На Таманском полуострове успели
побывать и античные греки (основавшие поселение Гермонасса), и византийцы, и
многие другие. В более поздние времена Тамань была столицей Тмутараканского княжества,
которое было присоединено к России. Сегодняшняя Тамань – станица на юге России,
находится на одноимённом полуострове.
В настоящее время в Краснодарском
крае работают многочисленные археологические экспедиции, в том числе, и
Восточно-Боспорская археологическая экспедиция ИА РАН. Наша задача сводилась к
описанию костей, найденных в ходе раскопок, в чём я посильно помогал.
16 июля.
Первый день поезда на Анапу проходит
в сонно-лежачем состоянии. Наш вагон – плацкарт, добросовестно сохранённый в
первозданном виде. Деревянное окно открывается только после того, как повиснешь
на нём всем телом. Жарко, так что двигаться не хочется. Всё время едем вдоль
полей. Блёкло-жёлтые, они тянутся с холма на холм, разделённые узкими
тёмно-зелёными полосками деревьев.
Лишь к вечеру жара немного
спадает. На станции Журавки находится самая важная вещь – колонка с холодной
водой. Ночь проходит в жаре и духоте. Какое-то время поезд едет вдоль Дона,
через который к нам протягиваются длинные дрожащие дорожки от огней на другом
берегу.
17 июля.
День начинается в 5 утра –
Ростов-на-Дону встречает нас под молочно-белым небом. Вскоре уезжаем. Поезд,
кажется по виду за окном, делит небо на две части – с одной небо затянуто белой
дымкой, с другой на голубом небе висят облака. Через некоторое время из-за
горизонта и облаков медленно всплывает солнце и начинается жара.
В полдень приезжаем на небольшой
полустанок. Выходим с одной целью – найти колонку и ополоснуться. По дороге к
ней проходим мимо вагончика на сваях. Под него, в прохладу и тень, забилась
куча индюшек. К ним пристают мелкие дети, чем их изрядно раздражают.
Вскоре начинаются поля
подсолнечников. Особенно запоминается картина: синеватые гряды предгорий
Кавказа где-то на горизонте, а всё перед ними – ярко-жёлтое поле
подсолнечников.
Особенно запоминаются два
железнодорожных переезда. Около одного на нескольких железных столбах укреплена
разбитая в металлолом машина – в назидание. У следующего в небо направлен нос
самолёта – судя по всему, его насадили на кол, иначе охарактеризовать метод
крепления просто невозможно. После такого начинаешь немного задумываться, за
что его так.
На подъезде к Анапе начинаются
тучи – появляется робкая надежда, что там нас встретит не совсем жара. Однако
уже перед самым городом облачный фронт заканчивается и снова начинает палить
солнце.
Выходим по жаре. Сначала мы хотим
доехать до автовокзала, но добрый таксист нас отговаривает, и мы идём на шоссе
– сразу на промежуточную остановку. На ней мы полтора часа ждём автобуса,
однако все они едут куда-то не туда. Начинаем ловить машину. Через некоторое
время останавливается мужчина, который нас провозит треть пути (около 25 км) и высаживает на автобусной остановке. Думаем
перед дальнейшими действиями сходить в супермаркет, когда, буквально через пару
минут после нашей высадки, у остановки тормозит автобус на Тамань. На той
остановке он прошёл мимо нас, не остановившись, а тут подобрал. Так уже к шести
часам вечера мы прибываем в станицу Тамань.
Здесь нас почти сразу забирают на
базу Восточно-Боспорской Археологической Экспедиции. Она расположена вблизи
северо-западной оконечности полуострова, в нескольких километрах от станицы, в
акациевой роще. Из жёлтой жухлой травы табунами от ног разлетаются кобылки –
крупные и толстые, в пару-тройку сантиметров каждая. Всё вокруг шуршит.
Вечереет. Ужин и вечерняя лекция
начальника экспедиции Сударева об общих задачах и достижениях ВБАЭ. За всем
этим пропускаем закат, застав только последние зори.
18 июля.
День начинается в 5:45 утра. Сборы.
Палатку, вместо привычных комаров, облепили кобылки, крупные и толстые, длиной
по несколько сантиметров. Ползаем паук – вместе с ножками, где-то три сантиметра.
Завтрак, а потом первый клиент, мужчина за 40 лет. Чистим его кости от земли,
описание, фотографирование. Фотографирование производится на розовом сидении от
унитаза – ничего лучшего в качестве контрастной подставки не нашлось. Рядом из
осколков собирают амфоры.
После обеда идём погулять по
окрестностям. Над полуостровом висит тёмная туча, с запада и востока мутной
пеленой между тучами и идут проливные дожди, а с юга на север протягивается
канал синего неба. Поднимаемся на холм. Земля под ногами рассохлась на
отдельные полигоны неправильной формы. Она заросла степными растениями – все
или почти все, как на подбор, колючие. С него открывается широкая панорама на
окрестности. Спускаемся на другую сторону - к станице Атамань.
Станица Атамань – музей-стилизация
под открытым небом, с деревенькой, конюшнями, полем. На её территорию попала и
Лысая гора, на которой выставлена техника, судя по всему, врёмен, Великой
Отечественной войны.
В Тамани продаются крайне вкусные
молочные продукты местного производства: низ сливочного стаканчика-мороженого,
кажется, вообще без воды, только с жиром.
В лагере – ужин и потрясающий
закат, однако появившиеся сразу после захода солнца комары загоняют в палатку.
19 июля.
День начинается рано. Сразу после
завтрака едем на раскоп. Расчистки ведутся у самой бровки клифа – обрывистого
берега, тянущегося по всему периметру Таманского полуострова. Где-то внизу у
подножия обрывов начинается море. Около берега просматривается дно, покрытое
блёклыми пятнами различных водорослей и пород; однако, по мере удаления, дно
становится видно всё хуже: оно закрывается небесной голубизной, пока наконец
ярко-синее море, посвёркивающее в лучах утреннего солнца, не убегает к
блёкло-синему небу на горизонте. В голубоватой дымке виднеется другой берег Таманского
залива.
В раскопе видим пару следующих
клиентов – один уже готов к транспортировке, второго только начали очищать от
земли. Между двумя участками раскопа лежат кости двух ног – больше от их
обладателей ничего не осталось.
От раскопа проходим к дороге,
аккуратно огибая пару молодых бычков – они проявляют к нам лишь умеренное
внимание. Путём расспросов находим в Тамани дом, в котором продают местное
разливное вино. Нам веранде нам устраивают целую дегустацию – с винами,
наливкой и коньяком. Уходим с бутылью-полторашкой «Коварства и любви».
Дорога до лагеря лежит через
широкие золотые поля. Сухие колосья с тихим шелестом перевеиваются изредка
налетающим ветерком. Где-то вдалеке поля слегка задираются кверху, свёртываясь
в невысокие холмы. На один такой мы поднимаемся, откуда в низине видим наш
лагерь. К нему издали спускается, зажатый краями двух пригорков, широкий
треугольник моря. На небе висят редкие облака.
На лагере нас встречают следующие
клиенты – ребёнок восьми лет и мужчина. После обеда привозят новеньких. Один из
них особо интересен – помимо обычных заболеваний костей на его костях его ног и
рук обнаруживаются пробои костей узким предметом в месте сухожилий – видимо, с
целью обездвижить жертву (которая вскоре после этого умерла). По-видимому, это
был молоток-клевец. Другой интересный случай – это упомянутые выше две ноги.
Как выяснилось, они принадлежат двум разным людям – мужчине и женщине. Почему
они лежат вместе и никаких других фрагментов скелетов не сохранилось – загадка.
После ужина начинается закат. Огромное
огненно-рыжее солнце медленно спускается по безоблачному небу. Небо, вверху
светло-голубое, становится ближе к горизонту розоватым и, затем, жёлто-рыжим. Солнце
постепенно приближается к тонкой полоске другого берега, пока наконец волнистая линия горок не начинает отрезать
кусочки его диска.
Вечером идём на берег моря. Небо
тихо тускнеет. Садимся на берег моря. С собой бутылка вина «Коварство и любовь»
местного производства. Пьётся оно крайне легко, как компот, так что
полуторалитровая бутылка кончается скоропостижно и незаметно (дорогой читатель,
опыт крайне не рекомендуется к повторению!). К этому времени обнажается
небосвод. Небо абсолютно чёрное – такого не встретишь в крупных городах, где
оно нездорового рыже-фиолетового цвета. Сияют звёзды – даже не переливаются,
горят ровным светом. Слегка даже видна белёсая полоса Млечного пути. Внезапно
над головами проносится сияющая бело-рыжая вспышка – появившись из пустоты, она
вскоре догорает и исчезает в ней же.
20 июля.
Пора, наконец, немного рассказать
и об обустройстве нашего лагеря. Сразу у въезда в рощу новоприбывший видит
склад и камералки – большие палатки, обставленные снаряжением и образцами. Тут
же расположена и доска объявлений. Чуть дальше склада находится столовая и
кухня. Весь лесок занят палатками, стоящими почти вплотную друг к другу, так
что многие растяжки выходят на дорожки. Неподалёку от «главной площади»
находятся умывальни, туалеты и души – более чем комфортные для полевых условий.
Рано утром в лагере объявляется
подъём и завтрак. После него на раскопки отправляется первая смена копателей.
Мы, отвечающие за описание скелетов, и коллеги, занимающиеся клейкой амфор,
уходим в камералку разбирать новые коробки. В два часа дня совершается обед,
после которого часть людей едет купаться на море, а часть – работать во вторую
смену на раскопе. Вечером приехавших ждёт ужин, после которого проводится
лекция – про историю региона, по основам антропологии и прочим сопутствующим
практике археолога темам. Свободное время проходит за общением и настольными
играми.
В лагере живут совсем разные люди
– и школьники, и студенты, и люди старшего возраста, которые хотят попробовать
себя в роли археолога. Люди приехали и из ближнего Краснодара, и из дальней
Москвы, и из совсем далёкого Красноярска, и из многих других уголков страны.
Есть даже гости из Украины.
Теперь вернёмся к нашему дню.
Первая половина дня проходит за
описанием скелетов – нам привезли несколько коробок прошлых лет. Во второй
половине дня мы выбираемся на гору Карабетова. Она расположена в несколько
километрах от Тамани и известна грязевыми вулканами. Доходим до Тамани уже
привычной дорогой по полям. Немного попетляв между дворами, выходим на основную
улицу. Вдоль переулков растут вишни и сливы, усыпанные каким-то умопомрачительным
количеством ягод.
Выходим с другой стороны Тамани и
идём по азимуту через степь – благо цель, вершинку горы, видно издалека. По
пути встречаем пару крупных зелёных богомолов. Пересекаем несколько овражков,
некоторые из которых поросли камышом. Наконец выходим на грунтовку и начинаем
подниматься на гору. По пути встречаем
уазик-«буханку» - ребята в ней подтверждают, что мы двигаемся в правильном
направлении.
С вершины горы, широкого плато,
открывается широкий вид на залив Азовского моря, на берегу которого стоит
Тамань, и на другой берег Таманского полуострова. Сквозь дымку просматривается
лиман Цокур.
Пока мы спускаемся с горы,
подходим к восточной оконечности Тамани. Время позднее, надо поскорее
добираться до лагеря. Ловим машину. Наконец останавливается «Нива». Мужчина и
женщина в ней перепихивают вещи с заднего сиденья в багажник. Выясняется, что
они сами не местные, решили посмотреть станицу-музей Атамань, что нам совсем по
пути. Доезжаем до Атамани, и ребята любезно предлагают довезти нас до лагеря.
Во время поездки через степь случайно пропускаем поворот (хотя в итоге, как
выяснилось, мы всё равно были на верном пути). Решаем сначала развернуться.
Закладываем разворот по полю у края акациевого лесочка – и налетаем на
единственный пенёк в этой степи. К счастью, пара оказалась весёлой и к ситуации
отнеслась с юмором. Спустя минут 15 мы успешно снялись с мели и продолжили
ехать – решили для скорости просто подъехать к лагерю так близко, как только
можно. По пути заезжаем на несколько крутых подъёмов – на их обратной стороне,
уже на спуске, видно несколько замечательных белоснежных обнажений – самое
место для посещения перед лекцией по геологии. С дороги открывается
великолепный вид на закат за морем. Наконец, дорога загибается налево – и
выясняется, то она тоже приводит к лагерю.
21 июля.
Сегодня весь день посвящён
костям. Разбираем находки предыдущих лет – их у нас уже много коробок. Из
нового находим только несросшийся шейный позвонок и узелки Шморля.
Вечером начинается церемония посвящения
тех, кто работает в поле первый год. Церемония начинается со сценок
команд-участниц. После этого начинаются различные соревнования, которые
завершаются ночными бегами с факелами.
Мы уходим чуть пораньше – дойти
до замеченного вчера обнажения, чтобы принести кусок породы на лекцию.
22 июля.
Просыпаемся рано утром – снимаем
с тела мёртвого клеща – судя по всему, умер он от укуса. Перед завтраком потому
устраиваем небольшую прогулку по окрестностям – и на дороге видим что-то
увлечённо ковыряющего удода, так что он даже не замечает нашего приближения.
Сегодня, после целого дня с
костями, день на погулять и продышаться. Решили съездить автостопом на самый
северный мыс Таманского полуострова на Азовском море – на мыс Каменный. Сначала
на экспедиционном автобусе доезжаем до Тамани. Там сначала проходим до храма Покрова
Пресвятой Богородицы – храм, основанный в 1793 году казаками. Что интересно,
храм выстроен в строгом неоклассическом стиле, навевая ассоциацию с греческим
храмом.
От церкви выходим на трассу. Первой
тормозит Toyota Tundra, водитель которой, как оказалось, знает не только о
наших работах, но и руководителей процесса. Он нас довозит до основной трассы
на порт Кавказ – до Сенного. Трасса здесь обсажена пирамидальными тополями,
отделяющими её от бахчей. Регулярно стоят ларёчки с дынями.
Следующая машина провозит нас до
следующего разветвления трассы. Там мы ловим следующую машину, которая довозит
нас до искомого съезда на грунтовку. Идём по ней несколько километров, пока
наконец нас не подбирает машина с весьма специфическим типом водителем –
священник в камуфляже. Он довозит нас до Приазовского. В нём находится
реставрируемая церковь, красные кирпичи которой сейчас покрывают побелкой,
почему она выглядит очень своеобразно – как красно-белые шахматы.
Отсюда уже осталась всего пара
километров до мыса. Выходим из посёлка и начинаем петлять по дорогам (что
интересно, по карте Garmin тут отмечена точка «русская Швейцария»). Наконец
подходим к краю клифа. Открывается вид на привольную долину, к краю которой
подбегают длинные белые пенистые волны. Дует довольно сильный ветер, так что
вся вода вблизи берега взбаламучена и имеет коричневатый цвет. Через пару
десятков метров пробегает узкая граница между коричневатой и тёмно-синей чистой
водой. Спускаемся к берегу. Дорога спускается по небольшим оползням к развалу
глыб на берегу моря. Волны подбегают к
берегу, оставляя на нём белые клочья пены – они уже вытянуты длинной пунктирной
линией вдоль самой кромки воды. Они дрожат и вибрируют от налетающих порывов
ветра. Иногда от них отрываются комки и, нелепо переваливаясь, отлетают в
сторону берега.
Возвращаемся на дорогу по кромке
клифа. Идём под палящим солнцем вдоль полей – через десяток километров будет
посёлок Кучугуры, из которого мы планируем уезжать. Один особо примечательный
вид – великолепное моноклинальное залегание пород, выше которого находится
почвенный разрез. Другой – расположенный неподалёку от Кучугур грязевой источник-вулкан.
Сейчас он не активен и в нём купаются многочисленные отдыхающие (хрю-хрю). По
дороге мимо нас проезжают многочисленные машины, едущие к источнику или пляжу. От
Кучугур до Тамани едем уже на пяти машинах. Тут около магазина нас встречают
знакомые с лагеря, которые довозят нас до базы.
23 июля.
Сегодня весь день посвящён
черепам. Изначально планировалось доописать сегодня все останки, найденные в
прошлые годы, однако оказалось много необычных находок. Самая интересная из них
– человек эпохи бронзового века, у которого в нижней челюсти был медный зубной
протез. Другая интересная находка – ребёнок с остатком серьги.
24 июля.
Большая часть дня проводится за
черепами. Самая интересная находка – зуб, вросший в нёбо. Во второй половине
дня идём в Тамань за интернетом. На обратном пути проходим по побережью до
лагеря – здесь делаем несколько фотографий береговых обрывов для лекции по
геологии.
Сегодня начался ветер, что весьма
приятно, особенно, с учётом того, что на завтра обещают +41°C. Людей с раскопа стали часто привозить досрочно – слишком много
пыли и работать тяжело. Остаются только самые энтузиасты.
25 июля.
Доописываем наконец все кости. Теперь
остаётся описывать только новые поступления с раскопок. Ветер дует почти что штормовой – даже акациевая роща не
заглушает до конца его порывы.
26 июля.
Сегодня, поскольку костей нет,
идём гулять. Сначала идём на косу Тузла, что в западной оконечности
полуострова. По дороге мимо нас регулярно проносятся перекати-поле. Замечаем
зайца – он недолго смотрит на нас, после чего скрывается в разнотравье. Прямо
перед косой нас встречают поля суккулентов насыщенного бордового цвета – издали
смотрится весьма необычно.
Сама коса представляет собой узкую
насыпь длиною в несколько километров. С одной стороны от неё тихо плещутся воды
синего Чёрного моря, с другой – яростно ударяются волны мутного Азовского моря.
Ветер дует такой, что иногда даже под его давлением немного отходишь в сторону.
Всех птиц сносит по ветру, кроме лебедей, которые спокойно держатся на воде,
периодически в неё ныряя. Палит солнце, но за ветром его почти не чувствуется. Вдалеке
виден длинный мутный язык вод Азова в Чёрном море.
Доходим до конца косы. Узенький
клиновидный песчаный пляж разделяет волны двух морей. Вдалеке виднеется коса,
тянущаяся от Крымского полуострова.
Что интересно, на карте Генштаба
1988 года Тузлинская коса отделена от берега широким, в пару километров,
проливом. На некоторых картах косы нет вообще – GPS-приёмник показывает тебя
стоящим прямо посреди моря.
Пора возвращаться. В этом нам
помогает автобус на Тамань – он подъехал как раз вовремя. В Тамани на нас сразу
наваливается удушающая жара. Решаем, коль время ещё осталось, сходить в местный
археологический музей, который многие очень хвалили. Честно сказать, нас он не
очень впечатлил – разбиения на периоды нет, крайне мало информационных стендов
(они ограничены несколькими листочками А4), экспонаты подписаны крайне скудно и
неполно, да и то далеко не все.
27 июля.
Сегодня с утра никаких дел нет.
Во второй половине дня только едем на раскоп – там нашли несколько погребений,
часть из которых требует описания на месте.
На раскопе расчищено четыре
скелета. Один из них – античный женский, с большим количеством инвентаря.
Второй – мужчина-мусульманин. Ещё двое – пара в одном погребении, однако пока
сказать что-то определённое об их поле и возрасте сложно.
28 июля.
Весь день проводим на лагере. Во
второй половине дня описываем мусульманина и женщину.
29 июля.
Сегодня с утра поехали на мыс
Железный Рог (самый южный мыс полуострова) через посёлок Волна. Появились
первые облака на небе, дует ветерок – жару стало переносить значительно легче. К
самому морскому берегу спускаются высокие обрывы, у подножия которых развалены
осыпи и обвалы. Ближе к берегу видны несколько оползневых блоков, которые тоже
подмыло с образованием небольшого клифа. Море у горизонта ярко лазурно-синее, а
возле берега постепенно становится абсолютно прозрачным, так что великолепно
просматривается дно.
От мыса
уходим к посёлку Таманский. Нас подбрасывают до Тамани, откуда мы приходим на
лагерь.
Ночь
сегодня первая лунная. До этого месяц, едва показавшись, нырял обратно за
горизонт. Белая луна висит в небе, периодически прячась за крошками небольших
облаков. Они мутные, так что луны за ними практически не видно, видно только
мутное белёсое пятно.
Сначала
ночь идёт как обычно. Сначала из палатки изгоняются несколько пауков-волков,
которые продолжают бегать по её внешней стороны. Остаются только редкие глухие
удары-шлепки кузнечиков. Однако затем приходит новый гость – сколопендра.
Причудливо изгибаясь, она проползает по всей палатке, пока наконец не уходит
восвояси.
30 июля.
Утро
начинается со сборов. Сегодня я уезжаю в Москву, откуда дальше поеду в
Северобайкальск. Первые полдня уходят на разбор вещей, после чего следует
небольшая прогулка вокруг базы. Погода стоит очень приятная – облачная, со слабым
ветром, так что совсем не душно и не жарко.
Пока гуляем вдоль обрывов, мимо
нас проносится перекати-поле с непонятным утолщением на ветке. Догоняем и ловим
– выясняется, что это осиное гнездо. Надо отметить, осы абсолютно не замечают
того, что их несёт по полю, и продолжают возиться с сотами.
К лагерю проходим насквозь через
акациевую рощу. Тут обнаруживается целый сад алычи. Некоторые кусты уже
совсем-совсем зрелые.
После обеда едем до Тамани. На
первой машине (УАЗ-козлик) мы проезжаем полпути, когда у неё внезапно прямо посреди
дороги на полной скорости открывается капот. Водитель, однако, оперативно затормозил,
так что всё обошлось. Пока он разбирался с машиной, нас перехватила следующая,
которая довезла нас прямо до автостанции станицы.
Автобус на Анапу отправляется с
получасовым опозданием. Сначала сажусь в салоне, однако уже спустя пару
остановок пересаживаюсь на первые места, справа от водителя – и сидеть удобнее,
и обзор лучше. Мимо проплывают степи, на горизонте которых синеет море. Немного
позднее море скрывается где-то вдали, степи сменяются виноградниками и полями
подсолнухов.
Приезжаю на вокзал. Первым делом
– проверяю расписание, где ждёт сюрприз. Моего поезда в расписании нет –
указаны иные дни следования. Подхожу к справочному бюро – выясняется, что поезд
всё-таки будет.
После этого ухожу с вокзала и
прохожу немного на юг. Здесь начинается небольшое поле-степь, спускающееся к
заболоченному озерцу. На другой его стороне виднеется сама Анапа. Её домики
выглядят небольшими яркими пятнышками на фоне тёмно-сиреневой полосы предгорий
Кавказа. Сверху предгорья кончаются ломаной линией, выше которой начинается
тучное небо. Вполне возможно, вскоре начнутся дожди.
Сидеть здесь намного приятнее,
чем в зале ожидания вокзала, где обсуждают, какие семечки более настоящие, а
также рассказывают, как греки учили монголов выращивать виноград.
Уже после восьми вечера из-за
густой пелены облаков показывается солнце. Его жёлтый диск, постепенно рыжея,
спускается по небольшому промежутку неба до горизонта. Вскоре исчезают меж
кронами деревьев последние его искры – пора двигаться на вокзал, уже 21 часов.
На вокзале меня сразу
останавливают сотрудники транспортной полиции. Особо не представляясь, они
проверяют меня по базе данных разыскиваемых преступников («не разыскивается»,
однако). Затем ведут на досмотр личного имущества – основная их претензия,
почему у меня два рюкзака (100 и 45 литровые). По пути выясняется, что я еду от
археологов – и тут я, по-моему, в их глазах стал опаснейшим контрабандистом.
Досмотр, надо сказать, был довольно корректен – даже деньги, вынутые из
карманов, они сразу же попросили убрать на место. Позабавили две реакции. (1)
Открывают крышку мобильного телефона, выпадает бумажка. Резкое оживление на
лицах. Смотрят – телефоны, имена. Интерес пропадает (разочарованное «ааа,
телефоны…»). (2) Достаю нож в ножнах (он выглядит в них довольно большим).
Резкое оживление: «а, ну-ка, доставай!». Достаю – там крохотное лезвие в 10 см,
если не меньше. Интерес пропадает окончательно.
Вскоре, после долгой и нудной
демонстрации мною пакетиков чая, они от меня отстали, даже не разобрав
маленького рюкзака (и не найдя, к моему облегчению, геологический молоток –
инструмент, вызывающий, как правило, мало вопросов). После того, как они
узнали, где я учился и сколько сейчас зарабатываю (<5000 1="1" p="p">5000>
Подхожу к поезду. У вагона стоит
уже седой усатый проводник Василий Иванович – и уже довольно пьяный. Вскоре
приходят те же полицейские, проводят с ним профилактическую беседу, после чего
нам выдают дополнительного проводника.
31 июля.
День проходит спокойно. Мимо
проносятся поля и луга. Нередко проезжаем и крупные реки – думаю, Дон пересекли
мы не один раз.
Вечером в соседнем купе-плацкарте
подвыпили военные – но всё обходится мирно.
1 августа.
Просыпаюсь рано. Вижу одно из
своих любимых зрелищ – утренний туман. Сплошной мутной жидкостью заполняет он
все низины и овражки. Из него слабо проглядывают едва выступающие контуры
деревьев. Однако туману ещё не сезон – всё-таки такое надо смотреть ранней
осенью.
Приезд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий