Финансовая поддержка поездки осуществлена
грант которого покрыл дорогу и проживание
на месте проведения конференции
Переезд из Стокгольма в город проведения конференции, Упсалу (Uppsala), осуществляем с заездом в Sigtuna - маленький городок.
От станции Märsta туда ходят автобусы. Разных автобусов по источнику энергии навалом (благо на автобусах это написано за передней дверью). Помимо газовых и дизельных есть Biogasbuss-ы и, внимание, Etanolbuss-ы!
Около каждой железнодорожной станции - огромное количество велопарковок. О количестве велосипедов есть информация тут: более 60% населения обеспечено велосипедами.
Как показали наблюдения в разных городах, привязано около 20% велосипедов.
Их не воруют.
Рунические камни Sigtuna
Дорога в Sigtuna (маленький городок вдали от основных трасс).
На переднем плане - асфальтированная велодорожка, идущая параллельно автотрассе. Она снабжена фонарями. Такие тут повсеместно.
Переезды через шоссе реализованы мостами с длиннющими пандусами.
Там, где не проложена отдельная велодорожка - она сделана сбоку от автомобильной проезжей части и выделена асфальтом красного цвета.
Центральная площадь Sigtuna
Набережная озера. Детская песочница в виде корабля.
Скамейки на набережной выполнены с разным углом спинки.
Гуляя по Sigtuna, в центре города натыкаемся на рунический камень - тот самый, который был одним из основных пунктов культурной программы пребывания в Швеции.
Около него - табличка с описанием и координаты музея. В музее можно взять небольшой буклетик с картой расположения рунических камней и переводом надписей. For free.
Рунических камней в Швеции 2600 (больше всего в мире), из которых 2000 находятся в природном ландшафте (перенесены только самые плохосохранившиеся).
Руническим камням около 1000 лет. Большая часть из них была создана во времена христианизации викингов, потому традиционные языческие мотивы с руническим письмом объединены с чисто христианской символикой.
Алгоритм появления элемента был крайне прост. Шёл викинг. Внезапно решал "я хочу что-то увековечить в памяти потомков". Брал И Делал, то есть высекал на камне узор с надписями. В зависимости от проблем конкретного викинга, камни оставались с надписями от "в память о моём отце и брате" до "Ульрик воздвиг этот камень в свою честь".
С тех пор часть рунических камней была вмонтирована в церкви, а большинство - так и остались в ландшафте. Большинство из них содержит круговую руническую надпись, узор из сплетённых змей внутри (викинги знали толк в макрамэ) и крест.
Чудесный совершенно камень в глубоком-глубоком лесу.
Не хотите коттедж с видом на рунический камень?
Маршрут закончен, можно искать автобус назад.
Да, погоды тут лютые - проливной дождь и ясное солнце сменяются каждые 2-3 часа. Потому то намокаешь, то сохнешь. То намокаешь, то сохнешь.
Uppsala
В поездах нередко ходят музыканты.
Главный собор
Домик 1666 года постройки.
Кафе в студенческом городке. Я заходить туда не рискнул.
Музей Упсалы
Игрушка. Накопай себе динозавриков!
Экпозиция древнеегипетского зала поражает своим объёмом. Вполне сопоставимо с Пушкинским музеем в Москве.
Диаметр - сантиметров 15-20.
Музей располагается в старом анатомическом театре университета.
Потому многие экспонаты прямо оттуда.
Конференция 12th SGA Biennial Meeting
(в первую очередь, конференция по разработке и геологии рудных месторождений)
Опять же, хочется ещё раз поблагодарить оргкомитет за финансовую поддержку. От российского финансирования я был вынужден отказаться по этическим причинам. Что делать, если научный руководитель предпочитает катать жену, а не докладчиков от лаборатории?
Ну это то так, пятиминутка лирики.
Пойдёмте же теперь в университет Упсалы.
Перед университетом - как положено, рунические камни.
Холл
А вот в этом зале мне пришлось докладывать... Страшновато, конечно
Сам доклад прошёл весьма хорошо. Посвящён он был систематической оценке окислительно-восстановительных условий в древнем магматическом очаге. Что интересно, результаты показали высокую стабильность полученных оценок в пределах очага. Оценка этого параметра имеет значение для понимания механизмов формирования руд металлов, которые могут формироваться в определённом интервале условий. В свою очередь, понимание механизмов рудообразования может иметь значение для поиска рудных залежей, которые не выходят на дневную поверхность.
Это озеро внесено в список 10 самых красивых озёр мира по версии кого-то там.
Собственно, это было единственной мотивацией для выбора.
Одно из самых популярных с точки зрения туризма мест - городок Mora на дальнем берегу. До него ехать около 250 км в одну сторону от Uppsala. Так как местные поезда покрывают это расстояние за 2-2.5 часа, то туда вполне можно съездить на день.
Вообще, поезда весьма комфортные. Второй (низший) класс - каждая пара кресел оборудована розетками 220V (работающими). Сами кресла - типа самолётных. Туалеты оборудованы для инвалидов, есть и пеленальные столики.
Дорога начинается с "высоких земель". Что тут меня совершенно поражает - удивительно низкие облака, которые иногда даже пытаются коснуться земли.
Никогда не видел такого над полями-равнинами.
Это за 2.5 часа дороги.
Мора. Автобус мы, конечно же, пропустили. Потому идём в расчёте поймать машину. По пути насквозь вымачивает проливной дождь длиной в 20 минут.
Машину поймать довольно сложно, но вполне возможно. Вскоре нас подбирает садовник, который везёт хозинвентарь.
Он довозит до развилки - и там через пару километров пешком подбирает ещё одна машина, которая уже привозит на полуостров, выдающийся далеко в озеро - цель поездки.
Маленький городок. Церковь на главной площади - очень простая в своём оформлении. Расписание автобусов - есть только 2 часа до последнего. Форсированный старт к берегу озера.
Идти очень тяжело. Тут всё в такой ягоде!
Держимся из последних сил, но нервы периодически сдают.
А вот и Сильян
Однако уже надо спешить на автобус обратно.
Остановка. Недолгое ожидание. Автобус.
Проблема - билетов, конечно, у нас нет. Из всей наличности у меня есть только 10 евро (в Швеции используются кроны). Водитель смотрит на 10 евро (притом, что проезд стоит около 150 рублей с человека) - и пропускает в салон так.
Фрактализация домов
Дорога на небо
Сильян в Mora
Символами многих шведских городов являются такие расписные животные
Железнодорожная станция. Какие-то объявления - естественно, ничего не понятно, но на станции никого нет.
Перед самым поездом выходит девушка, и объясняет: из-за малого количества пассажиров вместо поезда будет автобус. Идём в автобус.
Автобус идёт до пересадочной станции, и опаздывает на следующий поезд. Вокзал. Естественно, никакой веры в людей нет. Первым делом - проверить, что поезд уже действительно ушёл. Последний. До Упсалы - 150 км.
Так вот, людям надо тут верить и просто тупо подождать 5 минут у автобуса. Через пять минут подходит девушка - сотрудник ж/д компании и что-то обсуждает с местными. Поясняет и тупым иностранцам: "билет - это гарантия доставки вас ж/д компанией до места назначения. Потому мы сейчас всем вызовем такси и вас развезут по станциям назначения. Вы не волнуйтесь". Первым делом отправляют тех, кому в аэропорт. Понемного очередь доходит и до нас.
Садимся в машину. Довозят до центра Упсалы. По счётчику вышло 22 тысячи рублей. За всё платит компания. Потому что это она не выполнила условия перевозки, не предоставив поезд в означенное время.
Сотрудница ж/д компании SJ.
По дороге разговорился с попутчицей. Она оказалась криминологом. Что интересно - в начале 90-х провела полгода в России, писала диссертацию о наркообороте между Москвой и Санкт-Петербургом. Жила в семье сталинистов. Как говорит, было "забавно" видеть, как со стен "уходили" портреты Ленина и Сталина. Её, правда, до сих пор легонько дёргает при этих воспоминаниях.
Жалуется на SJ (железные дороги Швеции). Дескать, ходят ужасно плохо, шведы злятся. Спрашиваю: а что, компенсации не платят? - Платят, конечно! - А если заночевать приходится в дороге? - Ну компания оплачивает отель. Про доставку на такси уважаемый читатель уже, надеюсь, понял.
Жалуется на дикий уровень социального неравенства в Швеции, ведущий к социальным напряжённостям. Опа! Это уже интересно! Это же мнение криминолога! Пример жестокого социального неравенства, по мнению специалиста, в Швеции: начинающая медсестра получает в месяц 115-125 тысяч рублей, а старшая - 300-400 тысяч рублей в месяц. В государственных клиниках.
Музей железных дорог Gävle
Последняя цель этой поездки - Ботнический залив. Однако по приезде в городок на пути оказывается препятствие - музей железных дорог.
Первое, на что наталкиваешься при выходе в город - табличка:
Табличка глаголит что-то в духе "в 1709-1869 гг. тут была железная дорога".
Музей состоит из двух частей с двух сторон от городка. Между ними курсирует дизель.
Ездит он, смешно покачиваясь с бока на бок.
Места для сидения - прямо вместе с машинистом!!
Он вообще замечательный. Останавливается перед стрелками и звонит с допотопной Nokia, чтобы переключили стрелки!
Ну и естественно ему машут все остальные железнодорожники.
Символ шведских железных дорог. Доставляет?
Да, кстати, белый круг, судя по другим изображениям - это солнце.
Стимпанк, чё.
Да, от паровозиков у меня много раз непрерывно сдали нервы от острых приступов неконтролируемого счастья.
Очень много стендов-макетов подвижного состава.
Мама стимпанка - Ракета!
Сигнальная лампа
Здравствуйте. Мы ведём репортаж из спального вагона 2-го класса, ходившего в 1894 году в Швеции.
У этого красавца все детали прямо в масле стоят!
А на таком я хочу на работу ездить!
Депо с поворотной площадкой.
Ботнический залив
До Ботнического залива можно пройти пешком.
Гордо какать с высоты. Извините. Это не я. Это тут так.
Дорога идёт мимо конюшни.
Потом попадаешь в промзону. Тут через них можно ходить спокойно - проходы открыты полностью, нет даже охраны.
От промзоны выходишь к мостику, по которому переходишь собственно к берегу Ботнического залива
А вот выйти в Ботническому заливу непросто - всё занято частными владениями. Потому можно просто показать фотоаппарат, помахать в сторону залива и помычать что-нибудь - и тебе разрешат пройти.
Ботнический залив
Остров Уто (Utö)
(геологическая экскурсия от конференции)
Подъём совсем рано, в 6 утра. Сбор. Выезд. С экскурсии - сразу в аэропорт, потому надо все вещи забрать.
Большую часть дороги все спят.
Приезжаем. Пока ждём парома, нам рассказывают душещипательную историю.
На закате СССР тут всплыла советская субмарина. Капитан подлодки вышел, скрестил руки на груди, начал осматриваться. Постоял-постоял (за это время уже прибыли пограничники), заявил "мы ошиблись". Субмарина ушла под воду и уплыла.
Наконец, паром.
Судно долго петляет между множества мелких островков.
Все очень похожие - каменный лоб выступает из воды, небольшая "шапочка" сосен, но все разные.
Через часа полтора подплываем
Гавань острова Уто.
Таааак. Руда есть. Пиво рядом. Так, может, нам и идти никуда не надо?
Тут добывали железную руду в 1100-1600 гг. (древнейшие рудники по добыче железа в Швеции). Руда представляла собой железистые кварциты (джеспилиты). По одной из точек зрения, их формирование проиcходило вследствие того, что древние организмы "надышали" кислорода в атмосферу, что привело к массовым осаждением руд. В России-Украине это знаменитые месторождения КМА и Кривого Рога.
В 1719 году добыча была остановлена из-за вторжения русских войск под предводительством Петра I, которые завалили рудники, и уничтожили все признаки цивилизации.
По-видимому, добыча как-то была восстановлена, так как полностью разработки прекратились только в 1878 году. Тогда "состоялся ужин на краю рудника. Стулья и столы вместе с тарелками, стаканами и столовыми приборами были сброшены в глубокую тьму рудника".
Это - древние горные выработки. Глубина "озёр" - 200 м. То есть это "просто" линейно вынутая полоса скальника... Такие вот шведские горняки...
Давно этот остров был вулканической дугой (примерно как Камчатка сейчас). 1850 миллионов лет назад, в
эпоху карельской складчатости, эту территорию причленило к Русской
плите, что привело к орогенезу (горообразованию) и завершению периода активного вулканизма. От периода вулканизма остались небольшие серебряные и полиметаллические месторождения, которые отрабатывались в старину. Древние метаморфические породы рассечены также многочисленными пегматитами с амазонитом и эльбаитом.
Хозяин леса
Прибрежный пейзаж
Обед
И тут тоже много ягоды.
Девочка, девочка, что ты жуёшь?
Не жнаю, шамо приполжло...
Складочки
В этих котлах тролли варили своих жертв.
Эта добрая скандинавская фольклорная традиция.
Один из основных источников воды этих многочисленных озерец вдоль моря - захлёст морской воды во время штормов.
Дорога домой
Нас высаживают около аэропорта. Самолёт только наутро. Стелимся и ложимся спать на лавочках. В 5 утра будит полиция - просит не спать на лавочках, это не "nice". Ok. Оказывается, надо было просто не ленится, переместить свои пятые точки на 30 метров в сторону, где есть специально оборудованный зал с кожаными диванчиками, где можно поспать при приглушённом свете.
Сувениры
Подмосковные пейзажи
Комментариев нет:
Отправить комментарий