Внимание! 18+ Пост содержит, о ужас, фото
бутылок алкоголя!! С положительной
характеристикой содержимого!!
Первый вылет – из Цюриха в Лондон (читать предисловие). Регистрация на рейс. Молодой человек что-то читает-читает, потом на его лице появляется замешательство на границе с шоком: «тут написано, что для посещения Японии Вам нужна виза. Это правда?!». Говорю, что в паспорте всё есть. Находит и светлеет лицом.
St Mary's Church, Acton, известна с 12-го века.
Архитектура, по словам англичан, является типичной для англиканских церквей. Ну а что, милый такой готический форт...
Вылет. Час – и вот в иллюминаторе уже показался Ла-манш. Мы летим над самой узкой его частью, так что в какой-то момент видно и континент, и остров. И вот уже самолёт над Англией. Удивительно, насколько Англия даже с воздуха отличается от континентальных стран! Во-первых, если на континенте поля строго прямоугольные, то в Англии поля округлой формы, немного напоминая мостовую, разделённые лесопосадками.
европейские поля
английские поля
Во-вторых, застройка. В Англии дома вытянуты парными линиями с обеих сторон дороги, подчёркивая её линию — получаются такие очень длинные змейки.
Перед самой посадкой летим по шикарной дуге с видом на весь центр Лондона. Даже можно не выходить: самое главное уже видел.
Садимся. Иду на паспортный контроль. Тут весьма длинная очередь. Наконец, дело доходит до меня.
Лирическое отступление, почему я не хотел получать визу в Лондон, даже транзитную. Официальные причины три – экономность, жадность и скупость (экономия чистых страничек в паспорте, жадность до личного времени и скупость: не платить же 52 евро (минимум) за 19 часов в стране!). Реальная — моя интуиция была категорически против похода в посольство, и я не смог с ней совладать. Я надеялся воспользоваться «transit without visa concession», которое позволяет, при милости пограничника (это оф. позиция миграционной службы) и умении обосновать свои интересы, выйти в Лондон между самолётами на время до 24 часов.
Проблема же связана с тем, что, согласно международному законодательству, авиакомпания обязана доставить человека обратно на место вылета, если ему отказывают во въезде в страну. Потому многие авиакомпании просто тупо отказываются сажать самых умных русских на рейс. Специально для этого случая я распечатал странички с сайта миграционной службы.
Я заранее подготовил длинную речь, и милую даму средних лет я обработал примерно за 2 минуты (показать распечатку с сайта оказалось весьма кстати). Она ставит мне штамп в паспорте, пишет в графе «срок пребывания» что-то, что я могу прочитать только как «twenty poor hours», и на эти часы я в Англии! Победа!
Метро. Первый шок. Во-первых, оно низкое и маленькое. Высота потолков – где-то 2 метра, что, в общем, для многих уже впритык. Поезда по форме округлые, так что реально полная труба (tube – так его называют англичане). Во-вторых, mind the gap – помни о промежутке между поездом и станцией. Требование техники безопасности стало девизом подземки. В том, как его настойчиво повторяют, чувствуется какая-то очень глубинная первопричина, вероятно, начинающаяся ещё где-то в районе The English Channel. Это ад! На каждой станции тебе говорят «mind the gap». На каждой станции расклеены объявления «mind the gap». Наконец, на некоторых станциях мегафоны размеренно и негромко повторяют «mind the gap», «mind the gap», «mind the gap», именно на той громкости, чтобы это казалось внутренним голосом. «Mind the gap» становится частью сознания. «1984» - далеко не самое жуткое произведение, которое могло родиться в этой стране! Это зомбирует, это меняет сознание, это травма на всю жизнь. Mind the gap!
Парень поёт "Аллилуйю"
Я очень хотел посмотреть, насколько поломает мне психику левостороннее движение, и очень ждал какой-нибудь машины. Первая же увиденная мною машина ехала ровно по центру переулка, игнорируя все предписания и рекомендации. На этом я успокоился.
Для туристов.
Час, и я уже в центре Лондона. Со мной только рюкзак с курткой и флиской, тубус и фотоаппарат. Первое впечатление – бесконечная череда автобусов, тех самых, красных и двухэтажных. Второе – бесконечное количество чёрных такси (уже позже, поговорив с людьми, я понял причину – такси на троих в Лондоне стоит примерно также, как автобус. Женщина, живущая в Англии, назвала это дешевизной такси, я – дороговизной автобусов).
Самое первое, что я увидел в Лондоне.
Сначала я прохожу через парк St. James. В нём куча журавлей и пеликанов, оккупировавших остров в середине прудов. Птички тут живут вполне по своей воле, и с людьми контактировать не торопятся, да и смотрят как-то недобро. С учётом того, что, как свидетельствуют видео, английские пеликаны даже голубей ловят и жрут (заживо), туристам надо бояться больше, чем птичкам (пруф-видео, внимание, шок-контент!).
Что сильно удивляет, причём ещё даже на подлёте к туманному альбиону — количество жёлтой травы. Почти нет зелёных лужаек (хотя деревья зелёные). То ли засуха какая, то ли тут всегда так — я так и не понял пока...
St. James Park
Это дом смотрителя птиц. Построен в 1841 как швейцарское шале, "чтобы создать контраст с великолепной архитектурой близлежащих правительственных зданий", как саркастически пишет стенд.
Букингемский дворец на заднем плане
Форменный пират в центре щурит глаз...
Белки носятся как оглашённые. Успеть заснять практически невозможно.
Выхожу из парка. Ещё чуть-чуть – и я около здания парламента и Биг Бена. Совершенно не ожидал, что они окажутся такими красивыми и интересными! Замок из песка, в который добавили готики — так это выглядит в вечернем солнце...
От здания парламента перехожу через Темзу и иду в сторону Тауэрского моста. Вот эту сторону, южную, я категорически не рекомендую «срочникам»: система улиц-переходов весьма запутанная, а всё самое интересное всё равно находится на другом берегу реки.
Примечание. На парковках планы местности ориентированы в произвольные стороны, и север не отмечен! «Классическая» карта достопримечательностей Лондона (1) с искажённым соотношением масштабов и (2) пропускает очень многие интересные объекты. Навигация же по некоторым доставляет немало удовольствия. Так, есть станция «Monument», около которой на карте отмечен небольшой квадратик с подписью «The Monument». Всё!
Немного британского юмора
Произносят неправильно с 1947 года!
Попробуйте новый со вкусом киви!
(птичка вызывает неминуемую ассоциацию
со старым жестоким анекдотом про чай и канарейку)
Ещё один пример английского юмора.
"Сидр в день - и доктор вам не нужен *
* 8 из 10 докторов могут не согласиться"
Окончательно запутавшись в навигации, я, чертыхаясь, по системе подземных переходов выхожу на набережную и иду вдоль неё по берегу Темзы до Тауэрского моста. По дороге регулярно попадаются толпы людей около пабов: вечер пятницы, как-никак.
Одна из пивных на берегу. Перед ней установлена доска. Её начало нельзя не процитировать (стилистика сохранена):
"Место пивоварни, где сейчас находится эта постройка, имеет богатое и насыщенное прошлое. В ходе истории "Якорь" использовался как таверна, бордель, часовня, пивоварня, место торговли судами, и приумножал богатство своих выдающихся хозяев.
Первая запись в официальных хрониках не делалась ранее 1822 года, тем не менее, другие записи упоминают место как римское захоронение, [...] чумные ямы в 1603-м году, а также старые карты показывают тут арены для борьбы с медведями и быками. Скорее всего, один из самых ранних владельцев пивоварни, Josiah Childs (1665) дал "Якорю" это имя. Какое-то время [...] паб назывался "Thrales [название пивоварни] на месте мертвецов".
Возможно, самое знаменитое, что здесь было - Театр Глобус (Globe Theatre), который был с 1598 до 1613 года [до него от пивной ~200 метров]. Многие другие пабы Лондона называют Шекспира своим патроном, но мы искренне убеждены, что он наслаждался кружкой-другой пива в наших стенах." [там осталось ещё много этой прекрасной английской лирики]
Руины Винчестерского дворца (Winchester Palace)
Southwark Cathedral (1839)
В торговом центре
Темза... На заднем плане уже виден Тауэрский мост
Идти вполне прилично, несколько километров (от парламента). Наконец, становится видно мост. Он огромный! Он кажется даже больше самого Тауэра, который выглядит отсюда совсем небольшим — его я заметил даже после моста.
Сам Тауэр
Перехожу по мосту. Капитальненько, капитальненько. Впечатляет. Надолго строили.
Обхожу вокруг Тауэра.
Цитирую официальный русский перевод:
"Здание Главных складов сгорело дотла при пожаре, случившемся ранним утром 31 октября 1841 года. Толпы зевак наблюдали за тем, как пламя пожирает грандиозное сооружение XVII века, художники запечатлели катастрофу на своих полотнах". В общем, публика оценила.
888 246 керамических мака по количеству павших солдат Англии и колоний в Первой мировой войне - инсталляция к столетию войны. Вообще, монументов, посвящённых мировым войнам, в Лондоне весьма много.
Начинаю идти назад, к зданию парламента. По пути уже весьма хочется пить (фонтанчиков для питья я тут ни одного не видел), и я захожу в супермаркет. В глаза сразу бросается (и так и просится на ручки) имбирное пиво. При покупке спрашиваю продавца, можно ли тут пить пиво на улицах. Он отвечает что-то очень невнятное, что где-то можно, а где-то нельзя, и надо спрашивать у прохожих. Мне прохожих искать было лень, потому я просто нашёл пару полицейских и выпил бутылку на глазах у них. Проблем никаких, а вот пиво очень и очень понравилось.
All Hallows-by-the-Tower - "cамая старая церковь Лондона", основана в 675 году, и до сих пор содержит конструкционные элементы той поры.
Это некробус - туры по самым мистическим и ужасным местам Лондона.
К смерти в Англии вообще очень специфическое отношение. Есть даже всеанглийская ассоциация друзей кладбищ.
Немного исторической застройки
Вы таки не поверите, но это творение Зураба Церетели имеет всего лишь примерно полметра в высоту! "Ломая стену недоверия", 1990 год.
Собор святого Павла.
Памятник пожарникам, погибших в борьбе с огнём при бомбардировках Лондона 1939-1945 гг. Поимённый.
Королевский суд.
Паб 1625 года - единственное здание на берегу, уцелевшее в Great Fire of London (1666)
Ещё один старый паб...
Свинки прекрасны...
Somerset House - культурный центр.
Зимой вместо фонтанов каток.
Пора уже ехать в гостиницу. Схемы в метро нарисованы с использованием какой-то совершенно альтернативной логики, я пару раз уехал уехать не туда, пока наконец не нашёл нужный поезд. Из метро перехожу на наземную линию, которая меня довозит до нужной станции. Там уже до отеля остаётся совсем немного. Это район коттеджной застройки конца XIX — начала XX века (Acton city). Тихие безлюдные ночные улочки, где-то освещённые, где-то нет.
Автобусные остановки повёрнуты стенкой к проезжей части. Если подумать, рациональное зерно в этом есть.
Я остановился в отеле A to Z hotel, который был на тот момент самым дешёвым в списке booking.com. Маленький тихий отельчик. Интернета нет, зато в номере я нашёл чужой незапароленный WiFi. Примечание: в Англии используется свой собственный тип розеток, несовместимый с привычными!
Вечером ещё немного гуляю по району. Я захожу в супермаркет (они даже в этом сонном районе работают до 23, что весьма приятно) и покупаю ужин — кусок сыра и бутылку сидра.
Утром я просыпаюсь совсем рано и отправляюсь погулять по кварталу при свете дня. В общем, впечатление не изменилось — всё тихо и спокойно. Я как-то лучше стал понимать атмосферу этих английских детективов, где чинные бабушки и дедушки массово переводят друг друга на компост. Как-то весьма органично вписывается в атмосферу этих очень тихих улочек... Хотя всё мило и уютно, да.
Пожилой англичанин Morris Minor 1000. С деревянными рамами.
Сплошняком идёт такая довольно уютная коттеджная застройка
Вот как, как они строили десятилетия, а то и сотню лет назад, что сейчас сюда идеально вписался банкомат?!
Районная библиотека.
И Плюшка Ltd. как финальный аккорд.
Вообще, очень много мигрантов. Даже в отеле заправляют явно не коренные англичане.
В этом парке была вязовая аллея, пока её не скосила болезнь. Из остатков деревьев сделали такой вот небольшой парк сумерек (!) из резных скульптур
Станция наземного метро.
Шлагбаум на железнодорожном переезде настолько точен...
Скоро уже надо возвращаться к завтраку. Выдаются четыре малюсеньких пожаренных куска хлеба, к которым прилагаются неограниченные джемы и масло. Называется это гордо - «континентальный завтрак». Оставляет лёгкое чувство недоеденности.
Вскоре уже надо выметаться и ехать в аэропорт.
Вскоре уже надо выметаться и ехать в аэропорт.
Англиканская церковь святого Гавриила
Клумба. С пальмами...
Я иду к наиболее удобной станции метро, где надо сделать всего лишь две пересадки. Станцию я нахожу, конечно, в последний момент, так что уже откровенно опаздываю на самолёт. Спустя 10 минут приходит поезд – предыдущий ушёл из-под носа. Всё это время мне пилили мозг какими-то невнятными объявлениями.
К слову, в Лондоне есть минимум два английских – местный и для иностранцев. Это хорошо слышно в официальных объявлениях. «Для иностранцев» используется только для объявление станций подземки. Местный же используется для каких-то текущих объявлений, ну и собственно в разговорах местных. Я его вообще не понимаю, в лучшем случае – выхватываю отдельные слова. Это какой-то ужас. Когда я спросил (пост-фактум) одну британку, как они всё это понимают, она радостно ответила (говоря уже о диалектах всей Англии) «а мы друг друга, собственно, и не понимаем!».
Чудом успеваю на пересадках на два уходящих поезда, и вот я спустя где-то час в Хитроу. Тут, немного поплутав по терминалу, я наконец нахожу дорогу к самолётам. Да, что интересно, пограничного контроля на выезд из страны так такового нет. Зато есть совершенно шикарное бюро национальной статистики (так и подписано) — парта перед личным досмотром, за которой сидит суровый индус в фиолетовой чалме (не удивлюсь, если цвет чалмы регламентирован корпоративным стилем).
В зале ожидания терминала расставлены такие дивные стенды с репликами археологических артефактов, найденных в ходе строительства аэропорта. Параллельно крутятся слайдшоу - карты раскопок, фотографии с раскопов, реконструкции поселений древних бритов.
Внизу экрана - типы поселений в разные моменты истории.
В целом, Лондон мне очень понравился. Город большой, грязноватый и довольно шумный. Но интересный и со своей красотой. И со своим обликом и историей. Конечно, вернуться сюда бы хотелось.
Наконец, самолёт. 9600 км, 11 часов лёта. Где-то 7 часов из 11 перелёт проходит над территорией России. Смотрю в иллюминатор и узнаю места, где когда-то был – Питкяранта, Архангельск… Дальше всё затягивает сплошная облачная пелена, через которую ничего не видно.
Взял в самолёте почитать газету.
"Посмотри на кошек, которых никто не хочет - только потому что они чёрные. Можешь ли ТЫ дать одной из них дом?"
Тренируем фантазию
Очень интересно, как застывают капельки. Продвижение ледяного фронта идёт очень-очень медленно, одна капелька в минуту, наверное. Но как только капелька начинает застывать, она делает это буквально за пару секунд - видимо, переохлаждение и очень чистая вода.
Вот что это за чудо-остров, я так и не нашёл на картах. Должен быть около Архангельска...
Засыпаю. Просыпаюсь уже к ужину. Прошу в качестве напитка чай (а лечу я на British Airways). Мне наливают невероятно крепкий чифирь. Это я потом уже узнал, что англичане потому и пьют чай с молоком, что неразбавленным его пить невозможно. Мне же оставалось только глядеть на стюардессу и вспоминать старый анекдот:
Отсидел урка на зоне, вышел, поехал Москву смотреть. Ходит, осматривается, не узнает ничего, всё нравится. Дай, думает, зайду в ресторан. Заходит, садится, кругом чистота, лепота. Подбегает девочка с подносиком, говорит - что будете заказывать?
- Я, дочка, давно в Москве не был... Хожу вот, смотрю... Принеси ты мне чайку горячего, да и все.
- Ой, у нас знаете, такой ассортимент! Черный, зеленый, фруктовый... Столько сортов! Вам какой?
- Ну, я не знаю даже... Принеси на свой вкус!
Девочка несется на кухню:
- Ой, там такой страшный посетитель сидит! Весь в наколках! Зубы золотые! Чаю попросил на мой вкус. Ой, он такой страшный, он же это... Если не понравится, он же тут все разнесет, а меня зарежет!
Повар говорит:
- Да знаю я, какой они чай пьют! Давай сюда все сорта! А теперь килограмм чая - литр кипятка!
Заваривает, ждёт, девушка это наливает в чайничек, несет посетителю. Урка наливает чашечку, выпивает залпом, долго смотрит на девочку и говорит со вздохом, смахивая выступившую слезу:
- Да, дочка... Смотрю, жизнь-то тебя помотала...
Сейчас мы летим над Норильском, но он остаётся с другой стороны борта, так что я на это ещё раз не посмотрел, тем более, что всё затянуто облаками.
Бесконечные сумерки. Самолёт летит в точности по границе дня и ночи. Иногда вырубает в сон, иногда просыпаюсь. Полёт на высоте 12 километров. Где-то вдали земля. Чувствуется, что самолёт летит выше, чем обычные 10 километров — земля как-то особо далеко.
Под нами – Дальний Восток. Самолёт пролетает прямо над Хабаровском и уходит к морю. Бесконечные лесистые зелёные невысокие горы, лишь иногда леса сменяются каменными осыпями. Долины заполнены облаками. Их неровные контуры, что-то между стволами деревьев и реками, только совсем огромными, протекают между сопками. Чарующее зрелище...
Под нами – Дальний Восток. Самолёт пролетает прямо над Хабаровском и уходит к морю. Бесконечные лесистые зелёные невысокие горы, лишь иногда леса сменяются каменными осыпями. Долины заполнены облаками. Их неровные контуры, что-то между стволами деревьев и реками, только совсем огромными, протекают между сопками. Чарующее зрелище...
Понемногу светает – мы улетаем от линии сумерек. Самолёт вылетает к Японскому морю. Ещё два часа до посадки...
Комментариев нет:
Отправить комментарий