пятница, 31 июля 2015 г.

Голландия 1/2: домик Петра I и ярмарка сыра

14:10 - самолёт приземляется в аэропорту Амстердама, а уже в 14:30 я стою в очереди за железнодорожным билетом. Ещё 4 минуты - и я уже в поезде. Итак, начинается моё путешествие по маленьким городам Голландии. Весь маршрут был проделан за оставшиеся у меня полдня.

Сразу же и успешный первый опыт общения с местными: на вопрос, как доехать до Алкмара, мужчина достал смартфон и полез проверить расписание. 


Зандам (Zaandam)

Посёлок городского типа. Именно тут плотничал Пётр I.

 пожалуй, наиболее примечательная постройка Зандама

От вокзала спускаешься на местный арбат - ряды магазинчиков с обеих сторон от канала. Ничего интересного я как-то не приметил.

По бокам от этой главной улицы находятся куда более аутентичные виды.
В центре - постройка 1832 года с реставрацией 1909.

Памятник Петру I, подаренный Зандаму Николаю II в 1911 г.

Песочница-детская площадка в голландском стиле.
Система шлюзиков в протоке канала.

ещё одна боковая улица

Шлюзы и разводной мост:



Домик Петра I


Нет, это не он. Это лишь каменный сакрофаг XIX века, построенный покруг деревянной постройки.


В музее продаётся такой вот фирменный напиток, типа прям по оригинальным рецептам. На вкус весьма достойно. Только приходить надо со своей открывашкой, а то мне пришлось об пушку откупоривать (пушка не пострадала).

Именно в этой хибаре 1632 года постройки русский царь инкогнито учился строить корабли. Покосилась постройка позднее из-за почв-плывунов. Внешний каркас был построен позднее для поддержания домика.

Пётр I прибыл в Голландию в 1697 году в составе посольства России под видом простого плотника. Однако плотничал он всего неделю, после чего народ прознал, и количество голландцев, желающих посмотреть на заморскую диковинку, достиг такого количества, что царь отступил.

Голландия была выбрана как важнейшая торговая держава (именно тут была создана Ост-Индская компания). Однако, как дословно гласит информационный плакат в музее "голландские судостроители часто работали, полагаясь на интуицию, в Англии же суда строили по чертежам, поэтому именно туда и отправился Пётр изучать корабельное дело".
Музей отмечает, что за 8 дней постоя Пётр I так и не заплатил.

Внутреннее убранство примечательно разве что непримечательностью.

Вид на домик сбоку

Стены его стали объектом росписи весьма давно. 1825, 1830 год...
Самая ранняя, что я нашёл, 1770 года. И множество разных языков. 
Даже Наполеон приезжал в Голландию попортить стену...

Печные изразцы

Портрет Петра I в костюме жениха североголландской деревни (без комментариев)
Две золотые пуговицы на шее - это такой занимательный морской обычай: если моряк утонет, и тело найдут, то на пуговицы смогут похоронить по-христиански.

К слову, Зандам - не единственное место в Голландии, связанное с русскими монархами. Чуть севернее находится посёлок Anna Paulowna.

Зандайк (Zaandijk)


Городок расположен в двух станциях от Зандама, так что доехать можно на минут за 10. Знаменит он большим кварталом традиционных голландских построек с мельницами и каналами, называемым Zaanse Schans.
Мельниц тут можно насчитать штук 5. Собственно, мельница в Голландии - это не только ценный мех молотое зерно, но и индустриализация всей страны. В частности, одно из важнейших применений мельниц можно посмотреть вот здесь.





Местные дома - не новодел

По-видимому, для полноты реконструкции диких нравов былых времён, показаны последствия пьяного дебоша.

Кстати, внутри мельницы.

Вся земля разделена на квадраты каналами, через которые перекинуты многочисленные мосты.

часы в одном из домиков

Суровый голландский кошак. Это они тут умеют
Из Зандайка я еду в Алькмар. По пути приходится час проторчать на пересадочной станции - Uitgeest. Это дыра от слова "пустошь", не снабжённая даже магазинами в радиусе доступа. 
Кстати, на заметку: в Голландии, как и в целом в Европе, с разных секторов платформ (обозначаемых буквами), могут спокойно отправляться поезда в разных направлениях. Но вот что в Голландии вообще не очевидно - это то, что другой сектор может находиться где-то там, за складом. Имейте в виду, если не хотите пропустить свой поезд.
Пока ждал, разговорился с каким-то местным. Тоже очень позитивное общение: он даже спросил, не нужно ли мне место, где переночевать. Кстати, местные с большой вероятностью понимают не только английский, но и немецкий.


Единственная достопримечательность Uitgeest - это ферма с такими вот дерзкими пацанчиками.



Наконец, мой поезд, и я еду в Алькмар
Рис. N. Сотрудник нидерландских железных дорог крутит самокрутку.

Алкмар (Alkmaar)


Алкмар знаменит своей сырной ярмаркой. Правда, о ней никто не слышал.

Ярмарка проходит летом каждую пятницу с 10 до 12:30 утра, поэтому я на неё безнадёжно опоздал. На неё должны доставлять на таких вот подносах тонны сыра. Фотографии же самого процесса можно легко найти в интернете, например тут.


Посмотрев на всё это, я отправился в центре города. Непосредственно там, где я ожидал центр города, я увидел вот это:



Но я не растерялся, и прошёл ещё 50 метров.

 Какой-то дом. Я так и не нашёл его назначения

Окна городского собора


Историческая застройка. Дом за фонарём 1672 года постройки.



1607 год

Главная площадь города. Здание называется De Waag, что означает весы. Аналогично называется площадь. Во времена не столь отдалённые местные увлечённые религией товарищи повышали духовность среднестатистического обывателя посредством сжигания ведьм. Ну или не сжигания - опции были.
Вопреки стараниям, повысилась нравственность, и в достаточной мере, чтобы осознать, что и ведьма жить имеет право, и на площади стали продавать сыр.

Вообще, Нидерланды испытали на себе все "прелести" разборок на религиозной почве. В какой-то момент тут победила Реформация, причём дело пошло с погромом католических храмов за грехи иконопоклонничества и прочего. Католицизм был полностью запрещён, поэтому церкви были подпольные.
Спустя некоторое время, впрочем, концепции свободы совести одержали победу над экстремальными формами толкования христианства, и католичество вышло из тени.
В церквях же понемногу открывались пивные и прочие общественно-присутственные места - не такого размера страна, чтобы место пропадало.

В одну из пивных я зашёл, и у меня немедленно поинтересовались, есть ли мне, где ночевать. Когда я сказал, что у меня хостел в Гааге, куда нужно доехать, на меня посмотрели "ну ты, мальчик, даёшь, на ночь глядя на другой конец страны ехать". Даже посмеялись. Другой конец страны - 85 км, да.

Да, кстати, в Голландии очень много разводных мостов. Следует учитывать, что вокзал может оказаться на другой стороне...

Общественный транспорт столетия назад. 


Более поздняя застройка. Вообще, Голландия мне до крайности напомнила Лондон.

Алкмар я категорически и крайне рекомендую для посещения. Очаровательный городок, совершенно не тронутый новостройками и сутолокой большого города.

Пересадка в Гарлеме (Haarlem)


В Гаагу я еду через Гарлем. Первое, что я вижу на вокзале - это БИБЛИОТЕКА. Настоящая, с книгами!!


Вокзал внутри ...
... и снаружи

Во время осады Гарлема испанцами в 1572-1573 гг., капитан Wigbolt Ripperda (1535-1573) был главнокомандующим войсками, в то время как Kenau Simonsdochter Hasselaer (1526-1588), кораблестроитель и торговка лесоматериалами, руководила женскими бригадами обороны. Есть женщины в голландских селеньях...

Комментариев нет:

Отправить комментарий