воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Литературная пятиминутка: сказки народов Крайнего Севера

The great peril of our existence 
lies in the fact that our diet  
consists entirely of souls
Предполагается высказыванием инуитского шамана
Наконец дочитал сборник "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" 1974-го года издания (выложен в интернете в нескольких местах). Самая характерная особенность этих сказок - что большая их часть практически не изменилась со времён первобытно-общинного строя. В этом их отличие от практически всех сказок, широко известных в Европе, которые появились гораздо позднее (с точки зрения развития общества) и претерпели гораздо больше изменений. Другое отличие - что эти сказки, в общем, не были только лишь байками для детей. Многие из них содержат описания космогонии и являются, в общем, описанием взаимодействия с окружающим миром.

Чукотский косторезный промысел. Келе похищают девушек.
Фото National Geographic: http://www.nat-geo.ru/article/73-chukotskie-komiksyi/

Перед чтением рекомендую посмотреть вот эту статью: ссылка.

Главные примечательности:
  1. У героев обычно нет имён. Это не повести о героях или простаках, где есть отличающийся от всех других человек, который и становится центром повествования. Рыболов, оленевод, дочь, сын - все они, за редкими исключениями, безличны. Они все, за редким исключением, обычны.
  2. У персонажей нет чувств как некой независимой от действия составляющей. Нет какой-либо рефлексии, есть только непосредственная реакция на события. Интересно, насколько это связано с самоосознанием людей.
  3. Злые духи (Кэле) и божества (Кутх и др.) - они не являются чем-то редким, что в самой глубине лесов или в самых дальних горах. Все они живут на равных с людьми, все они соседствуют. Божества могут ошибаться. Кутх, создатель мироздания, в большинстве сказок остаётся в дураках.
  4. Нет принципиальных отличий животных и людей. Перевоплощения туда и обратно, общение - это в порядке вещей. Это не одна царевна-лягушка, но весь мир, который показан равным тебе. Сам процесс охоты рассматривается как поглощение друг другом равных друг другу существ.
  5. Действия рассматриваются не как активное изменение среды, но как естественный ход вещей. Пути достижения целей зачастую оказываются совершенно необъяснимы с позиций бритвы Оккама.
Очень рекомендую к чтению тем, кто хочет попробовать новый (или развить старый) набор жизненных принципов. Одна из самых полезных концепций - невыделения себя из окружающей среды, что ты - её неотъемлимая часть, которая действует не как "я меняю", а как "всё меняется вместе со мной". Реальность непрерывна, в ней нет дискретности. Ну и, конечно, мостик в совсем другую культуру, в совсем другой менталитет - тоже очень интересно.

См. также М. А. Дэвлет "Петроглифы Верхнего Енисея".

Комментариев нет:

Отправить комментарий