The great peril of our existence
lies in the fact that our diet
consists entirely of souls
Предполагается высказыванием инуитского шамана
Наконец дочитал сборник "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" 1974-го года издания (выложен в интернете в нескольких местах). Самая характерная особенность этих сказок - что большая их часть
практически не изменилась со времён первобытно-общинного строя. В этом
их отличие от практически всех сказок,
широко известных в Европе, которые появились гораздо позднее (с точки
зрения развития общества) и претерпели гораздо больше изменений. Другое
отличие - что эти сказки, в общем, не были только лишь байками для
детей. Многие из них содержат описания космогонии и являются, в общем,
описанием взаимодействия с окружающим миром.
Чукотский косторезный промысел. Келе похищают девушек.
Фото National Geographic: http://www.nat-geo.ru/article/73-chukotskie-komiksyi/
Фото National Geographic: http://www.nat-geo.ru/article/73-chukotskie-komiksyi/
Перед чтением рекомендую посмотреть вот эту статью: ссылка.
Главные примечательности:
- У героев обычно нет имён. Это не повести о героях или простаках, где есть отличающийся от всех других человек, который и становится центром повествования. Рыболов, оленевод, дочь, сын - все они, за редкими исключениями, безличны. Они все, за редким исключением, обычны.
- У персонажей нет чувств как некой независимой от действия составляющей. Нет какой-либо рефлексии, есть только непосредственная реакция на события. Интересно, насколько это связано с самоосознанием людей.
- Злые духи (Кэле) и божества (Кутх и др.) - они не являются чем-то редким, что в самой глубине лесов или в самых дальних горах. Все они живут на равных с людьми, все они соседствуют. Божества могут ошибаться. Кутх, создатель мироздания, в большинстве сказок остаётся в дураках.
- Нет принципиальных отличий животных и людей. Перевоплощения туда и обратно, общение - это в порядке вещей. Это не одна царевна-лягушка, но весь мир, который показан равным тебе. Сам процесс охоты рассматривается как поглощение друг другом равных друг другу существ.
- Действия рассматриваются не как активное изменение среды, но как естественный ход вещей. Пути достижения целей зачастую оказываются совершенно необъяснимы с позиций бритвы Оккама.
Очень рекомендую к чтению тем, кто хочет попробовать новый (или развить старый) набор жизненных принципов. Одна из самых полезных концепций - невыделения себя из окружающей среды, что ты - её неотъемлимая часть, которая действует не как "я меняю", а как "всё меняется вместе со мной". Реальность непрерывна, в ней нет дискретности. Ну и, конечно, мостик в совсем другую культуру, в совсем другой менталитет - тоже очень интересно.
См. также М. А. Дэвлет "Петроглифы Верхнего Енисея".
См. также М. А. Дэвлет "Петроглифы Верхнего Енисея".
Комментариев нет:
Отправить комментарий