Впервые ассоциация «жизнь – это многомерный
пасьянс» пришла мне зимой первого курса, когда я учил химию и раскладывал
пасьянс «паук». Теперь, анализируя некоторые события своей жизни в
ретроспективе (как бы пафосно это ни звучало), я поражаюсь, насколько тщательно
и эффективно я собирал (и продолжаю собирать), сам того не осознавая, задания-квесты. И какой
взаимосогласованный пасьянс получается из усердно творимого мною бреда. Об
одном из этих пасьянсов я и хочу рассказать.
Это не коллаж, но собор в Лозанне.
Бродский стал для меня выделенным
из некого общекультурного детского фона в пятом классе.
Учительница, преподававшая нам,
была замечательным человеком, не считая болезненно-яркого сияния огня
нравственности в глазах. Апофеозом было задание «сравнить рассказы Шукшина
«Волки», Лондона «Любовь к жизни» и Шекли «Земля, воздух, огонь и вода», непременно
употребив слово «нравственность»». За него я получил двойку, плавно переходящую
в тройку, как, впрочем, и за почти все остальные сочинения.
На её же уроке произошло и первое
знакомство с Бродским. Совершенно не помню темы урока и прочих мелочей, но это
было сразу после того сочинения. Помню, что разбирали два стихотворения: А.
Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой» и И. Бродского «Волхвы пришли. Младенец
крепко спал». Я сидел и думал примерно «как же дивно подходят друг к другу два
стихотворения! Только заканчивается одно, и начинается другое». В этот момент
одноклассник поднял руку и озвучил эту мысль, за что немедленно получил «пятёрку».
Я же остался сидеть с первым
запомненным навсегда (1) чувством глобальной мировой несправедливости, (2)
пониманием того, что люди тупее, чем я думаю, и считают крайним достижением
умение видеть очевидное (именно в таких формулировках) и (3) полнейшей
неспособностью писать сочинения и отвращением к школьному предмету литературе (а зачем, если преподаватель против тебя?).
Потом память о любых сочинений помечена
как «остров боли» и закрыта чёрной пеленой. Написательская импотенция
установилась на 5 лет (благо в 9-ом классе можно было написать изложение), и навык
этот был принудительно восстановлен к поступлению в МГУ. После чего импотенция
успешно восстановилась вплоть до конца 2011 года.
Собственно, строчка «Волхвы
пришли, младенец крепко спал» стала одной из двух строчек классической русской поэзии,
которые я помнил к моменту поступления в МГУ (вторая была «Зима. Крестьянин,
торжествуя, на дровнях обновляет путь», и я сейчас не пошутил). Это знание не помешало мне окончить с
золотой медалью школу и получить отличную оценку за вступительное сочинение. Ну
а что делать, если остальная крохотная память была занята выученной назубок дискографией
Nautilus Pompilius, которая давала гораздо больше для моего мироощущения? Ну и мне уже тогда «не хватало мотивации» учить что-то из-под палки.
Второй раз я сознательно обратился
к Бродскому недавно (я не говорю, что его не читал, я имею в виду, что это не застревало в моём сознании). С недавнего времени я стал посещать т.н. литературные
вечера в Цюрихе, организуемые несколькими людьми русской диаспоры в подвале
рядом с домом, где когда-то жил Ленин (без комментариев). Позавчерашний вечер был посвящён как
раз таки Бродскому, и было предложено выбрать стихотворение для чтения.
Выбор цикла стихотворения был очевиден – конечно же, рождественский! Сначала я думал прочитать то самое
последнее стихотворение, но потом понял, что в этом не будет шага вперёд. Который всегда
должен быть.
Я перечитал этот цикл. Я прошёл
мимо нескольких «описательных» стихов (1963, 1964, 1987, 1988). Это милые
миниатюры, но они (во всяком случае, мне-здесь-и-сейчас) не дают чего-то
нового. Поздние стихотворения (1989, 1992), хоть и несколько напоминают эти
миниатюры, уже гораздо подвижнее.
Я остановился у «Рождественского
романса» 1961 года, у стихотворения, весьма сильного по всем своим образам, стихотворения,
которое, как текучая подвижная река, захватывает и уносит тебя вплоть до самого своего конца. Но
прошёл мимо к 1971-му году («В Рождество все немного волхвы»).
В нём нет вопроса и ответа, вымысел ли чудо
Рождества или правда, сказка или быль. Стих говорит очень простую, но важную
вещь: чуда не будет, пока не будут те, кому оно нужно. Если чуда нет, его
надо сделать. Тогда всё будет. Нельзя достать звезду с неба, пока её туда кто-нибудь
не повесит. Только пока на небе будут появляться звёзды, их можно будет
находить.
Будет мешать и "хаос лиц", и пьющий Ирод, у каждого свой, но есть шанс на свою звезду. И, видимо, чем выше место этого чуда, этой звезды, тем больший Ирод будет перед нами стоять. В этом и есть механизм чуда по Бродскому.
Будет мешать и "хаос лиц", и пьющий Ирод, у каждого свой, но есть шанс на свою звезду. И, видимо, чем выше место этого чуда, этой звезды, тем больший Ирод будет перед нами стоять. В этом и есть механизм чуда по Бродскому.
Продолжают эту идею-мечту 1991 («Ясли»)
и 1993 годы: для чуда не нужно злата, для чуда нужны вера и желание.
Не знаю почему, но у меня есть
ощущение, что некая линия жизни моего пасьянса успешно сложилась.
PS: весьма рекомендую к просмотру очаровательный м/ф "Рыбка" (Союзмультфильм, 2006). Мне кажется, он как-то тут уместен.
PS: весьма рекомендую к просмотру очаровательный м/ф "Рыбка" (Союзмультфильм, 2006). Мне кажется, он как-то тут уместен.
ну, наконец-то! аминь, пасьянс таки сложился! хотя сложнее и дольше чем некоторым хотелось
ОтветитьУдалить