вторник, 18 декабря 2012 г.

Ключ для Пскова



Дети, надевайте тёплые сапоги! 
Конец недели. Время положить конец развлечениям – участию в конференциях, отборам проб на изотопию, сменам на микрозонде, расчётам, и начать дело. Итак, маршрут: Торжок – Василёво – Торжок – Тверь – Псков – Печоры – Старый Изборск – Псков. С вечера 15 декабря по утро 17 декабря.
Повторюсь с причиной поездки: в детстве мне попался в руки сувенир - бронзовый ключ с буквами Псков. Как ни странно, безделушка надолго запала мне в память. Доехать до Пскова хотелось очень давно, но сейчас, как в анекдоте, "штурман сказал, хватит разврата" - я решил исполнить старую мечту...
Для начала - три лучших фотографии.

Всю землю покрыл белый снег. Белый ли? 
Сверкая в утренних лучах, он становится синим в тени, а на солнце жёлтым.
Идёшь по такому по колено, а через сапог переваливается его сыпучий лёгкий порошок.
Тверское колесо обозрения и месяц.


Псково-Печерский монастырь.


Часть I. Огни ночного Торжка.
Торжок входил когда-то в Новгородскую Республику, потом передавался между Ингерманландской, Тверской и Новгородской губерниями, пока наконец не вошёл в состав Тверской области.
Поезд в Торжок уходит в пятницу вечером. Наш сидячий вагон с жизнерадостным названием «Юность» начинает свой путь. Сначала мы идём с двадцатиминутным опозданием, однако в Торжок приезжаем вовремя. Уже совсем темно, светят фонари. У вокзала отмахиваемся от таксистов – их тут очень много. Тротуаров не наблюдается, потому идём, периодически поскальзываясь, по обочине проезжей части. 

Выходим к Красной горе, от которой спускаемся на набережную реки Тверцы. В ночных огнях старые дома выглядят как-то сказочно. Мимо проходят молодые люди, увлечённо обсуждающие проблемы авторского и патентного права. Недалеко местные джигиты тренируются в управляемом заносе.
На набережной мы находим и гостиницу, в которой планировали ночевать – «Тверцу». В ней нас селят в весьма приличный номер – с санузлом и мини-гостиной. Скидываем вещи и идём гулять по ночному Торжку. В этот раз я даже решился взять с собой штатив, что открывает неплохие возможности для ночной фотографии.
 Река Тверца уже подо льдом. Интересно, что её края покрыты гладким льдом, а центр, по которому несло льдины перед окончательным ледоставом, рифлёный и крайне неровный.

Весьма приятно выглядит набережная, сохранившаяся в практически неизменном состоянии с XVIII века. Она вся свежевыкрашена, но стоит только отойти от видимого с моста благолепия, как начинаются полуразрушенные дома – без окон и с частично обвалившимися стенами. С близлежащих холмов видно, что разрухи тут весьма много. От набережной по весьма приятной лестнице (на ней горят почти все фонари) можно подняться на улицу Степана Разина. От этой лестницы уходит в сторону развалин небольшая стёжка, быстро скрывающаяся под ночной темнотой – и почему-то нет никакого желания ею проследовать.

На улице Разина находится один из немногих сохранившихся путевых дворцов для размещения царской семьи в пути из Петербурга в Москву. Однако и его сохранность оставляет желать много лучшего…

Ворота дворца.

Мы доходим до магазина, однако он уже закрыт, и мы возвращаемся в номер довольствоваться запасами.
Погода превосходная. Однако при -20 как-то грустно сворачивать металлический штатив...

Часть II. Василёво. Путь через Тартар.
Просыпаемся в 7:30 утра. В планах – прогуляться пешком до Василёво, музея под открытым небом деревянного зодчества Тверской области. Спутниковые снимки сообщали, что тут есть дороги, которые, однако, оказались совсем под снегом.
Ещё совсем темно, и мы идём по автомобильной дороге, периодически соскальзывая с обочины на проезжую часть – сложно удержаться на слое искривлённого льда. Проходим до продуктового, в котором находим себе завтрак. Среди прочего отдельным комплиментом отмечу сметану, на редкость вкусную.

Стоит только отойти от свежевыкрашенных набережных Торжка...


Сворачиваем на боковую дорогу и выходим к мосту через Тверцу. Поднимаемся вверх на холм, где располагается небольшое кладбище и церковь. Как раз в это время занимается утренняя заря.

Спускаемся дворами вниз и идём через лес по дороге. Пару раз спускаемся и вновь поднимаемся на речную террасу, пока идёт дорога. Из деревни она выходит в поле. Дует утренний ветер, который перевеивает снег по редким колоскам и травкам.

Вскоре дорога заворачивает к реке, и мы выходим к купальне. Надо отметить, что, несмотря на жидкую воду в ней, купаться мы не решились.

Несмотря на надпись "Финиш", это было только начало...


Здесь дорога сменяется лыжнёй. Мы, в надежде на то, что она идёт из Василёво, продолжаем наш путь по ней. Она уводит нас в лес, постепенно становясь всё уже и уже. Наконец, в еловом лесу она становится довольно узкой, так что проваливаешься в ней по колено. Увидя в проглядывающие сквозь просеку дома, мы решились идти к ним. Однако дорога у домов оказывается тоже весьма условной – в неё идёшь по щиколотку в снегу, если умудряешься лавировать на узкой полоске более прочного снега. После каждого шага – либо слова «тут мелко!», либо «ой!» (ну вы поняли, в общем). 

Доходим до небольшого овражка, на другой стороне которого тоже виднеется лыжня. Идти обратно сейчас столько же, сколько и до Василёво, потому решаем продолжать путь. По пояс в снегу переходим овражек. К счастью, ледяная корка, покрывающая его дно, нас выдерживает – она проглядывает лишь кое-где из-под снега, так что миновать её нет никакой возможности. Поднимаемся на другую сторону. В это время из-за горизонта начинает показываться солнце. Его узкая кромка быстро разрастается в полный рыжеватый диск. 

Проходим через лесок. Здесь на поверхности земли располагается небольшое болотце, переходящее в ручёек. Самое интересное, что оно не мёрзлое – видимо, из-под земли бьёт ключ. На всех травинках над поверхностью воды растут умилительные иголочки инея. Вдоволь навазюкавшись в коричнево-красной грязи, мы продолжаем путь.

Проходим дальше к еловому лесу, утопая по колено в снегах. Очень красиво смотрятся снежные шапки на ветвях высоченных елей и редких сосен. Сквозь деревья проглядывает широкая полоса Тверцы, красиво розовеющая в лучах раннего солнца. От берега реки вновь поднимаемся на террасу. Здесь уже количество лыжников увеличивается до двух-трёх. У самой кромки террасы выходим на довольно наезженную лыжню. По ней выходим на поле, откуда остаётся совсем немного до Василёво. 
 Река Тверца и возле неё.
Из поля тропа внезапно сворачивает через покосившиеся столбы в лес. Пройдя через его узкую полосу, мы внезапно выходим на полянку с деревянной церковью. Сразу обращает на себя внимание довольно необычная сейчас терраса, идущая на высоте метров трёх от земли вокруг здания. 

Церковь Вознесения (1732 г.)


Здесь лыжня магическим образом прекращается – видимо, здесь водятся особые лыжники, материализующиеся в отдельных кусочках леса, и раскатывающие лыжню для заманивания таких наивных путников, как мы, в глубокие снега. (демонический хохот). Пора вводить нового персонажа – лыжник-телепорт.
По пояс в снегу идём дальше. Проходим к фрагменту улочки. Она начинается с небольшой церквушки, немного похожей на предыдущую. В ней заколочены окна, а через зарешёченную дверь виден стоящий в углу открытый пустой гроб. Преисполненные оптимизма, с учётом начинающей формироваться байке о лыжнике, мы продолжаем пробиваться дальше к выходу из Василёво – мы уже поняли, что попали в этот замечательный музей.

Пожарная часть

 Дом-трактир конца XIX в.



По колено в снегах мы проходим мимо деревянной пожарной каланчи с депо и трактира. Подходим к огромному каменному мосту. Переходим по нему на другую сторону, где уже видны ворота на выход из Василёво. Подходим к ним – внезапно придя в этот музей, мы уже просто мечтаем из него выйти. Поскольку ворота закрыты, нам приходится искать ближайшую дырку в заборе. Пробравшись к ней по пояс в снегу, мы оказываемся на свободе. Ещё сто метров в снегах – и мы оказываемся на накатанной дороге. По ней мы выходим к автотрассе. Поскольку автобусной остановки не видно, и автобус проехал мимо, начинаем голосовать – всё-таки, после такого променада хочется поскорее оказаться в тепле.
 
Часть III. Возвращение в Торжок.
Останавливается машина, которая нас соглашается за 100 рублей довезти до центра Торжка, выдав визитку (если вам когда-нибудь попадётся тут такси с телефонами 97-000 и 99-000 – не пользуйтесь им!). По факту они нас высадили в 5 км от центра, и от диалога отказались, сославшись на то, что они не такси (!). Весьма испортив нам настроение, они уехали. Сотрудников правоохранительных органов за полчаса хождений по городу не обнаружилось, так что мы уже дошли до центра, где ещё вчера заприметили ресторан.
Ресторан оказывается закрытым, и в гостинице нам поясняют, что он уже пару лет не работает, а буквы висят, видимо, в расчёте на подобных лохов путешественников. Нам порекомендовали идти к гостинице на другом берегу реки.
Перейдя через Тверцу, мы проходим по улице Торговые ряды. Это действительно старые торговые ряды, которые до сих пор выполняют свои функции.
Проходим к ресторану «Оникс». Видимо, из-за полного отсутствия конкуренции, цены здесь не уступают московским при весьма скромной сервировке и размерах порций. Однако горячего уже надо позарез, и мы остаёмся здесь.

Обратите внимание на адрес на вагончике.

После обеда проходим дальше вдоль реки. Поднимаемся по дороге в Борисоглебовский монастырь, где нас встречает весьма примечательная церковь Спаса Нерукотворного (1804 г.) и расположенная рядом интересная свечная башня от которого проходим к памятнику деревянного зодчества – Старовознесенской церкви 1717 года перестройки. Интересно её многоярусное строение, так что она похожа на пагоду.

Церковь Спаса Нерукотворного (1804 г.)


Борисоглебовский монастырь...


...и его стены.
Свечная башня (1809 г.)
Старовознеченская церковь-пагода (1717 г.).

С высокого берега Тверцы открывается превосходный вид на окрестности:

Путевой дворец при свете дня
Лёд на середине Тверцы
Набережная Тверцы
Спасо-Преображенский собор

От церкви проходим к автовокзалу, где садимся на маршрутку до Твери. В пути весьма сильно трясёт на колдобинах и ледяных наплывах, однако мы всё равно ненадолго засыпаем.
А ещё в Торжке один из немногих в России заводов по производству противопожарного оборудования.


Часть IV. Тверь. Город-каток.
Приезжаем уже затемно. Проходим к центру. По пути по одной из основных улиц я падаю раз пять на великолепно отполированном льду тротуаров. 

Храм Вознесения Господня

 Выходим к мосту через Волгу. Река катит свои тёмные воды, а вдоль неё дует столь скаженный ветер, так что нос пытается скукожиться внутрь черепа.

Волга

Проходим через небольшой скверик. На другой стороне над Волгой уже лениво поднялся лежащий на спине тёмно-жёлтый месяц. Подходим к памятнику Афанасию Никитина - своего рода, духовному наставнику туристов.
 Церковь Вознесения Христова

Афанасий Никитин смотри на Волгу


Проходим обратно. По мосту проходим, стиснув зубы – ветер только усилился.
Прогулявшись по центру, находим наконец ларёк с пирожками. Надо отметить, это очень большая проблема в Твери – в центре крайне мало как продуктовых магазинов, так и общепита. Судя по обилию вывесок, местным жителям еду заменяют салоны красоты и цветочные лавки.
К вокзалу доезжаем на маршрутке – катиться по тротуарам больше не хочется.

Часть V. Путь в землю Псковскую.
Садимся в поезд. Надо отметить, что здесь даже есть биотуалеты, так что не надо выжидать время около туалета. Также крайне приятно, что в вагоне не просто печка, а кондиционер, так что температура в поезде комфортна. Всё-таки даже наши поезда понемногу меняются.
Вообще, интересно, если подумать, сама концепция вагона, в котором отходы жизнедеятельности сваливаются прямо на дорогу. Вот какого уровня культуры и отношения к окружающей среде можно ожидать от людей, которые с детства привыкают выбрасывать весь сор себе же под ноги?
Приезжаем в полвосьмого в Псков. От вокзала проходим к пригородному автовокзалу по небольшой аллее. Следующий автобус к Изборску следует в восемь утра. 

Часть VI. Внезапно, Печора.
Сегодня всего -8°C, что значительно теплее вчерашних -17°C, но кажется едва ли не холоднее.
По пути я внезапно обращаю внимание на конечный пункт автобуса – Печоры. Ранее я уже читал о расположении там монастыря, однако не думал, что удастся в этой поездке доехать и туда. В пути доплачиваем кондуктору за дорогу, и едем к конечной. Надо отметить, эти полчаса пути нам на руку – к моменту приезда как раз начнёт светать, так что не придётся морозиться на улице.
По пути проезжаем мимо ДТП – в нём пострадало несколько машин. Посреди дороги виднеется бампер и отдельно валяющийся номер; сама машина, по-видимому, где-то в кювете.
Приезжаем в Печоры. До границы с Эстонией отсюда всего пара километров. После вчерашних снегов у второго участника поездки болит нога, так что перемещаемся довольно медленно.

Водонапорная башня (начало ХХ века) и первая городская электростанция

Мимо многочисленных туристических лавок проходим по узкой галерейке к церквям и монастырю. Пока ещё не стало достаточно светло, отогреваемся в церквях. Обращает на себя внимание обилие машин с номерами евросоюза.
Вскоре уже заходим в монастырь, сразу после роты солдат.
Очень интересно расположение монастыря. Стены тянутся по нескольким холмам, а центральная часть монастыря оказывается в низине, в которой располагается святой колодец, которому уже не один век.
Псково-Печерский монастырь
По еловым аллеям проходим по территории монастыря. Обращает на себя внимание очень красивая архитектура церквей. Одна из главных достопримечательностей – этот система пещер, в которых жили святые. В Покровской церкви (1759 г.) над ними обращают на себя внимание многочисленные иконы, написанные прямо на стенах.

От монастыря проходим к маршрутке, которая уже через несколько минут везёт нас в Старый Изборск.
Снег для вертепа, гласит табличка.
 
Часть VII. Старый Изборск. Крепость и ключи.
Старый Изборск знаменит своей капитальной крепостью, которая выдержала 8 атак крестоносцев, но так и не была взята. Как и Торжок, город когда-то входил в Ингерманландскую губернию с центром в Шлиссельбурге, потом, в связи с её переименованием, вошёл в Санкт-Петербургскую губернию, а в советские времена какое-то время принадлежал Эстонии, пока, после Второй мировой, не перешёл в Псковскую область.

От автостанции идём к крепости. По пути заходим в ресторацию при гостинице. Однако цены нам решительно не понравились, и мы отправляемся дальше. В продуктовом магазине ничего для перекуса не обнаружилось, потому заходим в следующий ресторан – нас не смутил комплекс могил прямо перед ним в сочетании с вывеской «самая вкусная еда».
 Самое вкусное место Изборска возле жальничного могильника "Скудельня"
В этом ресторане и цены вполне удобоваримые, а уж количество и качество еды производят ну очень приятное впечатление.
Пока там сидим, тем более что антураж деревенской избы довольно приятен, нога у второго участника размораживается, почему начинаются довольно сильные боли. Однако спустя некоторое время мы продолжаем путь.

Проходим через замок. Он оказался, несмотря на многочисленные рекламации, полуразрушенным. Идёт интенсивная реконструкция – весь он окружён завалами строительных материалов, ходят рабочие, что нельзя не одобрить. Один из самых приятных моментов – это открытая для посещения смотровая башня, с которой открывается великолепная панорама. Места действительно очень красивые – несколько уровней террас с лесами и домами последовательно сменяют друг друга.
Башня Луковка. Ей около 700 лет...
Поднимаемся вверх, и свет ламп сменяется дневным...
Панорама с башни (полный просмотр - на яндекс-фотках)
Храм в крепости
Деревянные колёса с металлическими набойками
После замка пытаюсь добежать до Словенских ключей, однако, пробежав стометровку по пояс в снегу, я отказываюсь от этой затеи. Меня несколько утешает то, что я вышел к Никольскому ключу с купальней.
Кружения вокруг крепости...
Обращают на себя внимание многочисленные алогрудые снегири.
Купальня
 Снегирь
Проходим к автостанции. Пока ждём автобус, сидим в тёплом приятном зале ожидания.

Часть VIII. Псков.
На самом въезде в Псков – очередное ДТП: машина красиво вылетела на отвал снега у дороги.
Выходим из автобуса и идём на юг по улицам хрущёвок.
Замок пенсионного фонда...
С иголочки отсроенный храм...
И дома для людей...

Выходим к Спасо-Мирожскому монастырю. Перед ним в редких полыньях плавает огромное количество уток. Завидев нас, они скучиваются к ближнему берегу. Потому, пока они начали считать нас за еду, мы поспешно проходим мимо.
Спасо-Мирожский монастырь.
 Утиная биомасса. На всё и на всех смотрит, как на свою добычу
Занесённая снегами колонка
Переходим по мосту через реку Великую. Вдали виднеется Кремль.
Две нижние фото - Псковский Кром.

Идём вдоль набережной. Идём медленно – нога у второго участника не позволяет быстро перемещаться. Путь наш проходит мимо многочисленных церквей и некоторых исторических зданий.
 Некоторые из них, уже в сумеречной синеве, выглядят очень приятно...
Но много и таких...
Посередине пути заходим в церковь Успения с Полотнища (после 1811 г.). Там на нас налетают религиозные бабушки, под напором которых отогревание проходит с особой скоростью. 
1907 год постройки
Полуразрушенный завод - в самом центре города
Некоторым зданиям повезло
 Очень философская схема...
Уже затемно выходим к кремлю. 
Колокольня Церкви Михаила и Гавриила Архангелов с Городца
Территория Довмонтова города
Сначала мы попадаем в Довмонтов город (IX-XIII вв.), из которого нас потоком ветра вдувает через узкий длинный коридор между стенами Кремля (конец XI – начало XII вв.) в его центральную часть. Храм в его центре красиво подсвечивается мощными прожекторами. Пропахав очередную снежную целину, я нахожу ракурс, с которого строение влезает целиком. 
Внутри Псковского Крома
Уважение вызывают высокие стены и островерхие башни.
Немного постояв в храме, мы обходим вокруг него и выходим из Кремля.
До поезда остаётся ещё несколько часов, так что мы садимся в кафе «Ярославна». Само кафе, кстати, оказывается весьма приятным по ценам. Качество еды и её количество также крайне удовлетворяет.
В принудительном порядке снимаю сапог с больной ноги второго участника. Мои подозрения подтвердились – обморожение третьей степени с посерением тканей. Отогреваем ногу – сейчас уже лучше спокойно вернуться домой, чем пытаться искать помощь здесь.
На вокзал доезжаем на автобусе.
 До 1917 г. в этом здании была почта
Здание универститета
Часовня перед вокзалом
Часть IX. Возвращение.
Спустя час мы уже сидим в поезде. Выдают бельё – сначала рваный комплект, потом с чьими-то волосами. Подхожу к туалету. После нескольких минут ожидания оттуда выходит проводница и закрывает на ключ – ещё санзона. Я не стал комментировать, хотя очень хотелось…
Уже в одиннадцать часов вечера ложимся спать.
Утро. Просыпаемся в 9 часов. Мы как раз подъехали к границе области. На горизонте розовеет заря, красиво сочетающаяся с уходящими вдаль белоснежным полям или тонкими скелетами стволов деревьев.
Стремительно пролетают мимо нас деревья
Периодически проезжаем деревни. Над некоторыми домами висят белые столбы дома. Поднявшись вверх на несколько метров, дым растворяется в морозном воздухе.
Уже на самом подъезде наблюдаем превосходное гало.
По приезде довожу соучастника до поликлиники. Противостолбнячная сыворотка, мази (лиотон, гепариновая мазь, трентал) и анализы. 
А вот к дому я решил пойти немного необычным путём, и в трещине бетона увидел такую вот жеоду:
Пальчиковая батарейка для масштаба (AA)

 Такая вот зимняя сказка...
Всем спасибо за внимание!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий