своему прошлому. Ведь не единичный случай даже для меня.
и местные
Ладно, пора уже к самой церкви перейти...
Окно заделано картиной...
Мы зашли внутрь... И это оказалось одной из лучших находок поездки... Эта церковь произвела на нас какое-то совершенно особое впечатление...
На стене надпись "в складе не курить"
В подсобке - резной иконостас
На полу - залежи времени
Вид с чудом уцелевшего балкона
Остатки оригинальной росписи сохранились и снаружи
Из Морозовского мы едем в Галич
Галич
Памятник ДТ-75
Галичское озеро
Потрясающий закат...
Николаевский Староторжский монастырь (с XV в.). Подробно про него можно прочитать тут.
Собор Троицы Живоначальной (1839-1859)
Тут я попытался сделать панораму монастыря, а получилось как будто пьян
Внутри него был склад, и никакого интерьера не сохранилось
Николаевский Староторжский монастырь
Постройки конца XIX - начала XX вв.
В монастырских корпусах сейчас находятся общежития
От монастыря мы поднимаемся вверх, на древнее городище...
Оно расположено на горе Балчуг. Название гора получила от татаро-монгольского слова, обозначавшего торговое место.
Ну и валы городища (XV в.).
Подробнее - на той же страничке, что и про монастырь.
Виды с городища
И ещё городища
Средь бывшего монастыря - гулянья молодёжи
здание гимназии. Теперь тут ресторан и магазины.
Напротив (это центральная площадь) находятся торговые ряды, аналогичные костромским.
Мы тщетно пытаемся найти себе ужин, но уже всё закрыто... И мы едем дальше.
Судиславль
Ворота монастыря. Приехали мы где-то в 4 часа утра, полная темень, всё закрыто, и нереальное количество ледяной ромы.
Зато тут мы нашли пекарню!!!
Она открытая и манящая запахами! Учуяли мы её ещё когда круг почёта вокруг монастыря делали, но нашли случайно, когда выезжали из города. Мы набрали себе разного хлеба, булок и чесночных хачапури.
Продавщицы убеждали нас взять побольше, так как вернёмся. Мы не поверили. В итоге мы проехали до автозаправке - как раз доев по хачапури - убедились в отсутствии бензина - и поехали назад в пекарню покупать ещё хачапури!
Но выпечка у них действительно наивкуснейшая!
Ну и чтобы никто не говорил, что я рисую какую-то слишком депрессивную картину России из одних развалин и танков - огромнейший Ярославский НПЗ.
На этом наша поездка подошла к концу. Всем спасибо за внимание!
Ну и да, Ростов Великий был нам по пути
И ещё раз большое спасибо нашему бессменному водителю Арсению Шумилову!
Последний снимок это не Ростов, а Переславль Залесский.
ОтветитьУдалитьНе Солигалич, а Судиславль
ОтветитьУдалить