среда, 26 июня 2013 г.

Дивногорский треугольник

Фотографии из Дивногорья я увидел впервые ещё в 2010 году, однако доехать получилось только недавно. Местность это по-своему уникальная для европейской части России, для Русской равнины – бескрайние поля с редкими мелкими оврагами внезапно сменяются крутыми склонами и обрывами. Над тихими водами Дона почти из ниоткуда вырастают высокие скалы-«пальцы», многие из которых увенчаны маковками церквей.

Фотоальбом поездки: смотреть.

Несколько лирических слов о геологии и географии

Дивногорье расположено на периферии Россошанского срединного массива – блока архейских кристаллических пород, которым уже несколько миллиардов лет. В настоящее время этот блок вместе с расположенными на нём более молодыми отложениями поднимается, а окружающая территория опускается, что и создаёт перепад высот. Реки подмывают основания склонов, а дожди промывают глубокие овраги.

Даже сравнительно небольшое превышение этих горок уже создаёт свой микроклимат со своей особой растительностью и фауной, некоторые виды которой занесены в красную книгу. Некоторые источники (wikipedia.org, в частности) утверждают даже, что здесь водится дрофа.

В скалах и горах меловых известняках (им около 90 миллионов лет, туронский ярус) монахи создали многочисленные пещерные храмы, протягивающиеся цепочкой вдоль побережья Дона. Несколько монастырей мы посетили в этой поездке.

Скалы-останцы на склонах (более прочные блоки породы, оставшиеся после разрушения пород вокруг) называются здесь дивами – от этого местность и получила своё название. Насколько непривычными должны были быть такие столбы для поселенцев – жителей равнин, чтобы называться «дивами»!..

22 июня. Выезд – ОП 666 км – Костомарово – Дивногорье.

Выезжаем в полвторого ночи. Несмотря на поздний час, дороги забиты транспортом. МКАД превратился в стоянку фур. Однако спустя уже 30 км от города дорога становится практически свободной.

Южные поля с подсолнухами...

Идёт глобальная стройка, по-видимому, приуроченная к приближающейся олимпиаде. Трассу перекладывают и расширяют, создаются многочисленные платные участки, которые уже начали работать.

Уже утром мы под Воронежем. Спустя ещё пару часов приезжаем в Лиски. Неподалёку от примечательной станции «Остановочный пункт 666 км» останавливаемся осмотреть машину: педаль тормоза стала крайне легко уходить в пол. При снятии колеса выясняется, что потёк цилиндр. В процессе разборки ломается пружина, ведущая к колодке. Так как автосервисов для доджей в ближайшем окружении нет, мы вынуждены продолжать путешествие, тем более что все участники отказываются его прервать. Колодка фиксируется проволокой, смотанной с крепления глушителя, так что теперь машина может тормозить только передними колёсами. Теперь по скорости сверху мы весьма ограничены – тормозной путь стал больше.

Пока Арсений, наш почти бессменный водитель, копается в машине, мы отправляемся на поиски продуктового магазина. Удивляет количество различных бюро ритуальных услуг, как будто умирают тут чаще, чем едят.

После обеда-перекуса начинаем искать мост через Дон. Сначала выезжаем по автодороге на карте – и приезжаем к обрыву. Вторая попытка – проехать по маршруту с левитацией над водами Дона, предложенный навигатором, который проходит примерно в километре в сторону. На месте обнаруживается, что тут построена впечатляющих размеров эстакада, по которой мы и переезжаем на другую сторону.

Судя по карте, это мост через Дон.
С другой стороны Дона открывается вид на Лиски

Поворачиваем на Костомарово. С дорогами, опять же, проблема. Сначала мы пытались проехать по просёлочным дорогам через поля, пока, в конец не утомившись разворотами в тупиках, не находим альтернативную карту, на которой показано, что от с. Пухово идёт нормальная автодорога. По ней мы и проезжаем в Костомарово. Останавливаемся лишь у полуразрушенной церкви в Юдино.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (с. Юдино, 1872 г.)

Стены церкви облюбовали воробьи.

Местные проявляют к нам большой интерес

В Костомарово идём смотреть Спасский монастырь.

Очень приятно-непривычно убранство Собора Спаса Нерукототворного Образа. Храм, который начинали строить, по некоторым версиям, ещё в XII веке, сейчас представляет собой вырубленный в скалах просторный зал, разделённый толстыми колоннами. На колоннах закреплены ветви деревьев, под ногами лежит сено и мелкие веточки, тихо шелестящие под ногами, а сам храм ярко освещён свечами. Редкое ощущение посещения маленького райского сада.

Не удержался. Правда, дивное убранство?

Из Спасского собора идём вдоль по склону мимо нескольких скитов затворников и часовню. Когда-то там жили монахи, отгородившиеся от всего мира, которым передавались просьбы о молитвах. Сейчас маленькие пещерки облюбовали ласточки, которые лепят гнёзда прямо на уровне глаз. Постоянно летая туда-сюда, они, по-видимому, не согласны с монашескими представлениями о жизни…

"Этот мир не ждёт гостей"

Ещё дальше находится пещерный храм Серафима Саровского. Основанный в начале XX века, он гораздо более «классичен». Всё его убранство – иконы и резьба по камню, также облюбованная ласточками. Атмосфера в этом храме совершенно потрясающая.

Последняя пещера на склоне – пещера Покаяния, где совершались покаяния в особо тяжких грехах.

От пещер мы поднимаемся на саму гору, с которой открывается вид на всю долину. Местные, называя этот район Палестиной, гору называют Голгофой.

Спустившись вниз, мы направляемся к берегу Дона через село. Идти через степь просто прекрасно – абсолютно вся она покрыта ровным ковром душистых цветов. В склонах гор видны небольшие пещерки, но в них мы уже не пошли.

Степное цветение
Цикорий

В селе Костомарово

А уж не турист ли ты часом?

Дети играют в карты

Выйдя из Костомарово, мы попадаем на огромные покосные луга с бесчисленными валками сена, окружённые лесами на склонах горок и по берегам Дона.

Дон

Сельский магазинчик со счётами и весами. продавщица отсыпает Zuko с красителями "очаровательный" и диоксидом титана.

Вернувшись к машине, будим Арсения, который всё это время спал, развалившись в высокой степной траве. Быстро пробегаем с ним через храмы, и выезжаем в Дивногорье.

Ещё один вид напоследок

Приезжаем туда уже в сумерках. На театральный концерт, который там проходил, мы уже не успели. Договариваемся о ночлеге – в одном из дворов организован бесплатный кемпинг с водопроводом и столами с электричеством.

Несмотря на то, что весь день висели тучи, дождя так и не пошло. Пока мы были в монастыре, на час небо растянуло: один облачный фронт сменялся другим. Второй оказался гораздо менее плотный, так что к ночи небо практически растянуло.

Под двумя фронтами

Ночь. На небе висит огромная полная луна. Периодически её затягивают лёгкие облачка, но часто она выходит из-за них, ярко освещая поле.

23 июня. Дивногорье, монастырь, Шатрище, Воронеж, возвращение.

Утро начинается солнцем, которое быстро скрывается за тучами. После длительного сакрального тупления наша группа наконец выдвигается в монастырь. Поскольку ходить с экскурсией не хочется, мы проходим бесплатно. От железной дороги вверх к Большим Дивам (останцам) вдоль склона поднимается железная лестница. Около див, прямо перед пещерной церковью, находится небольшая площадка.

В саму церковь Сицилийской иконы Божьей Матери охранник нас не пускает: можно только с экскурсией. Нет, чтобы просто сделать билеты на посещение церкви.

Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери (XVII век)

Поднимаемся вверх, проходим мимо каменных столбов-див. Раньше их было несколько десятков, однако в конце XIX и в XX веках многие из них были взорваны при постройке и расширении железной дороги.

За церковью нас ждёт древнее Маяцкое городище – тысячелетний земляной вал, оставшийся от древних укреплений, белокаменной крепости. От когда-то живших здесь людей остались остатки поселения, гончарные мастерские на берегу Дона и погребения. Поселение воссоздано рядом. У входа на его огороженную территорию дежурит девочка-кассир-экскурсовод. Посетителей довольно мало, и она проводит практически индивидуальные экскурсии. Жаль, что с церковью так не сделано.

Под крышами хижин, на балках, в домиках находятся гнёзда ласточек с птенцами. Так они сидят тихо, клювы вровень с краем гнёзд, но стоит только на них посветить, как их гнезда высовывается несколько длиннющих шей, заканчивающихся верещащими широко раскрытыми клювами.

На переднем плане - "участок восстановления степи"

Ещё немного погуляв по территории заповедника, спускаемся вниз, к машине.

Большие Дивы и речка Тихая Сосна

с. Дивногорье

Отсюда мы едем к монастырю, указатель на который увидели ещё вчера на дороге. Проехав по просёлочной дороге и устроив фотосессию «кирпич-лицо» на развалинах какой-то хозяйственной постройки, мы выезжаем на автостоянку.

Как ни странно, но в оврагах на плато выживают и растения болот.

Монастырь, расположенный в овраге, отсюда не видно, но по протоптанной туристами дороге несложно до него дойти. Ещё издали из степного ковыля начинают виднеться маковки, венчающие дивы.

Сначала мы проходим на плато, обрывающееся к долине Дона. От креста открывается панорама: вдалеке виднеются Лиски, а прямо перед нами – речка Тихая Сосна и Дон. Вдалеке должны быть многочисленные старицы, но их сквозь туманную дымку разглядеть не удаётся. Весь Дивногорский монастырь отсюда виден как на ладони. Привлекает внимание железнодорожный вагон с маковкой и крестом. Как потом выяснилось, в нём некоторое время даже проводились службы.

В основании креста на краю плато – жизнеутверждающая символика: Адамова голова.

Спускаемся вниз. Сначала мы проходим мимо полуразрушенной колокольни, вырубленной в меловом столпе. Она практически полностью разрушена, так что остались только остовы стен.

Развалины колокольни

Чуть поодаль находится пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи (Малые Дивы), однако сейчас вход в неё закрыт: посещение её тоже только с экскурсиями.

Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Вход в храм

Буйство цветения

Едем дальше. Под видом срезывания маршрута подъезжаем совсем близко к повороту на Шатрище, где уже общим голосованием решаем-таки дойти до системы пещер. Они остались от комплекса пещерных храмов Шатрищенского монастыря. Основанный в середине XVII в., примерно в то же время, что и Дивногорский монастырь, он был упразднён в середине XVIII в. указом Екатерины II. Следует отметить, что первые обители появились тут гораздо раньше, ещё в XII в. Именно в это время, как считается, греческие миссионеры привезли сюда Сицилийскую икону Богоматери, в честь которой и был назван первый сегодняшний храм в Больших Дивах (источник).

Сами пещеры, как считается, значительно более древние. Начали их засыпать, что интересно, ещё в первой половине XIX века, борясь с местными верующими (!) (источник).

Нам повезло сразу увидеть пару местных, которые неопределённо махнули рукой в сторону горы и сказали «там по тропинке». Мы перешли железную дорогу на ту сторону и начали подниматься. На вершине мы увидели крест … и больше ничего.

И снова Дон

Нам уже подумалось, что здесь мы ничего не найдём, когда, осмотрев несколько тропинок, мы не увидели никаких признаков пещер. Однако наконец мы заметили небольшую «нору». Залезть в неё было нельзя, но в ней мы увидели отблеск света от другого входа. Он уже оказался достаточно широким для того, чтобы все могли пролезть.

Поскольку я забыл фонари в машине, проходить систему мне пришлось при подстветке автофокуса у фотоаппарата и свете зажигалки. Тоже забавный опыт.

Местные ...

... и прихожие

Внутри оказалось несколько комнат, также облюбованных ласточками. От центральной части вела пара ходов. Один из них спускался винтовой лестнице к небольшой полузаваленной крестообразной системе тупиков – по-видимому, тут проводились богослужения. Один из них явно завален, но разбирать его мы не стали.

Второй ход оказался гораздо интереснее. Вся его первая половина покрыта толстым слоем копоти и испещрена огромным количеством надписей – мы нашли с 1881 до 2004 годов. Кстати, на редкость необычное чувство, когда надписи воспринимаются не как вандализм, а как некая историческая книга, в которой запечатлено множество разных людей, волею судеб оказавшихся в этой пещере.

1881 год

15 августа 1914 года
10 мая 1938 года
31 декабря 1967 года

Интересна и сама форма ходов – очень высокие, с арочным замыканием сводов.

Пару раз в ходе натыкаемся на тектонические трещины – крупные полости длиной и высотой в несколько метров. В многочисленных изгибах ходов находятся небольшие комнатки, в стенах которых расположены небольшие полочки, в которых, по-видимому, располагались иконы и свечи.

После нескольких изгибов ход понемногу заваливается, и наконец становится совсем непроходимым. Скорее всего, это последствия взрывных работ при прокладке железной дороги в XIX-XX веках, когда многие каменные столбы-дивы были взорваны, чтобы не угрожать поездам. Так вот разбазарили памятник природы, по своей красоте не сильно уступавший, надо думать, знаменитой крымской «долине привидений».

Выйдя из пещер, спускаемся к Дону. От него мы проходим под мостом и возвращаемся к машине. Мост, кстати, весьма интересный. Построен он был ещё в XIX веке, а в советское время значительно расширен при расширении железной дороги.

Меч короля Артура Штырь металлиста Арсения

Первая стадия образования ракушечной банки

Фиолетово-чёрный Арсений

Видны две стадии строительства моста - дореволюционная и советская.

Заходим мы, значит, в магазин, купить что-нибудь к обеду...

Едем обратно. По пути заезжаем в Воронеж на несколько часов в гости. Лишь в самый вечер мы выезжаем назад. Перед самым отправлением выясняется, что у нас перестало работать принудительное охлаждение двигателя. Теперь, в дополнение к неисправным тормозам, мы не можем ехать и слишком медленно: мотор должен обдуваться достаточным потоком воздуха.

Большое спасибо Марине за встречу нас в Воронеже и Арсению!

Бюджет поездки: нас было шестеро, бензина ушло на 5000 рублей (от Москвы). Для сравнения: плацкартный билет на одного человека туда-обратно до ближайшего города по железной дороге стоил бы 3000 рублей.

В подготовке текста активно использовались материалы сайтом http://sobory.ru, http://www.govvrn.ru, http://priroda36.ru, http://pro-speleo.ru/ и некоторый другие.